Творческая зрелость Н.В. Гоголя

Содержание

Слайд 2

После окончания Нежинской гимназии в декабре 1828 г. Гоголь приехал в

После окончания Нежинской гимназии в декабре 1828 г. Гоголь приехал в

Санкт-Петербург. В ноябре 1829 он получил место мелкого чиновника в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий и позднее - Департамента уделов.  Скучная, серая служба, безрадостная чиновничья жизнь все более подвигали Гоголя к идее посвятить себя литературному творчеству. 
Слайд 3

Первый период творчества Гоголя (1829-1835) начался с поисков своей темы, своей

Первый период творчества Гоголя (1829-1835) начался с поисков своей темы, своей

тропы в литературе. Долгими одинокими вечерами Гоголь усердно трудился над повестями из малороссийской жизни.

Петербургские впечатления, чиновничья жизнь — все это было оставлено про запас. Воображение переносило его в Малороссию, откуда еще так недавно он стремился уехать, чтобы не «погибнуть в ничтожестве».

Гоголь в Васильевке 1892 Волков В. А.

Слайд 4

Писательское честолюбие Гоголя подогревалось знакомством с известными поэтами: В.А.Жуковским, А.А.Дельвигом, другом

Писательское честолюбие Гоголя подогревалось знакомством с известными поэтами: В.А.Жуковским, А.А.Дельвигом, другом

Пушкина П.А.Плетневым. В мае 1831 г. состоялось и долгожданное знакомство с Пушкиным.

Гоголь и Жуковский у Пушкина в Царском Селе.

Слайд 5

Реваншем за испытанную горечь неудачного дебюта стала публикация в сентябре 1831

Реваншем за испытанную горечь неудачного дебюта стала публикация в сентябре 1831

г. первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Пушкин объявил публике о новом, «необыкновенном для нашей литературы» явлении, угадав природу гоголевского таланта. Он увидел в молодом писателе-романтике два, казалось бы, далеких друг от друга качества: первое —«настоящая веселость, искренняя, без жеманства, без чопорности», второе — «чувствительность», поэзия чувств.

Визит Пушкина к Гоголю. М. Пашинин

Слайд 6

После выхода первой части «Вечеров...» Гоголь, окрыленный успехом, испытал необыкновенный творческий

После выхода первой части «Вечеров...» Гоголь, окрыленный успехом, испытал необыкновенный творческий

подъем. В 1832 г. он издал вторую часть сборника, работал над бытовой повестью «Страшный кабан» и историческим романом «Гетьман» и одновременно писал статьи на литературные и педагогические темы.
Слайд 7

Заметим, что Пушкин высоко ценил эту сторону гения Гоголя, считая его

Заметим, что Пушкин высоко ценил эту сторону гения Гоголя, считая его

самым многообещающим литературным критиком 1830-х гг. Однако именно «Вечера...» остались единственным памятником начальной поры гоголевского творчества. В этой книге, по словам самого писателя, запечатлены «первые сладкие минуты молодого вдохновения».
Слайд 8

«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» В сборник вошли восемь повестей, различающихся

«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»

В сборник вошли восемь повестей, различающихся по

проблематике, жанровым и стилевым особенностям. Гоголь использовал широко распространенный в литературе 1830-х гг. принцип циклизации произведений. Повести объединены единством места действия, фигурами рассказчиков и «издателя». Гоголь скрылся под литературной «маской» издателя-простолюдина, смущающегося своим вступлением в «большой свет» литературы.
Слайд 9

Гоголевская «нефантастическая» фантастика, будучи сосредоточием мысли, в то же время выполняла

Гоголевская «нефантастическая» фантастика, будучи сосредоточием мысли, в то же время выполняла

глубокую конструктивно-художественную функцию. Открытая фантастика словно ушла в «прозаический существенный дрязг жизни», в быт и нравы, в вещи и обычаи, в поведение и поступки людей, в их способ мыслить и говорить.
Слайд 10

В 1834 г. Гоголю исполнилось 25 лет. Он был в расцвете

В 1834 г. Гоголю исполнилось 25 лет. Он был в расцвете

творческих сил, характер его определился. Он легко увлекался, если встречал сочувствие, дружеское внимание, попадал в обстановку искреннего веселья. Тогда он загорался, делался неистощимым на шутки и веселые фантазии. Обладая талантом импровизатора, Гоголь легко выдумывал комические сцены и положения, разыгрывал их с талантом подлинного артиста.
Слайд 11

Однако стоило ему столкнуться с недоброжелательством, насмешкой или даже просто равнодушием,

Однако стоило ему столкнуться с недоброжелательством, насмешкой или даже просто равнодушием,

как он тотчас же замыкался в себе, становился молчалив, подозрителен, падал духом. В таком состоянии он делался мнительным, подозревал в себе разные болезни, обвинял друзей в неискренности.
Слайд 12

В 1835 г. почти одновременно он выпускает два сборника: «Миргород», в

В 1835 г. почти одновременно он выпускает два сборника: «Миргород», в

котором содержатся уже достигшие художественной зрелости повести о прошлом и настоящем Украины, и «Арабески», включающие ряд повестей, объединенных темой Петербурга. Вслед за этим он создает остросатирическую повесть «Нос» и комедию «Ревизор», сюжет которой ему подсказал Пушкин.
Слайд 13

Тесное сближение Гоголя и Пушкина приводит к тому, что Гоголь занимает

Тесное сближение Гоголя и Пушкина приводит к тому, что Гоголь занимает

место ведущего критика в организованном Пушкиным журнале «Современник». Из начинающего писателя Гоголь превращается в литературную знаменитость. Виссарион Григорьевич Белинский присвоил Гоголю статус «главы литературы, главы поэтов».

Литературное творчество становится главным и единственным занятием писателя с лета 1834 г.

Н. В. Гоголь и В. Г. Белинский

Слайд 14

Работая над повестями, Гоголь пробовал писать и пьесы. Он считал, что

Работая над повестями, Гоголь пробовал писать и пьесы. Он считал, что

театр – это великая сила, имеющая исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 был написан "Ревизор" и уже в 1836 поставлен в Москве.
Слайд 15

Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью", Гоголь

Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью", Гоголь

уехал за границу.
В 1836-1848 годах Гоголь жил за границей, лишь дважды приезжал в Россию.
Около десяти лет он провёл в различных городах Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии. Путешествия, с одной стороны, успокоило, дало новые впечатления и силы, но, с другой - вызвали в его душе перемены, которые впоследствии стали роковыми.

В Риме. Николай Васильевич часто читал "Ревизор" землякам за границей

Слайд 16

Оказавшись весной 1837 г. в Риме, городе, который он полюбил, как

Оказавшись весной 1837 г. в Риме, городе, который он полюбил, как

свою вторую родину, Николай Васильевич начинает работать над поэмой «Мёртвые души», которую задумал в 1835 г. В 1841 г. работа над первым томом была закончена, и осенью Гоголь возвращается в Россию, чтобы его опубликовать. С трудом, только благодаря помощи влиятельных знакомых, согласившись на требования петербургской цензуры исключить отдельные места, автор смог опубликовать своё произведение в Москве в 1842 г.
Слайд 17

В 1842 году под редакцией писателя вышло первое собрание сочинений Гоголя,

В 1842 году под редакцией писателя вышло первое собрание сочинений Гоголя,

где была напечатана повесть "Шинель".
В начале 1847 года вышла в свет книга Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями", которую многие, в том числе, близкие друзья писателя, восприняли крайне негативно.

Зиму 1847-1848 годов Гоголь провел в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг.

Слайд 18

Между тем в его внутреннем мире происходят серьёзные изменения. Гоголь считал

Между тем в его внутреннем мире происходят серьёзные изменения. Гоголь считал

себя мессией, призванным обличать пороки людей, но в то же время должен был совершенствоваться сам, а это, по его мнению, могла дать только религия.
Частые тяжёлые болезни способствовали усилению его религиозности и пророческих настроений. Все ранее им написанное он считал недостойным его высокого предназначения и греховным.

Н.В. Гоголь. Из дагерротипной группы русских художников в Риме. 1845 г

Слайд 19

В апреле 1848 года, после паломничества в Святую землю, Гоголь окончательно

В апреле 1848 года, после паломничества в Святую землю, Гоголь окончательно

вернулся в Россию, где большую часть времени проводил в Москве, бывал наездами в Петербурге, а также в родных местах — Малороссии. Живя в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мёртвых душ" однако в июле 1845 года писатель сжег рукопись. Здоровье писателя с каждым днём ухудшалось.
Слайд 20

К началу 1852 года была заново создана редакция второго тома "Мертвых

К началу 1852 года была заново создана редакция второго тома "Мертвых

душ", главы из которой Гоголь читал близким друзьям. Однако чувство творческой неудовлетворенности не покидало писателя, в ночь на 24 февраля (12 февраля по старому стилю) 1852 года он сжег рукопись второго тома романа. В неполном виде сохранилось лишь пять глав, относящихся к различным черновым редакциям, которые были опубликованы 1855 году.

«Гоголь сжигает рукопись второй части "Мертвых душ"», Илья Репин, 1909 год

Слайд 21

Созревая как писатель, Гоголь отказывается от романтического представления о том, что

Созревая как писатель, Гоголь отказывается от романтического представления о том, что

красота и поэзия находятся не в реальной жизни, а в мире мечты и фантазии. Он приходит к заключению, что поэзия скрыта в самой жизни и состоит в истинном ее изображении. Где жизнь — там и поэзия. Не следует стремиться к исключительным, редким или красивым предметам — художник имеет своей целью не эффект, а правду. Но ставя своей целью потрясти читателя, вывести его из состояния равнодушия, передать ему свою боль, Гоголь не мог ограничиться простым «срисовыванием с натуры» — он заострял, преувеличивал, создавая образы фантастические и гротескные.

ИТОГ

Слайд 22

ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ Творчество Гоголя оказало огромное влияние на формирование школы

ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ

Творчество Гоголя оказало огромное влияние на формирование школы критического

реализма, теоретическим истолкователем и идейным вождем которой был В. Г. Белинский. По пути, проложенному Гоголем, пошли лучшие представители русской литературы, драматургии, живописи и музыки.