Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Содержание

Слайд 2

Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии. В жизни

Пушкин - дневное,
Лермонтов - ночное светило русской поэзии. В жизни

Пушкин - весь на людях, но в творчестве - один;
Лермонтов - обратное: в жизни - один, в творчестве идет к людям: пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен.
Дмитрий Мережковский
Слайд 3

Слайд 4

Современники о М.Ю.Лермонтове «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого

Современники о М.Ю.Лермонтове

«Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица,

от его больших неподвижно-темных глаз», - писал Иван Сергеевич Тургенев.
«То были скорее длинные щели, а не глаза, — пишет один из почитателей поэта , — щели, полные злости и ума».
«Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых, до сих пор остается для меня загадкой», - вспоминал художник М. Е. Меликов.
«Глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные», - писал один из знакомых поэта.
Слайд 5

Утес Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она

Утес
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,


По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
Слайд 6

ТЕМА: «Мотив одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова»

ТЕМА: «Мотив одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова»

Слайд 7

Эпиграф к уроку Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве

Эпиграф к уроку

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить,
Делить веселье

все готовы –
Никто не хочет грусть делить…
(«Одиночество» М.Ю.Лермонтов)
Слайд 8

М. Ю. Лермонтов. Листок Дубовый листок оторвался от ветки родимой И

М. Ю. Лермонтов. Листок
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в

степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря,
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-
девицы,
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек
дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих
изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,
Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не
пара.
Ты много видал — да к чему мне твои
небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. Антитеза Образное определение

Противопоставление слов, образов,
эпизодов для усиления
выразительности мысли.

Антитеза

Образное определение предмета,

выраженное преимущественно
прилагательным.

Эпитет

Перенесение человеческих черт
на неодушевлённые предметы и явления

Олицетворение

Переносное значение слова,
основанное на сходстве
двух предметов.

Повторение одних и тех же
элементов в начале строк, строф.

Вопрос, на который
не ожидается ответа.

Метафора

Анафора

Риторический
вопрос

Слайд 14

АНТИТЕЗА (греч. ’Αντίθεσις, противоположение) — фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных

АНТИТЕЗА (греч. ’Αντίθεσις, противоположение) — фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных

понятий или образов. Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или общая на них точка зрения.
Листок – чинара
Пылен и желт – сынам свежим
Бурей гонимый – солнцем любима
Слайд 15

АЛЛЕГОРИЯ (греч. αλληγορία, иносказание) — выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия,

АЛЛЕГОРИЯ (греч. αλληγορία, иносказание) — выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия,

суждения) посредством конкретного (образа), напр., изображение смерти в виде скелета с косой, правосудия в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой. Тем самым, в аллегории конкретный образ получает абстрактное значение, обобщается, сквозь образ созерцается понятие.
МОТИВ (от moveo — двигаю, привожу в движение), в широком смысле этого слова, — основное психологическое или образное зерно, которое лежит в основе каждого художественного произведения
Слайд 16

Слайд 17

ЛИСТОК ПОГИБАЮЩИЙ БЕСПРИЮТНЫЙ СТРАДАЮЩИЙ ОДИНОКИЙ НЕСЧАСТНЫЙ Одиночество

ЛИСТОК

ПОГИБАЮЩИЙ
БЕСПРИЮТНЫЙ


СТРАДАЮЩИЙ
ОДИНОКИЙ
НЕСЧАСТНЫЙ


Одиночество

Слайд 18

ЧИНАРА БЕСЧУВСТ-ВЕННАЯ САМОВЛЮБЛЕННАЯ САМОДО-ВОЛЬНАЯ РАВНОДУШ-НАЯ Радость бытия СЧАСТЛИВАЯ

ЧИНАРА
БЕСЧУВСТ-ВЕННАЯ
САМОВЛЮБЛЕННАЯ
САМОДО-ВОЛЬНАЯ
РАВНОДУШ-НАЯ


Радость бытия
СЧАСТЛИВАЯ

Слайд 19

Обсуждение стихотворения «Листок» Как вы думаете , есть ли будущее у

Обсуждение стихотворения «Листок»

Как вы думаете , есть ли будущее у листка?
-

В стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения.
Кому сочувствуете вы и почему?
Слайд 20

Три пальмы

Три пальмы

Слайд 21

Оазис Оазис- место в пустыне, где есть растительность и вода.

Оазис

Оазис- место в пустыне, где есть
растительность и вода.

Слайд 22

Беседа с учащимися по вопросам. 1.Кто главные герои стихотворения? ("Три гордые

Беседа с учащимися по вопросам.
1.Кто главные герои стихотворения?
("Три гордые пальмы"

и "звучный ручей").
2.Как проходит их жизнь?
(Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)
3.Почему пальмы недовольны своей жизнью?
(Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).
4.Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения?
(Покой нарушен появлением людей).
Слайд 23

Композиция стихотворения: Жизнь гордых пальм в пустыне. Обращение пальм к Богу.

Композиция стихотворения:

Жизнь гордых пальм в пустыне.
Обращение пальм к Богу.
Появление каравана.
Пальмы приветствуют

гостей.
Гибель пальм.
«Все дико и пусто кругом…»
Слайд 24

Композиция баллады. 1-2 строфы- описание оазиса в пус - тыне, многолетнего

Композиция баллады.

1-2 строфы- описание оазиса в пус -
тыне, многолетнего бес-

полезного одиночества
пальм.
3 строфа- упреки пальм небу, Богу.
4-6 строфы- описание каравана.
7 строфа- приветливая встреча уста-
лых путников.
8 строфа- гибель пальм.
9-10 строфы- описание бесплодной пустыни.
Слайд 25

Анализ стихотворения О чём мечтали пальмы до прихода каравана? Прочитайте, почему

Анализ стихотворения

О чём мечтали пальмы до прихода каравана? Прочитайте, почему пальмы

стали роптать на Бога ?
Почему они недовольны своей жизнью? Чего они хотят?
- Какое художественное средство использует поэт? Для чего?
олицетворение
Слайд 26

Олицетворения Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студёный ручей…

Олицетворения

Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей…
Когда же на

запад умчался туман…
Не шепчутся листья с гремучим ключом…
Сумрак на землю упал…
Слайд 27

Эпитеты Гордые пальмы Махровые главы Пепел седой и холодный Песчаные степи

Эпитеты

Гордые пальмы
Махровые главы
Пепел седой и холодный
Песчаные степи
Бесплодные почвы
Чуждая земля
Нежданные гости
Вороной конь

Слайд 28

Задания по группам 1ряд : Какие краски использует автор, рисуя караван?

Задания по группам

1ряд : Какие краски использует автор, рисуя караван?
2ряд: Какими

звуками наполнена картина?
3ряд: Какие сравнения использует автор, изображая караван?
Слайд 29

Аллитерация По корням упругим топор застучал. Аллитерация- повтор однородных согласных звуков, придающий тексту особую выразитель- ность.

Аллитерация

По корням упругим топор застучал.
Аллитерация- повтор однородных
согласных звуков,
придающий тексту


особую выразитель-
ность.
Слайд 30

Антитеза Антитеза(греч. противоречие)- противопоставление образов, эпизодов, картин, слов. Помогает передать мысль и чувства, усиливает эмоциональность речи.

Антитеза

Антитеза(греч. противоречие)-
противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Помогает передать мысль и чувства,

усиливает эмоциональность речи.
Слайд 31

Сравнения И прыгал, как барс, поражённый стрелой… И шёл, колыхаясь, как в море челнок…

Сравнения

И прыгал, как барс, поражённый стрелой…
И шёл, колыхаясь, как в море

челнок…
Слайд 32

«Это интересно». О пальме Пальма – священное дерево, название которого встречается

«Это интересно». О пальме

Пальма – священное дерево, название которого встречается в

Библии. Ведь именно пальмовые ветки бросали под ноги Иисусу Христу. На востоке не с вербой, а с пальмовыми ветками приходят в так называемое Вербное воскресенье.
Пальма символизирует вечную жизнь (оно вечнозелёное), вечность природы.
Также пальма является символом красоты.
Слайд 33

Анализируем стихотворение «Три пальмы» План разбора стихотворения I. Реально-биографический комментарий II.

Анализируем стихотворение «Три пальмы»

План разбора стихотворения

I. Реально-биографический комментарий
II. Жанровое своеобразие
III.Идейное содержание
1.Тема
2.Основная

мысль
3.Выраженные чувства
4.Впечатление от стихотворения

Анализ стихотворения

Стихотворение написано о священном дереве пальме.
Баллада, восточное сказание.
О гордых пальмах, караване, о последствиях соприкосновения человека и природы.
Показать чёрствость, жестокость человека по отношению к природе.
Гордость, недовольство, веселье, радость, жестокость, эгоизм.
Печаль, безнадёжность.

Слайд 34

Анализируем стихотворение «Три пальмы» IY. Построение стихотворения 1.Основные образы 2.Изобразительные средства

Анализируем стихотворение «Три пальмы»

IY. Построение стихотворения
1.Основные образы
2.Изобразительные средства
Y. Вывод
Пальмы, родник-ручей-ключ, караван,

пустыня, коршун
Эпитеты: летучий песок, золотой песок, песок раскалённый; студёный ручей.
Олицетворение: пальмы стали роптать.
Метафора: изрублены были тела их.
В сказании М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» автор выразил мысль об ответственности человека за сохранение красоты и жизни, показал последствия необдуманного отношения к природе.
Слайд 35

Лабораторная работа Определение стихотворного размера 1.Подчеркнуть гласные, посчитать количество слогов. 2.Поставить

Лабораторная работа

Определение стихотворного размера
1.Подчеркнуть гласные, посчитать количество слогов.
2.Поставить ударения во всех

словах.
3.Чёрточками на отдельной строке обозначить количество слогов, поставить ударения над ними.
4.Рассмотреть повторяющийся рисунок в строке.
5.Разделить вертикальной чертой повторяющиеся отрезки.
6.Определить размер.
Слайд 36

Стихотворные размеры Ямб - __ /_ Хорей - /_ __ Дактиль

Стихотворные размеры
Ямб - __ /_
Хорей - /_ __
Дактиль -

/_ __ __
Амфибрахий - __ /_ __
Анапест - __ __ /_
Слайд 37

Ответ В песчАных степЯх аравИйской землИ Три гОрдые пАльмы высОко рослИ

Ответ
В песчАных степЯх аравИйской землИ
Три гОрдые пАльмы высОко рослИ
__ /_

__ | __ /_ __ | __ /_ __ | __ /_
__ /_ __ | __ /_ __ | __ /_ __ | __ /_
ДАКТИЛЬ
Слайд 38

Безжизненная пустыня

Безжизненная пустыня

Слайд 39

Как часто пёстрою толпою окружён, Когда передо мной как будто бы

Как часто пёстрою толпою окружён,
Когда передо мной как будто бы сквозь

сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шёпоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, -
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
1840
1. Какова тема стихотворения?
2. На каком художественном приёме построено? Выпишите словосочетания, подтверждающее это в два столбика.
Слайд 40

Стансы Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с

Стансы
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом;
Я

б с ним препровожденный миг
Почел потерянным досугом.
Мне скучно в день, мне скучно в ночь.
Надежды нету в утешенье;
Она навек умчалась прочь,
Как жизни каждое мгновенье.
На светлый запад удалюсь;
Вид моря грусть мою рассеет.
Ни с кем в отчизне не прощусь –
Никто о мне не пожалеет!...
1830
1. Каково состояние лирического героя?
2. О чём говорит местоимение «я» в первых трёх строках, а отрицательные местоимения - в последних?
Слайд 41

Пусть я кого-нибудь люблю: Любовь не красит жизнь мою. Она как

Пусть я кого-нибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою.
Она как чумное пятно
На

сердце жжёт, хотя темно;
Враждебной силою гоним,
Я тем живу, что смерть другим:
Живу – как неба властелин –
В прекрасном мире – но один.
1831
1. Какова тема стихотворения?
2. Какова любовь поэта в стихотворении? Подтвердите своё мнение словосочетаниями из стихотворения.
Слайд 42

одиночество природа общество друзья любовь к женщине

одиночество

природа

общество

друзья

любовь к женщине