Специфика изучения драмы

Содержание

Слайд 2

Специфика драмы Драма показывает героя в действии. Описания, кроме тех, которые

Специфика драмы

Драма показывает героя в действии.
Описания, кроме тех, которые содержатся

в ремарках и словах персонажей, отсутствуют.
Повествования в драме нет, последовательность событий воссоздается на основе реплик, монологов и диалогов действующих лиц, а также ремарок автора.
Авторская позиция скрыта в большей степени, чем в произведениях других родов литературы.
Предназначенность пьесы для актерского исполнения, для сцены требует деления на акты и явления и определяет сравнительно небольшой объем. Важнейшая особенность драмы — концентрированность действия и значимость речевого высказывания персонажа.
Слайд 3

Изучение драматических произведений Самостоятельное прочтение драмы. Выразительное чтение пьесы. Вступительные занятия

Изучение драматических произведений

Самостоятельное прочтение драмы.
Выразительное чтение пьесы.
Вступительные занятия могут быть различными

в зависимости от своеобразия пьесы:
а) предварительный комментарий к пьесе;
б) рассказ об эпохе;
в) исторические сведения о тех вопросах, которые волновали людей определенного времени и нашли отражение в пьесе;
г) репродукции картин художников, рисующих жизнь людей прошлых лет;
д) рассказ о жизни драмы в театре.
Слайд 4

Изучение драматических произведений Последовательная работа над действиями пьесы. Обращение к пьесе

Изучение драматических произведений

Последовательная работа над действиями пьесы.
Обращение к пьесе в целом.

Помощь в осмыслении конфликта.
Выяснение главного конфликта. Первое знакомство учащихся с действующими лицами.
Обращение внимания на время, охваченное пьесой.
Отбор опорных явлений, определяющих развитие действия, их анализ.
Разъяснение непонятных слов.
Исторический и театральный комментарий.
Слайд 5

Методы и приёмы работы над драмой «Точка зрения из зала», установка

Методы и приёмы работы над драмой

«Точка зрения из зала», установка на

зрительное восприятие.
Побуждение учеников представить происходящее на сцене .
Создание воображаемых мизансцен (продумать расположение персонажей).
Последовательное наблюдение за развитием действия.
Анализ речи персонажа.
Анализ диалога персонажей: а) В какой обстановке происходит диалог? б) Каковы его причины? в) Каково содержание диалога? г) Какие черты героев раскрываются?
Слайд 6

Методы и приёмы работы над драмой Раскрытие подтекста. Обращение внимания на

Методы и приёмы работы над драмой

Раскрытие подтекста.
Обращение внимания на ремарки автора,

на афишу и замечания к ней.
Выразительное чтение.
Привлечение внимания учеников к замечаниям, сделанным автором для актёров, чтобы ответить на вопрос «Каково отношение автора к происходящему?», т.к. позиция автора в драме скрыта.
Обобщение полученных наблюдений.
Слайд 7

Методические приёмы (Роговер) выяснение особенностей первоначального восприятия учащимися пьесы путем постановки

Методические приёмы (Роговер)

выяснение особенностей первоначального восприятия учащимися пьесы путем постановки вопросов

для письменных ответов;
демонстрирование кинофильмов;
использование фотографий;
привлечение репродукций произведений живописи, иллюстрирующих текст;
ознакомление учащихся с некоторыми материалами литературной полемики в связи с постановкой пьесы;
чтение отрывков по ролям;
заучивание наизусть монологов;
сообщения учащихся по заранее предложенным темам;
Слайд 8

Методические приёмы (Роговер) раскрытие сценической истории пьесы путем привлечения мемуарных источников;

Методические приёмы (Роговер)

раскрытие сценической истории пьесы путем привлечения мемуарных источников;
письменные записи

(составление таблиц) при подборе материала для характеристики персонажей и при изложении сюжетных эпизодов;
диспут;
использование документов, поздних высказываний автора о пьесе;
этические беседы по вопросам, поставленным в пьесе;
прослушивание записей сцен из пьесы;
просмотр спектакля с последующим обсуждением;
работа над сочинением.
Слайд 9

Программа В. Я. Коровиной. 5-11 классы 5 класс Из литературы XX

Программа В. Я. Коровиной. 5-11 классы

5 класс
Из литературы XX века.
Самуил Яковлевич

Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Слайд 10

Программа В. Я. Коровиной. 5-11 классы 8 класс Денис Иванович Фонвизин.

Программа В. Я. Коровиной. 5-11 классы

8 класс
Денис Иванович Фонвизин. Слово о

писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Слайд 11

Программа В. Я. Коровиной. 5-11 классы 8 класс Николай Васильевич Гоголь.

Программа В. Я. Коровиной. 5-11 классы

8 класс
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ

о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
Слайд 12

Программа В. Я. Коровиной. 5-11 классы 9 класс Александр Сергеевич Грибоедов.

Программа В. Я. Коровиной. 5-11 классы

9 класс
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и

творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров, «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства» Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Слайд 13

Программа В. Я. Коровиной. 5-11 классы 10 класс Александр Николаевич Островский.

Программа В. Я. Коровиной. 5-11 классы

10 класс
Александр Николаевич Островский. Жизнь и

творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-по- этическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).
Слайд 14

Программа В. Я. Коровиной. 5-11 классы 11 класс Максим Горький. Жизнь

Программа В. Я. Коровиной. 5-11 классы

11 класс
Максим Горький. Жизнь и творчество.

(Обзор.)
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Слайд 15

Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор» Класс: 8 Выделено часов на тему:

Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

Класс: 8
Выделено часов на тему: 5
Система уроков:
Историзм

Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией.
Цели: углубить знания учеников о творческой биографии писателя; закрепить знания о драматическом роде литературы; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
Методические приёмы: повторение изученного; рассказ учителя; выразительное чтение, комментированное чтение, беседа по вопросам.
Слайд 16

Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор» Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.

Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В.

Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения.
Цели: углубить понятие о сатире и её средствах; развивать навыки анализа текста, характеристики героев, навыки выразительного чтения; закрепить знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, умение пользоваться ими; развивать творческие способности учеников.
Методические приёмы: комментированное чтение, характеристика персонажей, выразительное чтение, составление таблицы.
Слайд 17

Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор» Хлестаков и хлестаковщина. Цели: развивать навыки

Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

Хлестаков и хлестаковщина.
Цели: развивать навыки анализа текста,

характеристики героев, навыки выразительного чтения.
Методические приёмы: комментированное чтение комедии по ролям; рецензирование исполнения чтецов; характеристика героя, работа в группах.
Слайд 18

Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор» Особенности композиционной структуры комедии Н. В.

Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

Особенности композиционной структуры комедии Н. В. Гоголя

«Ревизор». Подготовка к сочинению.
Цели: развивать навыки анализа текста, выделения композиционных элементов, монологической речи; обобщить материал предыдущих уроков; учить писать сочинение.
Методические приёмы: сообщения учеников, пояснения учителя, анализ иллюстраций, беседа по вопросам.
Слайд 19

Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор» Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии

Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Гоголя

«Ревизор».
Цели: развивать навыки рецензирования, монологической речи.
Методические приёмы: анализ творческих работ; рецензирование кинофрагментов, викторина.
Слайд 20

Урок №2. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Урок №2. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Приёмы

сатирического изображения.

Оборудование: иллюстрации к комедии; кинофрагменты «Ревизор» (1977).
Ход урока:
Выборочное комментированное чтение сцен комедии по ролям.
Характеристика персонажей.
1. Слово учителя. 2. Беседа:
— В «Замечаниях для господ актёров» внимание уделено далеко не всем персонажам. Почему? — Почему Бобчинского и Добчинского Гоголь характеризует вместе? — Почему почтмейстера автор характеризует всего одной фразой: «простодушный до наивности человек»? Обратите внимание на ироничность характеристики.

Слайд 21

Урок №2. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Урок №2. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Приёмы

сатирического изображения.

Характеристика персонажей. 3. Работа с таблицей. Задание: начать составление таблицы «Характеристика чиновников уездного города»; дополнять её по мере работы над пьесой.

Слайд 22

Урок №2. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Урок №2. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Приёмы

сатирического изображения.

Беседа по вопросам учебника.
Дополнительные вопросы: — Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом ревизора? — С какой целью городничий решает отправиться в гостиницу?
Развитие драматического конфликта.
Задание: Какие причины для страха имеет каждый чиновник? Найдите как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и в авторских ремарках.
Примеры:
Городничий. Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждёшь, что вот отворится дверь и шасть… Городничий (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить). А ва- ва- ва- ва… ва…

Слайд 23

Урок №2. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Урок №2. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Приёмы

сатирического изображения.

Развитие драматического конфликта.
— Объясните, почему Городничий, который «тридцать лет живёт на службе», которого «ни один купец, ни подрядчик не мог провести», который «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готов обворовать, поддевал на уду», который «трёх губернаторов обманул», сам обманулся насчёт Хлестакова, в котором «вот просто ни на полмизинца не было похожего на ревизора? — С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? — Какие детали указывают на то, что взятки – обычное дело для чиновников? — Перечитайте 1-е и 2-е явления и обратите внимание на поведение городничего. — Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами? (2 явление V действия). В чём комизм ситуации? — Что лежит в основе взаимоотношений в чиновном мире?

Слайд 24

Урок №2. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Урок №2. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Приёмы

сатирического изображения.

Домашнее задание.
Ответить на вопросы учебника (№1-7, с. 344-345).
Подготовить характеристику Хлестакова.
Подготовить выразительное чтение сцен по ролям.

Слайд 25

А. Н. Островский. Пьеса «Гроза» Класс: 10 Выделено часов на тему:

А. Н. Островский. Пьеса «Гроза»

Класс: 10
Выделено часов на тему: 4
Система уроков:
Художественный

мир А. Н. Островского. Личность и судьба драматурга. Островский и Малый театр. Новаторство драматурга.
Драма «Гроза». Тёмное царство в изображении А. Н. Островского.
Цели: дать понятие о самодурстве как социально-психологическом явлении; охарактеризовать персонажей пьесы, являющихся носителями этого качества.