Таиров Александр Яковлевич (1885 - 1950)

Содержание

Слайд 2

Выбор жизненного пути Родился в 1885 года в Ромны Полтавской губернии

Выбор жизненного пути

Родился в 1885 года в Ромны Полтавской губернии

в семье учителя.
В 1904 году сыграл Петю Трофимова в «Вишневом саде» А. П. Чехова на сцене Драматического товарищества под рук. А. Н. Лепковской.
В сезон 1906—1907 гг. был актёром театра В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге.
До 1913 года Таиров играл в театрах Петербурга, Риги, Симбирска, три года в Передвижном театре П. П. Гайдебурова; здесь же начал режиссёрскую деятельность, поставив в 1908 году спектакли «Гамлет» и «Дядя Ваня». В 1913 году Таиров окончил юридический факультет Петербургского университета и поступил в московскую адвокатуру, которую в скором времени оставляет, чтобы вступить в Свободный театр (руководитель К. А. Марджанов), где он ставит спектакль «Жёлтая кофта» Хезельтона-Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» Шницлера.
В 1914 году Таиров вместе с Алисой Коонен и группой молодых актёров создал Камерный театр, с которым была связана вся его дальнейшая жизнь.
Слайд 3

Камерный театр А.Я.Таирова Спектакли, поставленные А. Я. Таировым «Оптимистическая трагедия» В.

Камерный театр А.Я.Таирова

Спектакли, поставленные А. Я. Таировым
«Оптимистическая трагедия» В. Вишневского;
«Сакунтала» Калидасы;
«Женитьба

Фигаро»;
«Покрывало Пьеретты» А. Шницлера;
«Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского;
«Саломея» Уайльда;
«Адриенна Лекуврер»;
«Принцесса Брамбилла» Т. Гофмана;
«Король-Арлекин»;
«Ящик с игрушками»;
«Благовещенье» - по пьесе П. Клоделя;
«Ромео и Джульетта»;
«Опера нищих» по пьесе "Трёхгрошовая опера" Б. Брехта - первая постановка в СССР;
«Богатыри» - опера - фарс А.П. Бородина;
«Федра; «Гроза»; «Негр»;
«Любовь под вязами»;
«Египетские ночи»: фрагменты одноимённого произведения Александра Сергеевича Пушкина; «Цезаря и Клеопатры» Б. Шоу и «Антония и Клеопатры» У. Шекспира.
Слайд 4

Основные принципы работы режиссёра Отвергал натуралистический и условный театр. Исповедовал принципы

Основные принципы работы режиссёра

Отвергал натуралистический и условный театр.
Исповедовал принципы «синтетического театра»

с объединением в себе разъединенных элементов театра: слова, песни, пантомимы, танца, цирка и пр.
Использовал балетную форму спектакля, дававшую актерам возможность продемонстрировать пластическое мастерство.
Культивировал применение зрительного образа для выражения самых сокровенных, потаенных движений души человека. 
Стремился к воспитанию не только актера-виртуоза, но и художника-гражданина, способного углубить сценический образ своей мыслью, знанием жизни, всесторонней культурой, опытом.
Слайд 5

Техника актера Внутренняя техника актера: Жизненность переживания Создание сценического образа (синтез

Техника актера

Внутренняя техника актера:
Жизненность переживания
Создание сценического образа (синтез эмоции

и формы)
Импровизация (упражнения «на объект» и «на эмоцию»).
Внешняя техника актера
Использование в работе над образом мимики, жестов, всего тела, дыхания, голоса, речи.
Слайд 6

Методы воспитания юных актёров (молодежи от 16 до 20 лет) по

Методы воспитания юных актёров (молодежи от 16 до 20 лет) по

системе А.Я. Таирова.

Обучение обращению с марионетками для четкого знания схемы пантомимического движения и выразительной, образной речью и дикцией;
Занятия по фехтованию, акробатике и жонглированию;
Чтение лекций по истории кукольного театра для развития и пополнения в учениках понимания настоящей широкой театральной культуры.

Слайд 7

Новый сценографический стиль функциональный, т.е. сценические сооружения были полезны для актёров,

Новый сценографический стиль

функциональный, т.е. сценические сооружения были полезны для актёров, помогали

им чувствовать себя во время спектакля свободно, раскованно;
декоративный - трёхмерное построение помогало зрителям воспринимать своеобразную скульптурность персонажей, задуманную режиссёром.
Слайд 8

Литературное наследие режиссёра

Литературное наследие режиссёра

Слайд 9

Литература о режиссёре

Литература о режиссёре