Сравнения в произведениях И. С. Тургенева: повести «Муму» и рассказе «Певцы»

Содержание

Слайд 2

Цель исследования: Найти в произведениях Тургенева сравнения и определить их значение

Цель исследования:
Найти в произведениях Тургенева сравнения и определить их значение

и роль в художественном тексте.
Задачи:
Перечитать повесть Тургенева «Муму» и рассказ «Певцы».
Найти и выписать из произведений все сравнения.
Классифицировать сравнения по их видам (простые, метафорические, олицетворения и овеществления).
Определить роль сравнений в художественном тексте.
Слайд 3

Теория вопроса Сравнение – это один из приёмов художественной речи, сопоставление

Теория вопроса

Сравнение – это один из приёмов художественной речи, сопоставление двух

предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. Сравнительный оборот строится с помощью союзов: как, словно, будто, как будто, точно.
Слайд 4

Метафора (греч. «перенос»), образное сближение слов на базе их переносного значения.

Метафора (греч. «перенос»), образное сближение слов на базе их переносного значения.
Олицетворение

– это воплощение каких-нибудь черт, свойств в образе живого существа.
Овеществление – это выражение в чём-нибудь вещественном, материальном.
Слайд 5

«Муму» Сравнения: «Ночью Муму не спала вовсе, но не лаяла без

«Муму» Сравнения:

«Ночью Муму не спала вовсе, но не лаяла
без разбору, как иная

глупая дворняжка,
которая, сидя на задних лапах и подняв морду
и зажмурив глаза, лает просто о скуки, так, на
звёзды» (прямое сравнение).
Слайд 6

Метафорические сравнения: 1.«Мышцы Герасима, как рычаг опускались и поднимались». 2. «Герасим

Метафорические сравнения:

1.«Мышцы Герасима, как рычаг опускались и
поднимались».
2. «Герасим скучал и

недоумевал, как
недоумевает молодой, здоровый бык,
которого только что взяли с нивы, где сочная
трава росла ему по брюхо».
3. «Герасим видел перед собой белеющую
дорогу - дорогу домой, прямую, как стрела».
Слайд 7

Овеществление

Овеществление

Слайд 8

Выводы по главе: 1. Автор не использовал в повести олицетворения, но

Выводы по главе:

1. Автор не использовал в повести олицетворения, но использовал

простые, метафорические сравнения и овеществления.
2. Автор использовал сравнения в своей
повести, для того чтобы, украсить её, сделать богаче, эмоциональнее.
Слайд 9

«Певцы» Сравнения (прямые): «У Дикого Барина были чёрные, блестящие волосы, жёсткие,

«Певцы» Сравнения (прямые):

«У Дикого Барина были чёрные, блестящие волосы, жёсткие, как щетина».
«Моргач

осторожен и в то же время предприимчив, как лисица».
«Моргач болтлив, как старая женщина, и никогда не проговаривается».
«Лицо Якова было бледно, как у мёртвого.
Мы все стояли как оцепенелые».
«Яков наслаждался своей победой, как дитя».
«Моргач, весь красный, как рак, и широко раздув ноздри, язвительно посмеивался из угла».
Слайд 10

Метафорические сравнения: «Овраг, зияя как бездна, вьётся, разрытый и размытый, по

Метафорические сравнения:

«Овраг, зияя как бездна, вьётся, разрытый и размытый, по самой

середине улицы и пуще реки, разделяет обе стороны бедной деревушки».
«На самом дне, сухом и жёлтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня».
«Окно, словно зоркий глаз, обращено к оврагу и в зимние вечера, освещённое изнутри, далеко виднеется в тусклом тумане мороза и не одному проезжему мужику мерцает путеводной звездою».
«У Николая Ивановича жирный лоб, перетянутый морщинами, словно нитками».
Слайд 11

5. «Чувство духоты и зноя, словно бремя, свалилось у меня с

5. «Чувство духоты и зноя, словно бремя, свалилось у меня с

плеч, как только я переступил порог».
6. «Присутствие Обалдуя переносили, как неизбежное зло».
7. «Рядчик играл и вилял своим голосом, как юлой».
8. «У Якова глаза разгорелись, как уголья, и он весь дрожит как лист и беспорядочно улыбается».
9. «Звук дрожащий, как струна».
10. «Голос звенел, как надтреснутый».
Слайд 12

Овеществление

Овеществление

Слайд 13

Выводы: Сравнения несут особую смысловую нагрузку. Герасима Тургенев сравнивает с деревом

Выводы:

Сравнения несут особую смысловую нагрузку. Герасима Тургенев сравнивает с деревом и

с быком, тем самым подчёркивая его связь с живой природой. И сам он живой, ранимый, глубоко чувствующий…
А Капитона – с коломенским горшком, подчёркивая его бездушность, чёрствость, никчемность.
Слайд 14

Источники: И. С Тургенев повесть «Муму» и рассказ «Певцы». Литературоведческий словарь.

Источники:

И. С Тургенев повесть «Муму» и рассказ «Певцы».
Литературоведческий словарь.