Зарождение европейской художественной критики. Арт-критике

Содержание

Слайд 2

Художественная критика России первой половины XIX века К.Н. Батюшков. Прогулка в

Художественная критика
России
первой половины XIX века

К.Н. Батюшков.
Прогулка в Академию

художеств // Сын Отечества. 1814. № 49–51.

В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, В.К. Кюхельбекер, А.И. Галич

Слайд 3

Н.В. Кукольник (1809–1868)

Н.В. Кукольник (1809–1868)

Слайд 4

К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. П.П. Свиньин (1787–1839) А.А. Бестужев (1797-1837) (1823–1847)) Н.В. Гоголь (1809-1852)

К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833.

П.П. Свиньин (1787–1839)

А.А. Бестужев (1797-1837)

(1823–1847))

Н.В. Гоголь

(1809-1852)
Слайд 5

Литературная критика славянофилов Органическое единство эстетических и этических начал в художественном

Литературная критика славянофилов

Органическое единство эстетических
и этических начал
в художественном произведении

Сакрализация

красоты, эстетизация истины

Полемика с прославлением
европейских форм жизни

Ввели жанры передовой статьи, речи (оттенок проповеди)

Неоперативность отклика, фрагментарность, соединение нескольких рецензий в один текст

Полемика
о народности литературы

Борьба за обращение искусства и науки
к народу

Народность – совокупность умственных, нравственных и жизненных сил народа.

Против обращения литературы
в журналистику

Проблема
положительного художника

Слайд 6

А.С. Хомяков. О старом и новом. И.В. Киреевский. В ответ А.С.

А.С. Хомяков. О старом и новом. И.В. Киреевский. В ответ А.С.

Хомякову. 1839

А.С. Хомяков (1804-1860)

П.В. и И.В. Киреевские

А.А. Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857

Идея создания русской художественной школы
Концепция о национальной основе искусства
Истинно русское искусство – религиозное
Соответствие искусства каждой новой эпохе
Проблема народности искусства (Гоголь, Глинка)

Самобытные художественные формы определяются самобытными формами жизни

Борьба противоположностей – источник развития мира
Всякое явление литературы рассматривается с точки зрения
его развития
Каждое явление жизни (в т.ч. искусство) органично, связано
с прошлым, настоящим, будущим
Нечто о характере поэзии Пушкина. 1828
Обозрение русской словесности 1829 г.

Слайд 7

К.С. Аксаков (1817-1860) И.С. Аксаков (1823-1886) «Белинский славянофильства» Концепция развития русской

К.С. Аксаков (1817-1860)

И.С. Аксаков (1823-1886)

«Белинский славянофильства»

Концепция развития русской литературы

Возникшая в XVIII

в. литература не могла постигнуть русскую жизнь во всем ее многообразии, включая народный быт

Период русской литературы от Кантемира
до Лермонтова – отвлеченный, подражательный

Необходимость литературы в становлении национального самосознания
(Биография Тютчева, Пушкинская речь)

Сглаживает острые углы
славянофильской доктрины, связав

одну для всех
правду искусства

русскую
народность

Положительное изображение русской жизни – у Пушкина
(нарушение славянофильской традиции положительного героя)

Полемика в 1842 г. с Белинским по поводу «Мертвых душ»; уподобление «Мертвых душ» гомеровскому эпосу

Резкая критика натуральной школы, подражательности «Бедных людей»
и пр.

«Три критических статьи г-на Имрек» (1847) –
на Соллогуба, Никитенко, Некрасова

Статьи о Пушкине, Гоголе, Тютчеве, Тургеневе, Достоевском, Писемском

Точно день, белый день настал настал
для русского общества с появлением Пушкина

Слайд 8

Эстетическая критика 1850-х гг. Эстетическая критика) Дидактическая критика) Оставляли за литературой

Эстетическая критика 1850-х гг.

Эстетическая критика)

Дидактическая критика)

Оставляли за литературой ее самостоятельное значение
Не

считали необходимым литературе служить злободневным нуждам времени, непременно изображать сословный конфликт
Приоритетно обращение к нравственно-психологическим аспектам произведений, душевным мотивам человеческих поступков
За образец и символ берут Пушкина, Фета

П.В. Анненков (1813-1887)

В.П. Боткин (1812-1869)

А.В. Дружинин (1824-1864)

О мысли в произведениях
изящной словесности
(1855)
О значении художественных произведений для общества
(1856)

Сочинения А. Фета (1857)

Критика
гоголевского периода
русской литературы
и наши к ней отношения (1856)

Мы вовсе не думаем, чтобы Гоголь имел в виду исправление нравов, когда писал своего «Ревизора», а если «Ревизор» имеет высокий нравственный смысл, то смысл этот явился сам собой, как невольное отражение того высокого нравственного идеала, который великий художник носил в душе своей и который помимо воли художника всегда отражается в каждом его произведении.

Чернышевский – за Л. Толстого

Дружинин – за Некрасова

Слайд 9

Радикальная критика 1860-х гг. Ленинская трактовка жесткой преемственности Идея социальности (обозрение

Радикальная критика 1860-х гг.

Ленинская трактовка жесткой преемственности

Идея социальности (обозрение русской литературы

на 1847 г.)

П. Прудон, К. Сен-Симон

Социальная повестка литературной критики в России

Слайд 10

Прекрасное есть жизнь Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь

Прекрасное есть жизнь
Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою,

какова должна быть она по нашим понятиям
Искусство воспроизводит все, что есть интересного для человека в жизни
Действительность не только живее, но и совершеннее фантазии
Создания искусства ниже прекрасного в действительности

Антитеза:

Идеалистическая литература
(гл. образом светского толка)

Прогрессивная литература
(гл. образом о народе)

Три идеала красоты:

Дворянский

Народный

Истинно образованного человека
(он чувствует…
он должен быть во главе… )

Три основные черты искусства:

Воспроизведение жизни

Объяснение жизни (социально-историческими условиями)

Приговор
жизни

Перевод литературных явлений
в социальную сферу

1853 – 1855

Слайд 11

Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».

Русский человек на rendez-vous.
Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».


1858.
Не начало ли перемены?  (Рассказы Н. В. Успенского).
1861.

Н.Г. Чернышевский (1828-1889)

Слайд 12

Н.А. Добролюбов (1836-1861) Реальная критика Реальная, т.к. имеет дело с реальным

Н.А. Добролюбов (1836-1861)

Реальная критика

Реальная, т.к. имеет дело с реальным положением дел

и реальностью.

О, подожди ещё, желанная, святая! Помедли приходить в наш боязливый круг! Теперь на твой призыв ответит тишь немая И лучшие друзья не приподымут рук.
1861.