Учитель жизни А.И. Куинджи и соученики Н.К. Рериха

Содержание

Слайд 2

А.И. Куинджи со своими студентами. Второй справа от А.И. Куинджи во

А.И. Куинджи со своими студентами. Второй справа от А.И. Куинджи во

втором ряду – Н.К. Рерих Около 1897 г. Императорская Академия Художеств, Санкт-Петербург
Слайд 3

И. Е. Репин. Портрет художника А. И.Куинджи . 1877 Архип Иванович

И. Е. Репин. Портрет художника А. И.Куинджи . 1877

Архип Иванович Куинджи (1841—1910). Происходил

из семьи греков, настоящая фамилия Куюмджи. Приезжал в Феодосию к И. К. Айвазовскому, получил первые уроки художественной грамоты, затем 5 лет, начиная с 1858 г., занимался ретушью в фотоателье. В 1865 году А. И. Куинджи отправляется в Санкт-Петербург, в 1870 г. он стал вольнослушателем Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. В это время Куинджи знакомится с художниками Товарищества передвижных художественных выставок, в его творчестве отражаются их идеи критического восприятия действительности, в 1875 г. он становится членом ТПХВ. При этом с 1870 г. художник начал посещать остров Валаам, где перед ним открывается величие северной природы. В своих пейзажах А. И. Куинджи стремится обобщить природный мотив, найти выразительный художественный образ, в котором центральную роль играет контраст света и цвета. В 1892 г. он получил звание профессора живописи, в 1893 г. избран действительным членом Императорской Академии художеств. С1894 по 1897 г.‒ профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Участвовал в выставках ТПХВ, Академических выставках, Всемирных выставках в Париже и Вене
Слайд 4

А. И.Куинджи. Эльбрус. Лунная ночь. 1890-1895. Этюд

А. И.Куинджи. Эльбрус. Лунная ночь. 1890-1895. Этюд

Слайд 5

Карикатура П. Е. Щербова - " "Идольское мольбище" на весенней выставке

Карикатура П. Е. Щербова - " "Идольское мольбище" на весенней выставке

в Академии художеств"- была опубликована в 14 номере журнала "Шут" за 1899 год
Слайд 6

Н. К. Рерих. Сходятся старцы. 1898

Н. К. Рерих. Сходятся старцы. 1898

Слайд 7

В. В. Стасов и Н. К. Рерих в Публичной библиотеке. 1896

В. В. Стасов и Н. К. Рерих в Публичной библиотеке. 1896

Н. К. Рерих в мастерской у картин

«Княжья охота. Утро» и «Соглядатаи». 1901
Слайд 8

Н. К. Рерих. Гонец. Восстал род на род. 1897

Н. К. Рерих. Гонец. Восстал род на род. 1897

Слайд 9

А. И. Куинджи. Море. Холст, масло А. И. Куинджи. Облако. Этюд

А. И. Куинджи. Море. Холст, масло

А. И. Куинджи. Облако. Этюд к

картине «Полдень» 1895 г. Холст, масло
Слайд 10

А. И. Куинджи. Вечер на Украине. 1878 Н. К. Рерих. Украинский пейзаж. 1890-е

А. И. Куинджи. Вечер на Украине. 1878

Н. К. Рерих. Украинский пейзаж.

1890-е
Слайд 11

Н. К. Рерих. Ландшафт первозданный. Последняя четверть XIX в. В. И.

Н. К. Рерих. Ландшафт первозданный. Последняя четверть XIX в.

В. И. Зарубин.

[Пейзаж] . 1922

К. Ф. Богаевский. Крымский пейзаж. 1923

Слайд 12

А. И. Куинджи. Лунная Ночь на Днепре. 1880 Государственный Русский музей

А. И. Куинджи. Лунная Ночь на Днепре. 1880
Государственный Русский музей

Г. О.

Калмыков. Берег Чёрного моря. Конец XIX – начало ХХ в.
Частное собрание

А. И. Куинджи. Солнечные пятна на инее. 1876–1890

Е. И. Столица. Белое безмолвие. 1899
Музей-институт семьи Рерихов

А. А. Борисов. [Зимний пейзаж]. Конец XIX – начало ХХ в.

Слайд 13

А. И. Куинджи. Эффект заката. 1885–1890 А. А. Борисов. Кораблекрушение (красные

А. И. Куинджи. Эффект заката. 1885–1890

А. А. Борисов. Кораблекрушение (красные скалы).

Конец XIX – начало ХХ в.

Е. И. Столица. [Сумерки]. Конец XIX – начало ХХ в.

Н. К. Рерих. Печёры. Монастырские стены и башни. 1903

Слайд 14

А. И .Куинджи. Море. Крым. 1898–1908 Н. К. Рерих. Карельский пейзаж

А. И .Куинджи. Море. Крым. 1898–1908

Н. К. Рерих. Карельский пейзаж (озеро

Хюмпола). 1917

Н. К. Рерих. Древняя жизнь. 1904

Слайд 15

Н. К. Рерих. Путь в Шамбалу. 1933 А. И. Куинджи. Эльбрус

Н. К. Рерих. Путь в Шамбалу. 1933

А. И. Куинджи. Эльбрус вечером.

1898–1908

Н. К. Рерих. Тибет. Горящая вершина. 1933

Н. К. Рерих. Тимур Хада. 1936

Слайд 16

Н. К. Рерих. Эверест. 1936 Н. К. Рерих. Канченджунга. 1936 Николай

Н. К. Рерих. Эверест. 1936

Н. К. Рерих. Канченджунга. 1936

Николай Константинович Рерих

(1874—1947) в своём изобразительном творчестве обращался к темам фольклора и старинных преданий, создавая выразительные декоративные произведения с использование стилизованных архаичных форм. В 1891–1893 Рерих брал уроки рисования у М. О. Микешина. В 1897 г. окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств (где учился в мастерской А. И. Куинджи), в 1898 г. – юридический факультет Петербургского университета. Звание художника получил за картину «Гонец. Восстал род на род». Уже в студенческие годы Н. К. Рерих был избран в члены Русского археологического общества. На рубеже веков занимался изучением славянских и угро-финских древностей; опубликовал несколько археологических отчётов о раскопках. Провёл многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. В 1901 г. Н. К. Рерих стал секретарём ИОПХ, а с 1906 г. – директором Рисовальной школы ИОПХ. В 1909 г. Н. К. Рерих был избран академиком Императорской академии художеств. С 1910 г. он возглавил художественное объединение «Мир искусства». В 1916 г. по состоянию здоровья уехал за границу. Жил в Финляндии, Великобритании, США. В 1920–1922 гг. в США Н. К. Рерихом были созданы Мастер-институт объединённых искусств и другие культурно-просветительские объединения. В 1924–1928 гг. Н. К. Рерих организовал научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – по Манчжурии и Китаю. С 1928 г. до конца жизни художник с семьёй жил в Индии, где был создан Гималайский Институт научных исследований «Урусвати». Н. К. Рерих был инициатором движения в защиту памятников культуры и одним из авторов «Пакта Рериха», ратифицированного в 1935 г.
Слайд 17

К. Ф. Богаевский. Пустыня. 1903 Константин Фёдорович Богаевский (1872—1943). Художественное образование

К. Ф. Богаевский. Пустыня. 1903

Константин Фёдорович Богаевский (1872—1943). Художественное образование получил

у А. Фесслера и в мастерской И. К. Айвазовского. В 1891 г. поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, учился в мастерской А. И. Куинджи. В 1897 г. Получил звание художника за картину «На горах». С 1900 г. Богаевский экспонировался в Санкт-Петербурге, Венеции, Мюнхене, Париже и Москве. Участвовал в выставках Московского Товарищества художников (с 1910 г.) и «Мира искусства» (1911–1914). В 1906 г. построил в Феодосии мастерскую, в которой работал до конца жизни
Слайд 18

А. А. Борисов. Весенняя полярная ночь. 1897 Александр Алексеевич Борисов (1866—1934).

А. А. Борисов. Весенняя полярная ночь. 1897

Александр Алексеевич Борисов (1866—1934). Был

учеником в иконописной мастерской Соловецкого монастыря. В 1886 г. приехал в Санкт-Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. В 1895 г. технику рисунка А. А. Борисов постигал в мастерской И. И. Шишкина, а через год после его ухода из Академии – у А. И. Куинджи. В 1897 г. Получил звание художника за картину «В области вечного льда». Впоследствии стал первым живописцем, запечатлевшим пейзажи Арктики, и исследователем полярных земель. Участвовал в Академических, Весенних выставках, выставках ТПХВ, Всемирных выставках в Вене и Берлине

А. А. Борисов Кеккурский мыс на Мурмане. 1896
Этюд из путешествия художника по Дальнему Северу

Слайд 19

Аркадий Александрович Рылов (1870—1939). Начал художественное образование в Центральном училище технического

Аркадий Александрович Рылов (1870—1939). Начал художественное образование в Центральном училище технического

рисования барона А. Л. Штиглица и в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств. Затем, в 1893 г. поступил вольнослушателем в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, в 1894–1897 гг. занимался в мастерской А. И. Куинджи. В 1897 г. получил звание художника за картину «Набежали злы татарове». В 1915 г. получил звание академика. В конце 1890-х начал экспонироваться на выставках «Мира искусства». С 1902 г. преподавал в Рисовальной школе ИОПХ в общерисовальных классах и в классе рисования с животных. Продолжил педагогическую работу в Академии художеств (1918–1929) и в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1923–1926). Рылов участвовал в деятельности Общества художников имени А. И. Куинджи и был экспонентом выставок Общества, участвовал в Весенних выставках, выставках «Мира искусства», Союза русских художников, Парижского Осеннего салона, Международных выставках в Венеции и Мюнхене, выставках АХРР (Ассоциация художников революционной России)

А. А. Рылов. Зеленый шум. 1904
Первоначальный вариант картины, исполненной в 1904, находящейся в ГРМ

А. А. Рылов. Догорающий костер. 1898

Слайд 20

С. С. Митусов, А. А. Рылов, Н. К. Рерих в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств

С. С. Митусов, А. А. Рылов, Н. К. Рерих в Рисовальной

школе Императорского Общества поощрения художеств
Слайд 21

Е. И. Столица. Белое безмолвие. 1899 Евгений Иванович Столица (1870—1929). Учился

Е. И. Столица. Белое безмолвие. 1899

Евгений Иванович Столица (1870—1929). Учился в

Одесском реальном училище у Г. А. Ладыженского. Вольнослушатель Академии художеств с 1888 г., с 1890 г. стал студентом. В 1894–1897 гг. состоял стипендиатом Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в мастерской А. И. Куинджи. В 1897 г. Получил звание художника за картины «На том берегу» и «Ночной покой». В 1909 г. получил звание академика. Был одним из учредителей Общества художников имени А. И. Куинджи. Участвовал в Весенних выставках, Международной выставке в Мюнхене, Всемирной в Льеже. С 1924 г. – член АХХР и участник выставок объединения
Слайд 22

Николай Петрович Химона (1864—1929). Грек по происхождению. Художественное образование Н. П.

Николай Петрович Химона (1864—1929). Грек по происхождению. Художественное образование Н. П. Химона начал

в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, с 1889 г. стал вольнослушателем Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Учился в пейзажной мастерской И. И. Шишкина, а затем у А. И. Куинджи, с которым сохранял дружбу долгие годы. Звание художника получил в 1897 г. за картину «Весенняя гроза». В 1897‒1919 гг. преподавал в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств, где руководил декоративно-малярной мастерской, вёл общерисовальный и этюдный классы, с 1900 г.‒ инспектор Школы. В 1904 г. был избран действительным членом ИОПХ. В 1909 г. стал одним из учредителей Общества имени А. И. Куинджи. В 1916 г. был удостоен звания академика. После Октябрьской революции Н. П. Химона участвовал в Весенних выставках, Международной выставке в Вене, I и II выставках Общества им. А. И. Куинджи (1917, 1918); I Государственной свободной выставке произведений искусств (1919) и других. В 1919 г. эмигрировал в Грецию. В своём творчестве Н. П. Химона обращался к образам Греции

Н. П. Химона. Крепость города Амфиса. 1902

Портрет Н. П. Химоны работы М. Маржуванова, 1920

Слайд 23

В. Пурвитис. Зима. 1910 Вильлхелмс Пурвитис (1872—1945) окончил Высшее художественное училище

В. Пурвитис. Зима. 1910

Вильлхелмс Пурвитис (1872—1945) окончил Высшее художественное училище при Императорской

Академии художеств (1897, мастерская А. И. Куинджи), звание художника, большую золотую медаль и пенсионерскую поездку в Европу получил за картину «При последних лучах». В. Пурвитис активно участвовал в выставках и преподавал. В 1892–1897 годах художник участвовал в кружке «Rūkis», с 1898 по 1901 год он выставлялся в Берлине, Мюнхене, Париже и Лионе. В 1898–1903 годах в объединении «Мир искусства», 1899–1911 годах в обществе поощрения искусства «Kunstverein», в 1912–1940 годах был членом Рижского Латышского общества, 1920–1940 годах членом клуба Ротари, а в 1925 году избран почётным членом общества Независимых художников. С 1909 по 1915 год В. Пурвитис был директором Рижского городского художественного училища, основал Латвийскую Академию искусств и был её первым ректором с 1919 по 1934 год. В Академии у Пурвитиса была пейзажная мастерская, которой он руководил до 1941 года. Одновременно с 1919 по 1940 и с 1941 по 1944 год он был директором Рижского государственного художественного музея
Слайд 24

Общество имени А. И. Куинджи А.-В.Р. Эберлинг. Эскиз печати Общества им.

Общество имени А. И. Куинджи

А.-В.Р. Эберлинг. Эскиз печати Общества им. А.И. Куинджи. 1909

А.-В.Р.

Эберлинг. Эскиз печати Общества им. А.И. Куинджи. 1909

А.-В.Р. Эберлинг. Эскиз эмблемы «Заветы Куинджи». 1909

Слайд 25

А.-В.Р. Эберлинг. Эскиз эмблемы Общества им. А.И. Куинджи. 1910 А. Р.

А.-В.Р. Эберлинг. Эскиз эмблемы Общества им. А.И. Куинджи. 1910

А. Р. Эберлинг со своим

классом в Художественно-педагогическом техникуме в 1924 году

Альфред Рудольфович Эберлинг (1872—1951) окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств по мастерской И. Е. Репина в 1898 г. В 1900 г. учился в Мюнхене у Ф. Ленбаха. А. Р. Эберлинг был учредителем и участником «Общества имени А. И. Куинджи» (1909–1931) Входил в «Объединение художников имени И. Е. Репина» (1924–1929). Преподавал в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств (1904–1933), студии АХРР (1926–1929), Ленинградском институте живописи скульптуры и архитектуры (1934–1938). До 1941 г. он вёл свою частную художественную студию, а также работал в изостудии при Лениградском Доме ученых. Член Ленинградского Союза художников. А. Р. Эберлинг работал в жанрах натюрморта, пейзажа, создал выразительные портреты современников. В годы Великой Отечественной войны художник был эвакуирован на Алтай. Из эвакуации А. Р. Эберлинг возвратился в Ленинград. Произведения А. Р. Эберлинга монументальны по своему художественному строю, соединяя традиции документальной живописи передвижников, символизма рубежа XIX–XX вв. и социалистического реализма