- Главная
- Литература
- Жан Батист Мольер
Содержание
- 2. Мольер (настоящее имя — Жан Батист Поклен, 1622— 4673) - создатель национальной французской комедии, по отзывам
- 3. 15 января 2022 г. исполняется 400 лет со дня рождения великого французского драматурга-комедиографа и актера Жана-Батиста
- 4. Происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Мать Жана-Батиста, Мария Поклен-Крессé
- 5. Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним
- 6. С 1645 Мольер с друзьями заступают к Дюфрену, и в 1650 он возглавляет труппу. Репертуарный голод
- 7. Фарсовый репертуар, исполняемый труппой Мольера под его руководством и с его участием в качестве актёра, способствовал
- 8. В Париже труппа Мольера дебютировала 24 октября 1658 в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV. Утерянный
- 9. Его пьесы разрешают глубокие социальные и нравственные конфликты. Сатирой на ложную светскую культуру является комедия «Смешные
- 10. В «Школе жен» (1662) главный герой Арнольф, богатый буржуа, купивший себе дворянское поместье, уверенный в себе
- 11. Мольер пишет пьесы, которые защищают комедию и выражают его воззрения на этот жанр. В пьесе «Критика
- 12. Оба эти сочинения имеют большое значение и потому, что в них Мольер теоретически обосновывает жанр комедии.
- 13. Свои лучшие комедии, где подвергнуты критике все сословия, Мольер создает в середине 60-х гг. «Тартюф, или
- 14. Нападки на пьесу были вызваны вполне конкретными причинами. Мольера уже давно привлекала тема притворства и лицемерия.
- 15. «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665) был написан и разыгран всего за две недели: после запрещения
- 16. Мольер показал, что французский дворянин - паразит, хищник, лишенный всяких нравственных норм. Но автор наделяет своего
- 17. «Мизантроп» (1666) был признан строгим Буало подлинно «высокой» комедией, это - сатира на общество XVII в,
- 18. В творчестве Мольера большое значение имеет и антибуржуазная сатира. В комедии «Скупой» (1668) высмеивается жажда обогащения,
- 19. В комедии «Мещанин во дворянстве» (1670) главным героем является буржуа Журден, для которого желание стать дворянином
- 20. Последним произведением Мольера стала комедия «Мнимый больной» (1673), в которой обреченный на смерть Мольер играл главную
- 21. Только вмешательство короля предотвратило надругательство над телом Мольера, который умер без церковного покаяния и не отрекся
- 22. Мольер совершил настоящий социально-художественный подвиг. Он сделал подлинные открытия в области комедии. Используя метод обобщения, драматург
- 23. Мольер - писатель-философ, художник с определенной системой воззрений. Он следовал учению Декарта, когда создавал типические характеры,
- 25. Скачать презентацию
Мольер (настоящее имя — Жан Батист Поклен, 1622— 4673) - создатель
Мольер (настоящее имя — Жан Батист Поклен, 1622— 4673) - создатель
«Ничем так не проймешь людей, как изображением их недостатков. Упреки люди выслушивают равнодушно, но насмешку перенести не могут... Комедия же избавляет людей от их пороков». Мольер
15 января 2022 г. исполняется 400 лет со дня рождения великого
15 января 2022 г. исполняется 400 лет со дня рождения великого
Происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом
Происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом
Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал
Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал
Скитания Мольера по французской провинции на протяжении 13 лет (1645-1658) в годы гражданской войны (фронды) обогатили его житейским и театральным опытом.
«Блистательный» театр Мольера
С 1645 Мольер с друзьями заступают к Дюфрену, и в 1650 он возглавляет труппу.
С 1645 Мольер с друзьями заступают к Дюфрену, и в 1650 он возглавляет труппу.
Фарсовый репертуар, исполняемый труппой Мольера под его руководством и с его
Фарсовый репертуар, исполняемый труппой Мольера под его руководством и с его
Труппа Мольера постепенно добилась успеха и славы, и в 1658, по приглашению 18-летнего Месье, младшего брата короля, она вернулась в Париж.
В Париже труппа Мольера дебютировала 24 октября 1658 в Луврском дворце в присутствии
В Париже труппа Мольера дебютировала 24 октября 1658 в Луврском дворце в присутствии
Его пьесы разрешают глубокие социальные и нравственные конфликты. Сатирой на ложную
Его пьесы разрешают глубокие социальные и нравственные конфликты. Сатирой на ложную
Прециозность, явление некогда замкнутое, кастово-аристократическое, теперь стремится к господству и заражает своими идеалами почти все слои общества. Мольер осмеивает не конкретный литературный салон, не противопоставляет истинных прециозников их подражателям, а выступает против прециозности как мировоззрения. Он показывает, что это ложная философия и в основе ее лежит ложный взгляд на мир. Кроме того, в пьесе ставится серьезная проблема отношений в буржуазной семье. Бессмысленное, скучное, серое существование толкает девушек к чтению прециозных романов с их приключениями и возвышенными чувствами.
Мольер говорит и о праве на свободную любовь, об условиях счастливого брака и семейного благополучия. Эта тема получит в следующих комедиях писателя дальнейшее развитие.
В «Школе жен» (1662) главный герой Арнольф, богатый буржуа, купивший себе дворянское поместье,
В «Школе жен» (1662) главный герой Арнольф, богатый буржуа, купивший себе дворянское поместье,
Пьеса стала художественным воплощением философии Гассенди: природа непременно восторжествует над всяким насилием, природные инстинкты погасить невозможно, человеческая личность должна развиваться свободно. Эта комедия нравов и характеров отличалась глубоким общественным содержанием, ибо выступала против отживших, уродующих условий существования. Она готовила «Тартюфа». В «Школе жен» Мольером соблюдены все требования поэтики классицизма. Ее задачей было поучать, морально воспитывать зрителя. Комедия имела успех у широкой публики, но в то же время вызвала много ненависти и недоброжелательства по отношению к автору.
Мольер пишет пьесы, которые защищают комедию и выражают его воззрения на
Мольер пишет пьесы, которые защищают комедию и выражают его воззрения на
Но поскольку споры не утихли, Мольер пишет «Версальский экспромт» (1663). Эта пьеса имеет историческое значение. Это - сцена на сцене, содержание пьесы - репетиция спектакля в труппе Мольера, ее герои - сам Мольер и его актеры. По «Версальскому экспромту» можно судить об отношениях в труппе Мольера, о его реалистических приемах постановки спектакля.
Оба эти сочинения имеют большое значение и потому, что в них
Оба эти сочинения имеют большое значение и потому, что в них
Мольер писал комедии двух типов; они различались по содержанию и интриге, характеру комизма, художественной структуре. Первый тип - это комедии бытовые, с сюжетом, напоминающим фарсовый, как правило, одноактные или трехактные, написанные прозой, основанные на комизме положений; второй - «высокие комедии», посвященные важным общественным задачам, в пяти актах, написанные стихами, с полным соблюдением правил трех единств, комизм которых - это комизм характера, комизм интеллектуальный.
Свои лучшие комедии, где подвергнуты критике все сословия, Мольер создает в
Свои лучшие комедии, где подвергнуты критике все сословия, Мольер создает в
«Тартюф, или Обманщик» (1664, 1667, 1669) написан для грандиозного придворного праздника «Увеселения очарованного острова», который проходил в Версале в мае 1664 г. Однако пьеса расстроила праздник, а против Мольера возник заговор, возглавляемый королевой-матерью Анной Австрийской. Драматургу было предъявлено опасное по тем временам обвинение в оскорблении религии и церкви. Началась подлинная травля. Однако Мольер не сдавался. Он перерабатывал свою комедию (до нас дошел текст последней, третьей редакции 1669 г.), всячески пропагандировал ее (комедию читали в частных домах, исполняли на закрытых спектаклях в особняках знати, она распространялась в рукописи). Драматург защищал свое творение, написав два прошения королю, где говорил о роли и назначении писателя-сатирика, и создав предисловие о значении пьесы и роли комедии как жанра.
Мольер Ж.-Б.
Тартюф, или Обманщик.- М.: Азбука, 2014.- 416 с.
Нападки на пьесу были вызваны вполне конкретными причинами. Мольера уже давно
Нападки на пьесу были вызваны вполне конкретными причинами. Мольера уже давно
Автор «Тартюфа» увидел, что при абсолютистских порядках лицемерие превратилось в общественное бедствие; укоренившись повсюду, оно - следствие страха, духовного рабства, угодничества. Он изобразил общество, где творятся беззаконие и насилие, совершаются злодейства, где нет общественной безопасности.
«Дон Жуан, или Каменный гость» (1665) был написан и разыгран всего за
«Дон Жуан, или Каменный гость» (1665) был написан и разыгран всего за
Главный персонаж - молодой повеса и весельчак, который живет по принципу «все позволено», не ведает никаких запретов. Сганарель, слуга героя, так его аттестует: «Мой господин Дон Жуан - величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище…». Но Дон Жуан у Мольера - это не воплощение общечеловеческого порока (разврата), а конкретный социальный тип французского дворянина.
Комедия Мольера впечатляет внешними бытовыми деталями, по которым легко угадываются приметы французской жизни второй половины XVII в.: Дон Жуан обольщает французских крестьянок, которые говорят на народном диалекте патуа; Дон Жуан живет на широкую ногу, но в долг, как вся «золотая молодежь» его времени; деньги он заимствует у буржуа Диманша, которого откровенно презирает, дурачит, но умеет обворожить, так и не отдавая долги.
Мольер Ж.-Б.
Дон Жуан, или Каменный гость: комедии.- М.: Азбука, 2007.- 256 с.
Мольер показал, что французский дворянин - паразит, хищник, лишенный всяких нравственных
Мольер показал, что французский дворянин - паразит, хищник, лишенный всяких нравственных
Дон Жуан - не просто поверхностный вольнодумец, каких было много в его время; ему свойственно подлинно философское вольномыслие, убежденный атеизм. При этом он абсолютно искренен не только в проявлении своих желаний, но и своих философских воззрений; недаром милостыню нищему он не прикрывает божьим именем и говорит, что дает ему золотой не Христа ради, а из человеколюбия. Но к пятому акту прямодушный Дон Жуан становится лицемером.
Мольер осмелился заявить, что лицемерие - порок государственный, им заражена французская аристократия, а знать - вполне сродни Тартюфам. Так, Дон Жуан - это социально обобщенный тип французского дворянина, придворного «короля-солнце».
«Мизантроп» (1666) был признан строгим Буало подлинно «высокой» комедией, это - сатира
«Мизантроп» (1666) был признан строгим Буало подлинно «высокой» комедией, это - сатира
Мольер Ж.-Б.
Мизантроп.- М.: Рипол-классик, 2021.- 184 с.
В творчестве Мольера большое значение имеет и антибуржуазная сатира. В комедии «Скупой» (1668)
В творчестве Мольера большое значение имеет и антибуржуазная сатира. В комедии «Скупой» (1668)
Мольер Ж.-Б.
Комедии.- М.: ЭКСМО, 2009.- 672 с.
В комедии «Мещанин во дворянстве» (1670) главным героем является буржуа Журден, для которого
В комедии «Мещанин во дворянстве» (1670) главным героем является буржуа Журден, для которого
Постепенно автор подводит зрителя к важному выводу: туповатый, грубый и смешной Журден - человек честный, незлой и добродушный, презирать его не за что, над ним можно только смеяться. В нравственном отношении аристократы гораздо ниже доверчивого и простодушного Журдена.
Мольер Ж.-Б.
Мещанин во дворянстве.- М.: ЭКСМО, 2017.- 224 с.
Последним произведением Мольера стала комедия «Мнимый больной» (1673), в которой обреченный на смерть
Последним произведением Мольера стала комедия «Мнимый больной» (1673), в которой обреченный на смерть
МольерЖ.-Б.
Тартюф, или обманщик. Мещанин во дворянстве. Мнимый больной.- М.: АСТ, 2021.- 352 с.
Только вмешательство короля предотвратило надругательство над телом Мольера, который умер без
Только вмешательство короля предотвратило надругательство над телом Мольера, который умер без
Могила Мольера в пер Лашез
Мольер совершил настоящий социально-художественный подвиг. Он сделал подлинные открытия в области
Мольер совершил настоящий социально-художественный подвиг. Он сделал подлинные открытия в области
Булгаков М.А.
Жизнь господина де Мольера.- М.: ПРОЗАиК, 2019.- 267 с.
Мори Кристофер
Мольер.- М.: Молодая гвардия, 2011.- 320 с.
Мольер - писатель-философ, художник с определенной системой воззрений. Он следовал учению
Мольер - писатель-философ, художник с определенной системой воззрений. Он следовал учению