Специфика анализа лирического произведения

Содержание

Слайд 2

Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда,

 Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда,

даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание. Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения связана и с соответствующей формой выражения: лирика требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку

Лирика – один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных мыслей, чувств и переживаний, отдельных состояний характера в определенный момент жизни 

Слайд 3

Анализ художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к

Анализ художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к

углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.

Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства

Слайд 4

В центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл

В центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл

стихотворения надо искать в «ключевых словах» его, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. Значит, анализ художественного произведения предполагает чтение, выделение «ключевых слов» и «фраз», составление плана, подборку цитат и т.д. Например, вы обращаете внимание на эпитеты (метафоры, сравнения...) стихотворения. Для чего? Чтобы понять, каковы их роль в художественном тексте, каковы их особенности у данного автора, о каких чертах его дарования они говорят.
Однако глубоко и полно понять значение каждой выделенной в процессе анализа части и на этой основе сделать правильные умозаключения нельзя, если не уметь видеть эти части вместе, в единстве, в целом. Этой цели служит синтез – мысленное объединение существенных свойств однородных предметов и явлений.
Слайд 5

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1) «Выходные данные». Автор, название (истолковать), время

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1) «Выходные данные».
Автор, название (истолковать), время написания, история

создания,
место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение
(отзывы о нем).
2) Структура образов и развития конфликта.
Тема и идея стихотворения
Эмоциональная окраска чувств.
Композиция, сюжет (если есть).
Образный ряд стихотворения.
Черты лирического героя.
3) Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.).
4) Основные особенности поэтического языка.
Тропы и фигуры.
Языковой поуровневый анализ:
а) поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);
б) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы);
в) использование явлений морфологии и синтаксиса.
5)Ритм, стихотворный размер, рифма.
6) Личное восприятия стихотворения.
Слайд 6

Выходные данные Сведения о выходных данных можно почерпнуть в комментариях к

Выходные данные

Сведения о выходных данных можно почерпнуть в комментариях к стихотворениях,

лучше пользоваться собраниями сочинений поэтов, в них информация бывает исчерпывающая. Нужно поразмышлять над смыслом названия, установить его прямой, а может быть, и переносный смысл.
Слайд 7

Структура образов и развитие конфликта. 1. Тема (мотив) – обстоятельство, событие,

Структура образов и развитие конфликта.

1. Тема (мотив) – обстоятельство, событие, факт,

впечатление, послужившее поводом, стимулом для лирического размышления или состояния
Идея – оценка автором изображаемого, его мысли по этому поводу
2. Эмоциональная окраска чувств.
Тема предполагает определённое настроение (эмоциональное состояние или размышление).
3. Композиция, сюжет (если есть). Сюжет в лирических произведениях чаще всего отсутствует. Он имеет место в стихотворениях событийных, эпических. С точки зрения композиции стихотворения можно разделить (условно) на 3 типа :
А)Событийно-эмоциональные (События, факты, обстоятельства, действия, воспомина- ния, впечатления перемежаются мыслями и эмоциями )
Б)Эмоционально-изобразительные(Чередование фактов, впечатлений и эмоциональных реакций.)
В) Собственно изобразительные или повествовательные(В стихотворениях такого рода представлены лишь чередования фактов и явлений, эмоционально-мыслительное начало в них не выражено, но оно подразумевается)
4. Образный ряд стихотворения.
Обратите внимание, как развивается основной образ. Если в стихотворении несколько образов, проследите как, в какой последовательности они сменяются, как соотносятся с жизнью человека, его чувствами (прямо или косвенно)
5. Основные черты лирического героя.
Образ лирического героя – это образ личности, которой принадлежат мысли и переживания в лирическом произведении . Его характер раскрывается в раздумьях, эмоциях (В стихотворении «Памяти Добролюбова» лирический герой сам Н.А.Некрасов. Он через восхищение жизнью своего друга и соратника сумел передать мироощущение и умонастроение демократической интеллигенции своего времени).
Слайд 8

Жанровое своеобразие стихотворения. Ода– торжественное стихотворение, прославляющее какое-либо событие, значительное явление

Жанровое своеобразие стихотворения.

Ода– торжественное стихотворение, прославляющее какое-либо событие, значительное явление общественной

жизни, выдающуюся личность и т.п.
Элегия– стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления и уныния.
Эпиграмма– короткое сатирическое стихотворение, адресованное определенному конкретному или же обобщенному лицу, событию, явлению и т.п.
Послание– стихотворение, обращенное к какому-либо конкретному лицу или группе лиц.
Гимн– хвалебная песнь в честь богов, героев, победителей, какого-либо знаменательного события и т.п., построенная как обращение или воззвание к восхваляемому объекту.
Стансы – небольшое лирическое стихотворение, состоящее из четверостиший с законченной мыслью в каждом из них, объединенных между собой одной темой. Стансы предполагают раздумья поэта.
Мадригал– стихотворение шутливого или любовного характера, в котором дается преувеличенно лестная характеристика лица, к которому обращается поэт.
С учетом формы и содержания стихотворения можно выделить такие лирические жанры: стихотворение – портрет, стихотворение – воспоминание, стихотворение – размышление, стихотворение – исповедь, стихотворение - признание, стихотворение – зарисовкаи пр.
Слайд 9

Основные особенности поэтического языка. 1)Тропы и фигуры. Тропы– это образные обороты

Основные особенности поэтического языка.

1)Тропы и фигуры.
Тропы– это образные обороты речи, в

которых слова и выражения употреблены в переносном значении. Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл (эпитеты, сравнение, метафора, аллегория, перифрах, олицетворение, оксюморон, ирония, гипербола, литота, метонимия, синекдоха)
2)Фигуры речи.
Стилистические фигуры – особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова(антитеза, градация, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, умолчание, риторические вопрос, восклицание, обращение, эллипсис, аллитерация, ассонанс, звукопись
Слайд 10

Ритм, стихотворный размер, рифма. Ритм – это чередование каких-либо элементов через

Ритм, стихотворный размер, рифма.

Ритм – это чередование каких-либо элементов через одинаковые

промежутки времени.
Единицей ритма в стихотворной речи является стих, т.е. отдельная стихотворная строка, которая в свою очередь делится на стопы.
Стопа – это группа слогов, включающая один ударный и один или несколько безударных слогов, с постоянным местом ударения.
Рифма– созвучное повторение концов стихотворных строк
Слайд 11

Личное восприятие стихотворения Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование. Для того чтобы понять,

Личное восприятие стихотворения

Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.
Для того чтобы понять, «что внутри»,

как выражаются дети, нет никакой необходимости нарушать цельность художественного произведения. Надо только поглубже вглядеться в него, не давая воли рукам. Чем пристальнее будет ваш взгляд, тем вернее уловите вы и смысл, и поэтическую прелесть стихов.
Главное – уловить живую авторскую мысль, настроение стихотворения и осторожно, бережно, чтобы не разрушить впечатление, постараться передать всё это в сочинении.