Вишневый сад А.П. Чехов

Содержание

Слайд 2

Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же

Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же

вместе с тем просто, как в жизни.
А.П.Чехов.
Слайд 3

Особенности драматургии А. П. Чехова проявляются 1. В раскрытии сложных образов

Особенности драматургии А. П. Чехова проявляются

1. В раскрытии сложных образов персонажей

не через борьбу контрастных страстей, а в обычной жизни.
2. В иллюзии течения жизни, которая создается бытовыми деталями, бытовыми темами разговоров, — психологическая детализация.
3. В общем эмоциональном тоне, который создается музыкой, звуками, паузами
и т. п.
4. В смысловой роли пауз, которые раскрывают взаимоотношения героев.
5. В многотемности диалогов: каждый герой ведет свою тему в разговоре, их реплики внешне не связаны.
Слайд 4

Особенности драматургии А. П. Чехова проявляются 6. В отсутствии описания и

Особенности драматургии А. П. Чехова проявляются

6. В отсутствии описания и

объяснения психологии действующих лиц.
7. В скупых художественных средствах, способствующих редкой психологической достоверности.
8. В поведении героев, которые в минуты особого напряжения почти не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств. Автору важен подтекст, то, что за словами.
9. В сложном подтексте, передающем не мысли героя, а суждения автора.
Слайд 5

Особенности драматургии А. П. Чехова проявляются 10. В отсутствии стремительно развивающегося

Особенности драматургии А. П. Чехова проявляются


10. В отсутствии стремительно развивающегося

действия. Наиболее важные события происходят за сценой — внутренний динамизм.
11. Во внешней и внутренней сути героев.
12. В лирически окрашенном пейзаже, в эмоциональности и психологичности финалов действий и пьесы в целом.
Слайд 6

Замысел «Вишневого сада» возник у Чехова весной 1901 года (первые заметки

Замысел «Вишневого сада» возник у Чехова весной 1901 года
(первые

заметки в записной книжке появились на шесть лет раньше.
В письме О.Л.Книппер он сообщил, что собирается писать «4-актный водевиль или комедию».
Основная работа была закончена к октябрю 1903 года.

История создания

Слайд 7

Определите жанр, жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» (ответ один)

Определите жанр, жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» (ответ один)

1.Комедия:

представления героев «Вишневого сада» не совпадают с реальным ходом вещей.
2.Драма: гибнет сад, все навсегда теряют общий дом; торжествуют идеалы новой – лопахинской – жизни, старые идеалы предаются забвению.
3.Комедия: в пьесе имеют место комические положения и даже фарс.
4.Комедия: в пьесе используются приемы площадного театра, балагана (падение с лестницы, фокусы, УДАРЫ ПО ГОЛОВЕ).
5.В ПЬЕСЕ ОСОБЫМ ОБРАЗОМ СОЕДИНЯЮТСЯ ДРАМАТИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ. Жанровая природа «Вишневого сада» сложна.
Слайд 8

Жанровое своеобразие Вышла у меня не драма, а комедия. Последний акт

Жанровое своеобразие

Вышла у меня не драма, а комедия. Последний акт

будет веселый, да и вся пьеса веселая, легкомысленная.
А.П. Чехов
Это не комедия, не фарс, как Вы писали, – это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте.
К.С. Станиславский
Слайд 9

Жанровое своеобразие Автор отказал персонажам «Вишневого сада» в праве на драму:

Жанровое своеобразие

Автор отказал персонажам «Вишневого сада» в праве на

драму: они представлялись ему неспособными на глубокие чувства. Чехов подчеркивает, что грусть его героев часто легковесна, что в их слезах скрывается обычная для слабых и нервных людей слезливость. Сочетание комического и серьезного – отличительная черта чеховской поэтики. Это ЧЕХОВСКИЙ ЖАНР , сочетающий вечные драматические противоположности – СМЕХ и СЛЕЗЫ.
Слайд 10

Характерная черта сюжета «Вишневого сада» – внешняя «бессобытийность». Главное событие пьесы

Характерная черта сюжета «Вишневого сада» – внешняя «бессобытийность». Главное событие

пьесы – продажа вишневого сада – происходит на сцене; герои только говорят о нем.
Отсутствует в пьесе и традиционный персонифицированный конфликт. Особая природа конфликта позволяет обнаружить в чеховских произведениях
внутреннее и внешнее действие, внутренний и внешний сюжеты. Причем главным является
не внешний сюжет, разработанный достаточно традиционно, а внутренний, который
Вл.И. Немирович-Данченко назвал «вторым планом», или «подводным течением».

Сюжет и конфликт

Слайд 11

Сюжет и конфликт

Сюжет и конфликт

Слайд 12

В развитии сюжета пьесы необходимо учитывать и значение внесценических персонажей. К

В развитии сюжета пьесы необходимо учитывать и значение внесценических персонажей. К

ним стягиваются многие сюжетные линии комедии: Раневская — «парижский любовник»;
Аня — ярославская бабушка — Раневская;
Лопахин — Дериганов;
Симеонов -Пищик — Дашенька.
Все они участвуют в развитии действия.
Чеховские персонажи обычно раскрываются не в действиях, а в монологах- самохарактеристиках.
Слайд 13

Диалоги в пьесе Чехова — иллюзия общения. За «случайными» репликами персонажей

Диалоги в пьесе Чехова — иллюзия общения. За «случайными» репликами персонажей

— одиночество героя в мире, неспособность услышать и невозможность быть услышанным. Каждый персонаж ведет свою речевую партию. Она может быть статична или
динамична. В чеховской пьесе значима каждая реплика; проигрываясь в речевых партиях персонажей, она получает полифоническое звучание.
Слайд 14

Центром чеховской комедии, ее главным персонажем является безмолвный вишневый сад. В

Центром чеховской комедии, ее главным персонажем является безмолвный вишневый сад. В

этом образе слиты воедино конкретное («И в «Энциклопедическом словаре»
упоминается про этот сад») и вечное («прекрасней которого ничего нет на свете») —
молодость, воспоминания, чистота... счастье.
Вокруг образа вишневого сада строится интрига пьесы, он объединяет все персонажи. У каждого из них складываются свои отношения с садом. Он высвечивает духовные
возможности каждого из действующих лиц. В саду не живут, его не созидают, но им грезят, его созерцают.
Слайд 15

Среди героев пьесы есть представители разных социальных слоев и поколений. Владельцы

Среди героев пьесы есть представители разных социальных слоев и поколений.

Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев – милые добрые люди. Они не могут жить без вишневого сада, однако ничего не делают, чтобы спасти его: их время уже прошло.

Образная система.
Главные герои.


Слайд 16

Раневская лишена воли, она не способна ничего изменить и исправить. Она

Раневская лишена воли, она не способна ничего изменить и исправить. Она

упрекает себя за то, что бессмысленно тратит деньги в то время, как Варя «из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох», и тут же отдает золотой. Она вначале рвет телеграммы из Франции, не читая их, а затем опять собирается в Париж. Она привязана к Ане и Варе, но оставляет их, забрав с собой последние деньги, которые, она знает, скоро кончатся. Ее, казалось бы, оправдывает любовь (любовь самоотверженная, преданная), но это любовь к человеку подлому, бесчестному. Раневская действительно «ниже любви», как она сама говорит о себе. Странным образом она порождает цепную реакцию развращенности и паразитизма в других: в лакее Яше, парижском любовнике...
Слайд 17

И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей безвольности,

И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей

безвольности, сентиментальности ей свойственна широта натуры, способность к бескорыстной доброте. Это привлекает Петю Трофимова. И Лопахин о ней говорит: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».
Слайд 18

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев, не

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев,

не случайно в списке действующих лиц он представлен по принадлежности к сестре: «брат Раневской». И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле». В собственных глазах он аристократ самого высокого круга, Лопахина словно и не замечает и старается поставить «этого хама» на место. Но его презрение — презрение аристократа, проевшего свое состояние «на леденцах» — смешно..
Гаев инфантилен, нелеп.
Слайд 19

Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую «больше,

Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую

«больше, чем родную» и пытается ей помочь. Но Раневская не слушает его, и Лопахин поступает, как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки.
Слайд 20

Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их

Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди.

Их помыслы устремлены в будущее: Петя говорит о «непрерывном труде», Аня – о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не внушают абсолютного доверия.


Слайд 21

"Раневская – сад в прошлом. Лопахин – в настоящем. Петя Трофимов

"Раневская – сад в прошлом. Лопахин – в настоящем. Петя Трофимов

– в прекрасном будущем".
-Объясните, как вы понимаете это высказывание.
Слайд 22

Интересен принцип, на котором основана образная система «Вишневого сада»: не контраст,

Интересен принцип, на котором основана образная система «Вишневого сада»: не

контраст, а сходство. Общие черты можно заметить у Раневской, Ани и Шарлотты Ивановны, Гаева, Епиходова и Пети Трофимова. Кроме того, героев пьесы объединяет внутреннее одиночество и ощущение кризисности бытия.


Слайд 23

Последняя пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» стала одним из самых знаменитых произведений

Последняя пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» стала одним из самых знаменитых

произведений мировой драматургии ХХ века. Благодаря общечеловеческому содержанию и новаторским чертам она получила известность за рубежом еще при жизни автора. Характерно, что уже тогда ей предрекали долгую творческую жизнь