Кипренский Орест Адамович

Содержание

Слайд 2

Автопортрет 1828 г.

Автопортрет 1828 г.

Слайд 3

Орест Адамович Кипренский [13(24).3.1782, мыза Нежинская, близ Копорья, Петербургская губ. -


Орест Адамович Кипренский [13(24).3.1782, мыза Нежинская, близ Копорья, Петербургская губ.

- 12(24).10.1836, Рим] - незаконный сын помещика А. С. Дьяконова - воспитывался в семье приемного отца, Адама Карловича Швальбе.
Слайд 4

Отец его был крепостным у помещика А.С.Дьяконова, служил у него управляющим

Отец его был крепостным у помещика А.С.Дьяконова, служил у него управляющим

и женился на крепостной девушке Анне Гавриловой, у которой родился «незаконнорожденный младенец Орест», как записано в метрической книге Копорской церкви, 13 марта 1782 года на мызе Нежинской Ораниенбаумского уезда Петербургской губернии.
Слайд 5

Вероятно, отцом младенца был помещик, который выдал Анну Гаврилову замуж за

Вероятно, отцом младенца был помещик, который выдал Анну Гаврилову замуж за

Адама Швальбе и отпустил их на волю. Видимо, Дьяконов, решив дать образование своему внебрачному сыну, определил его в Академию художеств, когда Оресту исполнилось шесть лет, как водилось в то время, при этом он был назван «законнорожденным» сыном Адама Швальбе, но получил не фамилию отца, а условную, весьма поэтическую - Кипрейского, взятую прямо с пустырей, где цветет кипрей.
Слайд 6

В 1803 Кипренский окончил Академию художеств - без золотой медали, о


В 1803 Кипренский окончил Академию художеств - без золотой медали,

о которой, конечно же, мечтал ради чести и поездки в Италию. Он учился в классе исторической живописи, с призванием по всему именно портретиста, что вскоре прояснилось для художника, оставленного при Академии для усовершенствования, в вдохновенной работе над портретом отца, который предстает перед нами стариком, полным внутренней силы, сжимающим набалдашник трости, точно в гневе, - ничего от бывшего крепостного, ничего от управляющего, это скорее вельможа, личность крупная, волевая. Очевидно, таким запомнил Адама Швальбе Орест еще ребенком, образ отца в превосходной степени, что чрезвычайно важно для формирования души и характера с юных лет.
Слайд 7

Портрет Адама Швальбе 1804

Портрет Адама Швальбе 1804

Слайд 8

В 1805 году Кипренский получает большую золотую медаль за картину «Дмитрий


В 1805 году Кипренский получает большую золотую медаль за картину

«Дмитрий Донской на Куликовом поле», написанную по академическим правилам, но заграничная поездка откладывается из-за начавшихся наполеоновских войн в Европе, а затем и Отечественной войны 1812 года, - лишь в 1816 году он уезжает в Италию для усовершенствования в искусстве, уже определившись как художник, каким мы его знаем.
Слайд 9

Дмитрий Донской на Куликовом поле1805

Дмитрий Донской на Куликовом поле1805

Слайд 10

В следующие годы Кипренский исполнил несколько превосходных портретов, упрочивших его известность


В следующие годы Кипренский исполнил несколько превосходных портретов, упрочивших его

известность на этом поприще, - Е. П. Ростопчиной, А. А. Челищева, В. А. Перовского и др.
Слайд 11

Автопортрет с кистями 1809

Автопортрет с кистями 1809

Слайд 12

Портрет графини Ростопчиной 1809

Портрет графини Ростопчиной 1809

Слайд 13

Портрет А.А. Челищева (ок. 1808)

Портрет А.А. Челищева (ок. 1808)

Слайд 14

Высшим его достижением стал знаменитый портрет "Е. В. Давыдова" (1809). Все


Высшим его достижением стал знаменитый портрет "Е. В. Давыдова" (1809).

Все еще не установлено, кто изображен на нем: Евдоким, Евграф или, как долго считалось, Денис Давыдов - поэт и будущий герой-партизан 1812 года, но это не так уж существенно, потому что в романтически приподнятом образе были воплощены черты целого поколения, которому предстояло вскоре совершить воинский подвиг.
Слайд 15

Портрет Е.В. Давыдова 1809

Портрет Е.В. Давыдова 1809

Слайд 16

АХ за представленные Кипренским портреты присвоила ему звание академика (1812). Грянувшая


АХ за представленные Кипренским портреты присвоила ему звание академика (1812).

Грянувшая война с Наполеоном побудила художника снова взяться за портреты, но теперь в большинстве своем не живописные, а карандашные: он словно спешил увековечить своих современников. Сложившаяся серия образовала своеобразный групповой портрет русского общества в то героическое время.
Слайд 17

Здесь преобладали изображения военных из окружения художника - А. П. Бакунина,


Здесь преобладали изображения военных из окружения художника - А. П.

Бакунина, М. П. Ланского, А. Р. Томилова, Е. И. Чаплица, П. А. Оленина (все 1813) и др.; позже к ним прибавились изображения деятелей искусства - Н. А. Оленина (1813), Н. И. Уткина (1814), К. Н. Батюшкова (1815). Итог этому вдохновенному труду подвели два отличных живописных портрета 1816 года - Василия Жуковского и С. С. Уварова. Кипренский стал знаменит и почитаем. Его даже называли "российским Вандиком" (то есть Ван Дейком); но он не был вполне удовлетворен успехом.
Слайд 18

О.А.Кипренский Портрет А.П.Бакунина (1799 - 1862) Александр Павлович Бакунин - лицейский

О.А.Кипренский Портрет А.П.Бакунина (1799 - 1862) Александр Павлович Бакунин - лицейский товарищ Пушкина 1813г, итальянский

карандаш, пастель на бумаге Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 19

О.А.Кипренский Портрет М.П.Ланского 1813г, итальянский карандаш, акварель на бумаге Государственный Русский

О.А.Кипренский Портрет М.П.Ланского 1813г, итальянский карандаш, акварель на бумаге Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Ланской

Михаил Павлович (1787-?) - офицер, участвовал в войнах с Наполеоном в 1806-07 и 1812гг.; племянник А.Р.Томилова, друга О.Кипренского, коллекционера, одного из основателей Общество поощрения художников.
Слайд 20

Портрет А.Р.Томилова (1779-1848) Томилов Алексей Романович, артиллерийский офицер, командовал работами по

Портрет А.Р.Томилова (1779-1848) Томилов Алексей Романович, артиллерийский офицер, командовал работами по укреплению

в Кронштадте (1799). В 1808 вышел в отставку, тогда же познакомился с Кипренским. Во время войны с французами ушёл в ополчние и руководил отрядом ополченцев из своих крепостых. Был ранен. Коллекционер, член Академии Худжеств, один из основателей Общества поощрения художников. Его дом в Санкт-Петербурге всегда был открыт для молодых художников, многим из которых он помог. С О.Кипренским они дружили много лет, и он писал Томилова в 1808 году и в форме ополченца в 1813 году.


Слайд 21

Портрет А.Р. Томилова

Портрет А.Р. Томилова

Слайд 22

Портрет Ефима Игнатьевича. Чаплица 1812 ГТГ

Портрет Ефима Игнатьевича. Чаплица 1812 ГТГ

Слайд 23

Портрет Оленина 1813

Портрет Оленина 1813

Слайд 24

Портрет Н.В. Кочубей 1813

Портрет Н.В. Кочубей 1813

Слайд 25

Портрет Н.М. Муравьева 1815

Портрет Н.М. Муравьева 1815

Слайд 26

Портрет Д.Н. Хвостовой 1814

Портрет Д.Н. Хвостовой 1814

Слайд 27

Портрет В.Жуковского 1816

Портрет В.Жуковского 1816

Слайд 28

Портрет М.А. Кикиной 1819

Портрет М.А. Кикиной 1819

Слайд 29

На судьбе Кипренского роковым образом сказалось заблуждение, которое он питал относительно


На судьбе Кипренского роковым образом сказалось заблуждение, которое он питал

относительно своего творчества. Этот замечательный, прирожденный портретист занимался портретной живописью в основном для заработка, а подлинным своим призванием считал историческую живопись и все время порывался писать значительные сюжетные произведения, которые должны были обессмертить его.
Слайд 30

Вот почему, едва в Европе наступил мир, он, пользуясь своим правом


Вот почему, едва в Европе наступил мир, он, пользуясь своим

правом на заграничное пенсионерство, отправился в Италию с твердым намерением создать наконец большую картину. Сначала он избрал сюжет "Аполлон, поражающий Пифона" - аллегорию победы Александра I над Наполеоном, но к работе толком не приступил; потом написал "Анакреонову гробницу" и без всякого успеха показал ее на выставке в Риме.
Слайд 31

Портреты, и среди них такие жемчужины, как портреты С. С. Щербатовой


Портреты, и среди них такие жемчужины, как портреты С. С.

Щербатовой (1819) и А. М. Голицына (ок. 1819), по-прежнему получались у него несравненно лучше; они-то и продолжали приносить ему признание - столь высокое, что в 1820 году ему был даже заказан автопортрет для галереи Уффици во Флоренции. Его затянувшееся пенсионерство (дважды продленное) наконец завершилось, и в начале 1822 года художнику пришлось покинуть Италию.
Слайд 32

Портрет С.С. Щербатовой 1819

Портрет С.С. Щербатовой 1819

Слайд 33

Портрет кн. А.М. Голицына 1819

Портрет кн. А.М. Голицына 1819

Слайд 34

Автопортрет 1820

Автопортрет 1820

Слайд 35

Домой он добирался долго, по пути задержался в Мариенбаде, где общался


Домой он добирался долго, по пути задержался в Мариенбаде, где

общался с Гёте и дважды рисовал его. Последней его зарубежной работой был начатый, очевидно, в Милане и законченный в Париже портрет Е. С. Авдулиной (1822) - изысканный и тонкий, но настораживающий отсутствием теплоты, живого контакта с моделью, столь свойственных прежним произведениям художника.
Слайд 36

В композиции ощущается влияние ренессансных образцов, а аксессуары таят в себе

В композиции ощущается влияние ренессансных образцов, а аксессуары таят в себе

аллегорические намеки. Опадающий цветок гиацинта на фоне тяжелых свинцовых туч, несомненно, служит ключом к пониманию душевного мира изображенной женщины, одновременно хрупкой и холодной. Некоторые особенности композиции позволяют думать, что, работая над портретом, Кипренский вспоминал произведения великих мастеров прошлого, в частности знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи. Руки Екатерины Сергеевны сложены совсем как у Джоконды на знаменитом полотне, которое Кипренский видел в Лувре. Да и сама композиция портрета словно заимствована у мастеров эпохи Возрождения: женщина сидит в тёмной комнате перед окном, за которым открывается пейзаж.
Однако пейзаж у Кипренского — это не выписанный во всех деталях ландшафт и не изображение конкретного города, а неясный, романтический вид.
Характер образа — элегический, минорный. Портретируемой, кажется, свойственна внутренняя сосредоточенность, некоторая отчужденность, что остро ощущается в жесте плотно сомкнутых рук, в замкнутости силуэта фигуры, в пластической четкости форм. Колорит построен на сочетании желтых, белых и черно-серых тонов, рисунок отличается большой точностью.
О женщине, позировавшей художнику, сохранилось немного сведений. Авдулина Екатерина Сергеевна (1788-1832) - внучка купца-миллионера Саввы Яковлева и дочь С.С.Яковлева, действительного статского советника и кавалера нескольких орденов. Замужем за генерал-майором лейб-гвардии Кавалергардского полка А.Н.Авдулиным. В Петербурге Авдулины были известны своими балами, на которых бывал А.С. Пушкин.
Слайд 37

Портрет Е.С. Авдулиной 1822

Портрет Е.С. Авдулиной 1822

Слайд 38

Слайд 39

В Петербурге, куда Кипренский добрался лишь к лету 1823 года, его


В Петербурге, куда Кипренский добрался лишь к лету 1823 года,

его встретили неожиданно холодно. Не последнюю роль в том сыграли распространяемые недоброжелателями (а он их умел наживать) слухи о двух историях, омрачивших конец его пребывания в Риме.
Слайд 40

Первая была связана с подозрениями в убийстве натурщицы, а вторая -


Первая была связана с подозрениями в убийстве натурщицы, а вторая

- с позировавшей ему Семилетней девочкой Мариуччей, к которой он необычайно привязался и проявлял о ней исключительную заботу.
Слайд 41

На картине «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», написанной

На картине «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», написанной

в Риме в 1819 году, стало быть, Мариучче семь лет. Ее звали Анна-Мария Фалькуччи. Художник привязался к ней, полюбил девочку, помня, верно, и себя заброшенным ребенком в стенах Академии художеств, на его счастье. В Россию с собой он взял портрет Мариуччи, который чрезвычайно понравился русской публике, как и «Молодой садовник» (1817).
Слайд 42

«Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке» 1819

«Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке» 1819

Слайд 43

«Молодой садовник» (1817).

«Молодой садовник» (1817).

Слайд 44

Все же главная причина заключалась в том, что вкусы публики успели

Все же главная причина заключалась в том, что вкусы публики успели

сильно перемениться. Пытаясь поправить положение, художник принялся за большую картину - давно заброшенного им "Аполлона, поражающего Пифона" - и закончил работу в 1825 году; но снова не произвел желаемого впечатления.