- Главная
- Литература
- Традиции домашнего чтения в жизни русских писателей
Содержание
- 2. Мама – самый близкий и родной человек для каждого из нас. Именно она дарит первую в
- 3. А кто впервые раскрыл волшебный мир песен, сказок, былин перед теми, чьи произведения нам в детстве
- 4. Родилась Арина Родионовна в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Родители её были крепостными, имели семерых
- 5. Памятник Марии Ганнибал и Александру Пушкину в Захарово Именно бабушка подтолкнула внука к страстному увлечению книгами
- 6. А после смерти Марии Алексеевны в 1818 году рядом с восприимчивым мальчиком осталась Арина Родионовна. Она
- 7. Няне Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты
- 8. С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность и забота выражается в нем
- 9. «Матери» Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над
- 10. Людмила Александровна Бунина Вот ещё стихотворение, посвящённое ангелу-хранителю, матери поэта, Людмиле Александровне Буниной, кроткой, нежной, чувствительной
- 11. Поэтесса Марина Цветаева родилась в интеллигентной аристократической семье, которая также смогла привить будущей знаменитости любовь к
- 12. Марина Цветаева в одном из писем 1914 года так писала о матери: «Упоение музыкой, громадный талант
- 13. Маме. В старом вальсе штраусовском впервые Мы услышали твой тихий зов, С той поры нам чужды
- 14. Произведение «Маме» начинается со строк о «старом вальсе штраусовском», который, по-видимому», стал для сестер Цветаевых символом
- 15. А вот фрагменты из автобиографии другого большого поэта Серебряного века, Сергея Есенина: «Дома бабка собирала всех
- 16. Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой
- 17. «Письмо матери»- исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет
- 18. Чтение, занятие литературой, поэзией сближает не только родителей и детей, бабушек и внуков, но и людей
- 19. Анна Ахматова и Николай Гумилев Александр Блок и Любовь Менделеева Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус Георгий
- 20. Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Берс Ф.М. Достоевский и Анна Сниткина Иван Бунин и Вера
- 22. Скачать презентацию
Мама – самый близкий и родной человек для каждого из нас.
Мама – самый близкий и родной человек для каждого из нас.
А кто впервые раскрыл волшебный мир песен, сказок, былин перед теми,
А кто впервые раскрыл волшебный мир песен, сказок, былин перед теми,
Конечно, первые образы, которые всплывают в сознании, это – няня и бабушка Александра Сергеевича Пушкина.
Именно Арина Родионовна и Мария Алексеевна Ганнибал стали символом доброты и мудрости, олицетворяя в своем образе душу бабушек и нянь, сумевших передать своим воспитанникам всю любовь и нежность, развить их пытливый ум и воспитать у них любовь к своей земле и своему народу.
Родилась Арина Родионовна в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Родители
Родилась Арина Родионовна в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Родители
В 1797 году, после рождения у четы Пушкиных дочери Ольги, Арина Родионовна была взята в семью бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал, которую маленький Саша очень любил. Он забирался в корзину для рукоделия, следил за ее работой и слушал рассказы о старине. По отзыву сестры Пушкина, Ольги, бабушка была «ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком». В те годы увлечения всем французским она учила будущего поэта, создателя русского литературного языка правильно говорить и писать по-русски.
Мария Алексеевна не любила вымысла и потому не сказывала внукам сказок. Ее рассказы были правдивой передачей былого. От нее маленький Пушкин впервые услышал об арапе Петра Великого — Ибрагиме Ганнибале и его старшем сыне, участнике Наваринского сражения. Красочно, ярко передавала Мария Алексеевна истории о жизни, быте и нравах дворянства XVIII века.
Арина Родионовна Яковлева и МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА ГАННИБАЛ
Памятник Марии Ганнибал и Александру Пушкину в Захарово
Именно бабушка подтолкнула внука
Памятник Марии Ганнибал и Александру Пушкину в Захарово
Именно бабушка подтолкнула внука
А после смерти Марии Алексеевны в 1818 году рядом с восприимчивым
А после смерти Марии Алексеевны в 1818 году рядом с восприимчивым
В 1824—1826 годах Арина Родионовна фактически разделила ссылку Пушкина в Михайловском. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, слушал её сказки, записывал с её слов народные песни. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Принято считать, что Арина также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», женских образов романа «Арап Петра Великого». Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до её смерти. Арина Родионовна скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Пушкиной. После смерти Арина Родионовна была похоронена на Смоленском кладбище города Санкт-Петербурга. На сегодня могила утеряна, однако в 1977 году при входе на кладбище была установлена памятная доска.
Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно,
Няне Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно,
С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность
С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность
«Матери»
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий
«Матери» Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий
Людмила Александровна Бунина
Вот ещё стихотворение, посвящённое ангелу-хранителю, матери поэта, Людмиле
Людмила Александровна Бунина
Вот ещё стихотворение, посвящённое ангелу-хранителю, матери поэта, Людмиле
Наверное, неслучайно два сына Людмилы Александровны стали литераторами. Юлий Алексеевич, старший сын, стал поэтом, публицистом, общественным деятелем, педагогом, участником революционного народнического движения. А Иван Алексеевич в 1933 году был удостоен Нобелевской премии по литературе "за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы".
Поэтесса Марина Цветаева родилась в интеллигентной аристократической семье, которая также смогла
Поэтесса Марина Цветаева родилась в интеллигентной аристократической семье, которая также смогла
Марина Цветаева в одном из писем 1914 года так писала
Марина Цветаева в одном из писем 1914 года так писала
Другие свои яркие воспоминания о музыкальном и литературном влиянии матери поэтесса отобразит в очерках "Мать и музыка", "Мой Пушкин». А в самый свой первый сборник поэзии поместит стихотворение «Маме», созданное в 1907 году.
Маме.
В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той
Маме.
В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той
Марина Цветаева
Произведение «Маме» начинается со строк о «старом вальсе штраусовском», который, по-видимому»,
Произведение «Маме» начинается со строк о «старом вальсе штраусовском», который, по-видимому»,
«С ранних лет нам близок, кто печален», — отмечает поэтесса, подчеркивая тем самым, что обычные детские шалости и игры в доме Цветаевых не приветствовались. Поэтому маленькая Марина все свое свободное время предпочитала проводить за книгами или же сочинением стихов, что поощрялось ее родителями. Однако отсутствие маленьких радостей в виде общения со сверстниками ничуть не смущало поэтессу. Спустя годы в стихотворении «Маме» она написала, что «всё, чем в лучший вечер мы богаты, нам тобою вложено в сердца».
Детство Цветаевой прошло в совершенно особой атмосфере, у нее был собственный мир сказок и иллюзий, с которыми в юности пришлось расстаться. Поэтому поэтесса в обращении к матери подчеркивает, что «ты вела своих малюток мимо горькой жизни помыслов и дел». Уже будучи гимназисткой, Цветаева поняла, насколько окружающий мир может быть жестоким и беспощадным. С одной стороны, она была шокирована этим открытием, а с другой оказалась благодарна матери, которая смогла, пусть и ненадолго, оградить ее от жизненных невзгод.
Марина Цветаева понимает, что ей довелось родиться в непростое время, когда Россия стоит на пороге глобальных перемен. Поэтому поэтесса отмечает, что «наш корабль не в добрый миг отчален и плывёт по воле всех ветров». Однако гораздо больше в этот момент Цветаеву волнует то, что ее матери, которая скончалась в 1906 году, нет рядом с ней. Об этом свидетельствует полная отчаяния строчка о том, что «мы одни на палубе стоим». И, подводя итог своему стремительно уходящему детству, поэтесса завершает стихотворение фразой, полной укора и сожаления: «Видно грусть оставила в наследство ты, о мама, девочкам своим!».
А вот фрагменты из автобиографии другого большого поэта Серебряного века, Сергея
А вот фрагменты из автобиографии другого большого поэта Серебряного века, Сергея
Но толчки к занятиям литературой, поэзией давала не только бабка, но и мать будущего поэта, Татьяна Федоровна Есенина (Титова). Она была замечательной песенницей. От нее Сергей Александрович с ранних лет слышал русские народные песни, сказания, поговорки, загадки. Скорей всего, именно эта песенно-поэтическая атмосфера детства и стала вдохновителем новокрестьянской лирики Есенина.
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится
Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто xодишь на дорогу В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
Сергей Есенин
«Письмо матери»- исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в
«Письмо матери»- исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в
В стихотворении «Письмо матери» нет и намека на поэтические достижения. Наоборот, Сергей Есенин беспокоится о том, что до матери наверняка докатились слухи о его пьяных дебошах, многочисленных романах и неудачных браках. Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком. Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном – «не буди того, что отмечталось». Для Есенина мать – не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и душеприказчица, своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. Понимая, что в даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся, Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет недолгой и не сможет залечить его душевные раны. Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этой строчке – предчувствие собственной гибели и попытки хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком.
Чтение, занятие литературой, поэзией сближает не только родителей и детей,
Чтение, занятие литературой, поэзией сближает не только родителей и детей,
И даже необязательно обоим писать стихи или прозу. Достаточно обоим любить читать, понимать литературу, чувствовать её красоту, сопереживать героям, плакать и смеяться над вымыслом, чтобы быть духовно близкими людьми. Такими, как Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Берс, Ф.М. Достоевский и Анна Сниткина, Иван Бунин и Вера Муромцева, Александр Блок и Любовь Менделеева.
Анна Ахматова и
Николай Гумилев
Александр Блок и Любовь Менделеева
Дмитрий Мережковский и
Анна Ахматова и
Николай Гумилев
Александр Блок и Любовь Менделеева
Дмитрий Мережковский и
Зинаида Гиппиус
Георгий Иванов и
Ирина Одоевцева
Лев Николаевич Толстой и
Софья Андреевна Берс
Ф.М. Достоевский
и Анна Сниткина
Иван
Лев Николаевич Толстой и
Софья Андреевна Берс
Ф.М. Достоевский
и Анна Сниткина
Иван
Вера Муромцева