ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный СТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЙ анализ направлен на: Выявление внутренних формальных закономерностей пос

Содержание

Слайд 2

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Структура рассматривается как система, состоящая из отдельных формальных

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Структура рассматривается как система, состоящая из отдельных формальных элементов различных

уровней;
но изучаются не элементы, а отношения между ними, функции этих элементов, иерархия и взаимодействие формальных уровней (фонологических, ритмических, лексических и т. п.),
ибо структура - это и есть иерархическая система внутренних взаимозависимостей отдельных элементов и уровней в художественном произведении.
Слайд 3

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Анализ структуры требует: описания функций всех внутренних зависимостей,

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Анализ структуры требует:
описания функций всех внутренних зависимостей, как синтагматических, так

и парадигматических,
но на практике (как правило) ограничиваются функциональным описанием доминантных отношений между элементами одной системы (семантической, фонологической, грамматической и т. д.) и между системами различных уровней (например, ритмической и композиционной).
Слайд 4

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Базируется на «аксиомах»: структуры, организующие формальные элементы текста,

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Базируется на «аксиомах»:
структуры, организующие формальные элементы текста, бессознательны и объективны;
они

существуют независимо от реципиента;
их конституируют различия и оппозиции;
они универсальны и их матрицы предполагают возможности функционирования в качестве текстов любых образований сознания.
Слайд 5

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Важнейшая цель - выявить объективное значение функций отдельных

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Важнейшая цель - выявить объективное значение функций отдельных элементов и

уровней текста в образовании значений, иерархическим единством которых обусловлено «точное», понятийное знание о художественном произведении.
Слайд 6

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный произведения, чьи жанровые качества определяются не границами внутри

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

произведения, чьи жанровые качества определяются не границами внутри литературного рода,

а обусловлены
сопредельностью
(например, эпоса и драмы). Такова драматическая поэма, в самом названии жанра которой эта сопредельность наступает со всей очевидностью.
Слайд 7

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Анализ сопредельных жанров позволяет выявить «скрытые» особенности рассматриваемых

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Анализ сопредельных жанров позволяет выявить «скрытые» особенности рассматриваемых жанровых форм и

меру взаимопроникновения одного литературного рода в другой.
Драма «Сервилия» Л. Мея
и драматическая поэма «Два мира» А. Майкова.
Слайд 8

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Выбор произведений Л. Мея и Ап. Майкова для

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Выбор произведений Л. Мея и Ап. Майкова для сравнительного анализа

жанровых структур продиктован:
сходной направленностью авторских дарований,
общностью разрабатываемых поэтами тем,
относительно равным объемом произведений («Сервилия» - 2 310 строк, 49 персонажей; «Два мира» - 2 020 строк, 41 персонаж)
хронологией их создания: первое написано в 1854-1861 годах, а второе в 1872-1888 годах.
Слайд 9

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Отправной пункт анализа - положение классической теории разделения

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Отправной пункт анализа -
положение классической теории разделения литературы на

роды и виды.
«Действие определяет форму и содержание драматической поэзии»
Гегель
Слайд 10

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Драматическое действие как таковое не может быть о

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Драматическое действие
как таковое не может быть о п

и с а н о, а только представлено в поступках действующих лиц, в осуществлении их страстей и намерений;
«… ежеминутная борьба двух враждующих начал» (В. Гюго «Предисловие к «Кромвелю») организует действие и конфликт драмы.
Слайд 11

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Действие (по Гюго) - в «Сервилии» Мея, где

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Действие (по Гюго) - в «Сервилии» Мея, где автор стремился

изобразить:
«разлад философии стоиков с существующим порядком»,
борьбу между приближенными Нерона и римскими патрициями,
столкновение языческой и христианской идеологий.
Слайд 12

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Противоборство со всеми его перипетиями развертывается в «Сервилии»

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Противоборство со всеми его перипетиями развертывается в «Сервилии» в том

пространственно-временном континууме, который можно охарактеризовать дейктическими (указательными) знаками
сейчас - здесь
и который обеспечивает наибольшую сопричастность зрителя к происходящему на сцене.
Слайд 13

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный «... Драматический поэт переносит зрителя на самое место

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

«... Драматический поэт переносит зрителя на самое место действия, делает

его участником события»
А.Н. Островский
Слайд 14

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный В «Двух мирах» Майков далек от задач показать

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

В «Двух мирах» Майков далек от задач показать «ежеминутную борьбу

двух враждующих начал»
Он «хотел в pendant языческому обществу очеркнуть общество христианское», а не суть христианства (Ф.Д. Батюшков), которая есть определенное отношение к ценностям жизни, а следовательно, если не прямой, то рефлексивный конфликт с языческим миром.
Автор акцентирует внимание на путях, приведших бывших язычников в религиозную общину
Слайд 15

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Эта история обращения героев в христианство выпадает из

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Эта история обращения героев в христианство выпадает из драматического действия,

ибо она предстает не в форме осуществления, а как уже осуществленная в прошлом, т. е. в пространственно-временном континууме, обозначенном дейксисами
тогда – там
Эта история - не д е й с т в и е,
а событие, завершившееся за сценой.
Слайд 16

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Отличие драмы от сопредельного жанра просматривается в особенностях

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Отличие драмы от сопредельного жанра просматривается в особенностях сюжета и

композиции.
Одна из категорий сюжетосложения - совстречаемость персонажей. Количественно эта категория при однократном исчислении действующих лиц, вступающих в диалог, в «Сервилии» выражена числом 66;
в драматической поэме - числом 11.
Слайд 17

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный В статистических показателях видно жанровое качество драматического узла:

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

В статистических показателях видно жанровое качество драматического узла:
В драме он

завязывается при активном участии гораздо большего числа персонажей, что способствуем единству и цельности действия, связанности текста и драматического произведения:
главные герои вступают в многосторонние отношения со своим окружением;
конфликт произведения втягивает в свой водоворот второстепенные персонажи, отчего значимость их в развитии фабулы несравненно выше, чем в пограничном жанре;
драматическое действие находит особую трансполяцию в сюжетосложении.
Слайд 18

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Характерные приметы диалога, имеющие значение для осмысления жанровых

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Характерные приметы диалога, имеющие значение для осмысления жанровых свойств драматургического

текста:
1) коллективность информации;
2) возможная разноплановость информации;
3) различие в оценке информации;
4) активное участие в речи мимики, жестов, действий партнеров;
5) влияние предметного окружения собеседника.
Слайд 19

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Чем чаще совстречаемость персонажей, тем диалогичнее текст. Внешнее

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Чем чаще совстречаемость персонажей, тем диалогичнее текст.
Внешнее проявление этого

факта предстает в количественном соотношении речевых актов при относительно равном объеме произведений: в драме их 625, в драматической поэме - 370.
Слайд 20

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Еще важнее учесть качественная сторон диалога в разных

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Еще важнее учесть качественная сторон диалога в разных жанрах.
Драматургическое

напряжение диалога, а следовательно, и действия, выражается в ряде грамматических категорий:
в драме значительно выше императивность речи, нежели в поэме - из 1 160 глаголов в «Сервилии» 235 (20 %) глаголы повелительного наклонения,
в «Двух мирах» таких глаголов лишь 8,5%, или 106 из 1 250.
Слайд 21

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Повелительное наклонение, выражая волю говорящего, побуждает собеседника стать

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Повелительное наклонение, выражая волю говорящего, побуждает собеседника стать производителем, субъектом

какого-нибудь действия и принадлежит к эмоционально-волевому языку, имеющему особые возможности для выражения драматического сюжета.
Слайд 22

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Особый характер диалога отражается и в статистике верификационных

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Особый характер диалога отражается и в статистике верификационных предложений, которые

заключают актуальную информацию типа реакции на мнение или предложение собеседника.
В «Сервилии» вопросно-ответных предложений почти в два раза больше, чем в поэме А. Майкова.
Слайд 23

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Количественный уровень монологической речи в драме гораздо ниже,

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Количественный уровень монологической речи в драме гораздо ниже, чем в

драматической поэме:
монологическая ночь чаще всего имеет односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реакцию.
Монологи в драматическом произведении являются частным случаем диалогической речи, которая конституирует весь текст драматических произведений, но в поэме
монологи объемом более 15 строк занимают около 43 % текста,
а в драме лишь 19 %.
Средняя длина монолога у Майкова 28 строк, а у Мея - 22.
Слайд 24

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный В монологи в драме нередко включаются обращения или

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

В монологи в драме нередко включаются обращения или побудительные предложения,

чем подчеркивается коммуникативно-волевой или прагматический аспект акта.
Таких монологов в «Сервилии» 60 % по отношению к их общему количеству (подсчитаны монологи объемом более 15 строк).
В «Двух мирах» - 40 %.
В поэме основная функция монолога номинативно-сигнификативная: субъект речи не столько побуждает собеседника к поступку, сколько информирует его.
Слайд 25

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Коммуникативные обобщения (слова, обозначающие коммуникатов речевого акта и

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Коммуникативные обобщения (слова, обозначающие коммуникатов речевого акта и реальную связь

между ними в момент речи) не только определяют направленность монологов, но являются характеризующим признаком всего текста.
В драме их 135, или 5,84 %, по отношению к числу строк в произведении.
В драматической поэме - 71 (3,3 %).
При приближении действия к развязке увеличивается частота обращения, что сигнализирует об актуальности, активизации связи коммуникатов, об усилении связности текста.
Слайд 26

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Большая жесткость коммуникативных связей в драме, нежели в

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Большая жесткость коммуникативных связей в драме, нежели в поэме, обнаруживается

при анализе слов личного дейксиса (личных местоимений первого, второго и третьего лица).
Разность сумм всех личных местоимений, использованных в рассматриваемых произведениях, невелика:
в «Сервилии» 609 слов личного дейксиса,
в поэме Майкова - 675.
Слайд 27

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Дифференциатором жанра выступает категория лица. Распределение местоимений по жанрам таково (в %):

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Дифференциатором жанра выступает категория лица. Распределение местоимений по жанрам таково

(в %):
Слайд 28

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Монологи: в «Сервилии» - Афера, Старика, Сервилии, Валерия,

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Монологи:
в «Сервилии» -
Афера, Старика, Сервилии, Валерия, Силии, Сорана,

Эгнатия
поэме «Два мира» -
Иова(3), Гланка, Павзания, Фабия, Камиллы, Деция.
Слайд 29

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Противопоставление Я - ТЫ (и противопоставление вариантов этих

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Противопоставление Я - ТЫ (и противопоставление вариантов этих местоимений во

множественном числе и косвенных падежах), (говорящий - слушающий», образует категорию «коммуникативного» лица.
Эта категория формирует основную ось координации участников единовременных речевых актов.
Ось эта почти на треть «длиннее» в драме Мея, нежели в майковской поэме:
35,7 % - 22,8 %.
Слайд 30

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Третье лицо никогда не стоит в отношении рефлексивности

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Третье лицо никогда не стоит в отношении рефлексивности к единовременному

акту речи. Оно «не коммуникативно».
Вот почему в драме, основой композиции которой является диалог, употребление местоимений третьего лица крайне ограниченно.
В поэме, где высок уровень монологической речи с номинативно-сигнификативной функцией, число местоимений третьего лица резко возрастает.
Слайд 31

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Важным признаком жанра выступают «ситуативные» сказуемые. Это не

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Важным признаком жанра выступают «ситуативные» сказуемые. Это не грамматическая, а

логическая категория.
«Ситуативные» сказуемые могут быть выражены различными частями речи, главным образом глаголами. Эти глаголы, как и другие части речи в составе сказуемого, обозначают действия, состояния, процессы, происходящие одновремен­но с речевым актом или, иначе говоря, в пространственно-временном континууме сейчас - здесь.
Причем названные глаголы могут быть и настоящего, и будущего, и прошедшего времени.
Например:
Слайд 32

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Лезбия: Недурны люди. Это - галл, А это

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Лезбия:
Недурны люди. Это - галл,
А это - свев. Держу за

галла,
А ты - за свева.
(следя за боем)
Ну,- пропал!
Глаголы «держу» (наст, вр.), «пропал» (прош. вр.) в данном контексте указывают на действие, совпадающее но времени и месту с речевым актом.
Слайд 33

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный «Ситуативных» сказуемых 558 в «Сервилии» и 278 в

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

«Ситуативных» сказуемых
558 в «Сервилии»
и 278 в «Двух мирах».


Их соотнесенность с определенным континуумом приводит к заключению, что пространственно-временные координаты сейчас - здесь в значительно большей степени принадлежность драмы, чем драматической поэмы.
Слайд 34

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Гете и Шиллера об эпической и драматической поэзии:

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Гете и Шиллера об эпической и драматической поэзии: «Великое же

и су­щественное их различие заключается в том, что эпический поэт излагает событие, перенося его в прошедшее, драматург же изображает его как свершающееся в настоящем».
Слайд 35

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный Основная функция местоимений третьего лица не дейктическая, как

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный

Основная функция местоимений третьего лица не дейктическая, как у местоимений

«я», «ты», а скорее заместительная (т. е. местоимения третьего лица обозначают преимущественно одушевленный объект, находящийся вне сферы носителя речи), то:
структуру речевого пространства в «Сервилии» можно ориентировочно изобразить, исходя из отношения дейксисов третьего лица и «ситуативных» глаголов сопредельных жанров, параметрами сейчас – ты - здесь;
в «Двух мирах»: тогда - он (она) - там,
что указывает на большую атрибутивность драматической поэмы эпосу, нежели драме как литературному роду.