Выразительное чтение. Анализ драмы материал к ответу

Содержание

Слайд 2

М.А. Рыбникова о выразительном чтении. Рыбникова М. А. Очерки по методике

М.А. Рыбникова о выразительном чтении. Рыбникова М. А. Очерки по методике

литературного чтения. — 1963. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/rybnikova_ocherki-po-metodike-literaturnogo_1963/go,144;fs,0/
Чтение вслух учителем –путь к признанию учителя, концентрация внимания на тексте.
Чтение должно соответствовать жанру произведения, стилю, исполнение воплощает в голосе логическую, синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха.
Сила голоса, постановка пауз – дело начальной школы, старшая школа учит детей цитировать наизусть, искренность и верность духу стиха (громко, но не крикливо; ясно и четко, но живо…)
Слайд 3

А.В. Ляпина о месте выразительного чтения на уроке «Выразительное чтение –

А.В. Ляпина о месте выразительного чтения на уроке

«Выразительное чтение – искусство

воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению» [Бим-Бад Б.М.] – академик Российской академии наук.
Методика подготовки к выразительному чтению:
На этапе знакомства с произведением текст читает учитель или мастер художественного слова (Н.В. Проданик: для сравнения интонаций и палитры чувств можно прослушать двух исполнителей). Выразительное чтение профессионала, глубоко продуманное и прочувствованное, способствует раскрытию идейно-художественного смысла произведения и является установкой на анализ.
Слайд 4

Этапы анализа и синтетического итога 2. На этапе анализа текста ученик

Этапы анализа и синтетического итога

2. На этапе анализа текста ученик отвечает

на вопросы и выполняет задания, помогающие ему выявить авторскую позицию, худ. своеобразие текста…
В процессе обдумывания, «вживания» в произведение у исполнителя складывается определенная его интерпретация, творческая трактовка, в соответствии с которой произведение воплощается чтецом в звучащем слове. Творческое освоение художественного текста учащимися предполагает не только его понимание, но и эмоциональную взволнованность тем, что изображает автор и как, какими средствами он это делает.
3. На заключительном этапе урока чтение стихотворения учеником рассматривается как результат его эстетической и духовной деятельности.
Слайд 5

По мнению Болеслава Буяльского, выразительное чтение составляет триада: живая речь образованного

По мнению Болеслава Буяльского, выразительное чтение составляет триада: живая речь образованного

человека предполагает наличие дикционной четкости и орфоэпической грамотности, логической ясности, эмоционально-образной выразительности.
Сочетание этих компонентов звучащей речи определяется термином «интонация». Более точно автор говорит в своей книге «Искусство выразительного чтения» - Буяльский Б. Искусство выразительного чтения. М., 1986

Что такое выразительное чтение?

Слайд 6

«Технической стороной чтения» выступают дыхание, голос и дикция. Книга Буяльского содержит

«Технической стороной чтения» выступают дыхание, голос и дикция.
Книга Буяльского содержит четкие

рекомендации учителю и его ученику, например, при работе над дыханием необходимо: 1) вдыхать глубоко носом и ртом; 2) вдыхать бусшумно (незаметно); 3) не перебирать дыхания при вдохе; 4) пополнять запас воздуха при малейшей возможности (и незаметно!); 5) не задерживать дыхания в паузах; 6) не расходовать весь запас воздуха, чтобы не захлебнуться.
Правильное дыхание состоит в умении незаметно пополнять и экономно расходовать запас воздуха. Дыхательные упражнения помогают увеличить общий объем запаса воздуха, заполняющего легкие.

Техника чтения

Слайд 7

Голос. В быту различают голоса сильные — слабые, высокие — низкие,

Голос. В быту различают голоса сильные — слабые, высокие — низкие,

чистые — нечистые, звонкие — глухие, визжащие — ворчащие, т. е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски. Умение пользоваться голосом состоит в способности заполнять звуками помещение, в котором работает чтец, естественно, чем больше помещение, тем сильнее должен звучать голос. Замечено, что, если человек хорошо себя чувствует, он — «в голосе». Но существует и обратная связь: если человек вошел «в голос», он себя лучше чувствует.
Слайд 8

В отличие от бытовой речи профессиональная речь должна отличаться дикционной чистотой,

В отличие от бытовой речи профессиональная речь должна отличаться дикционной чистотой,

четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Первое требование, которое предъявляется языку — средству общения,— понятность.
Необходимость особой чуткости к требованиям дикции и орфоэпии в случаях словосочетаний, образующих «смысловые сдвиги»: «Слыхали ль вы» — «Слыхали львы»; «под арку — «подарку»; «одна капуста» — «однако пусто». В таких случаях надо «произносить так, чтобы исключить возможность «сдвинутого» восприятия (при помощи паузы между словами, правильного слогоделения, точного произнесения, требуемых оттенков звука...)».

Дикция. Орфоэпия.

Слайд 9

1. Сведения из теории литературы о роде литературы – драма. Зафиксируйте

1. Сведения из теории литературы о роде литературы – драма.
Зафиксируйте в

тетради одно понравившееся вам определение драмы как рода литературы
Сведения из теории литературы: фрагмент книги Георгия Гачева – Гачев Г. Эпос. Лирика. Театр. Содержательность художественных форм. М., 1978
Драма, театр — действо жизни, но не по неисповедимости текущее, а овладыченное людьми. Театр, его пространство (или помещение) не просто места для сидения (стояния) и игры, но есть мироздание, модель мира, космос, как он представляется человечеству, народу.

Тема 9. Методика изучения драматических произведений в школе. Драма: сведения из теории литературы. Виды работы над текстом.

Слайд 10

Вступая в здание театра, как и в храм, из аморфного мирового

Вступая в здание театра, как и в храм, из аморфного мирового

пространства переходят во Вселенную осмысленную и в соответствии с мировоззрением построенную.
Занавес — это пелена, воплощенная слепота нашей повседневной жизни и сознания. Когда занавес падает — спадает завеса, отделяющая мир сущностей от мира явлений. Занавес — это стена на тот свет, где — тайны, скрытое, источник смертей и рождений.
В.Е. Хализев. Жизнь в драме говорит как бы от своего собственного лица: между тем, что изображается, и читателем нет посредника-повествователя.

Драма

Слайд 11

действие, событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения; отсутствует развернутое повествовательно-описательное

действие, событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения;
отсутствует развернутое повествовательно-описательное изображение;
авторская

речь: списки действующих лиц, ремарки,
ремарки: краткие характеристики, обозначение времени и места действия; описание сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации…

Предмет анализа в драматическом тексте

Слайд 12

Образы героев, для их раскрытия важны монологи, диалоги, реплики «в сторону»,

Образы героев, для их раскрытия важны монологи, диалоги, реплики «в сторону»,

поступки, портрет. Характер раскрывается через слово и действие.
Сценические моменты: оформление сцены – декорации, музыка, звуки, оформление мизансцены…положение сцены по отношению к зрительному залу.
Важен и жанр (драма, трагедия, комедия ли перед нами…); значимое деление на акты и действия (т.е. композиция пьесы)…

Предмет анализа в драматическом тексте

Слайд 13

Сведения из теории литературы=теории драмы должны стать базисом урока. Учащиеся должны

Сведения из теории литературы=теории драмы должны стать базисом урока.
Учащиеся должны

овладеть терминами: действие, явление, монолог, реплика, ремарка, диалог, афиша, сюжетно-композиционная специфика: завязка кульминация, развязка…

Сведения из теории литературы на уроке

Слайд 14

пользуясь словами В.Е. Хализева, утвердим: для театра значим принцип верности прочтения

пользуясь словами В.Е. Хализева, утвердим: для театра значим принцип верности прочтения

литературы. Верно или неверно –это основной вопрос для зрителя и режиссера.
А верно ли? Посмотрим новостную ленту про театр Андрея Могучего: https://www.youtube.com/watch?v=EP38DSawb5w

Подытожим сведения из теории литературы

Слайд 15

Читателям трудно оживить в воображении произведение, поскольку приходится делать это почти

Читателям трудно оживить в воображении произведение, поскольку приходится делать это почти

без «подсказок» автора; трудно, читая, быть зрителем. Методисты советуют перед чтением драмы задать школьникам вопросы, например: «Что вам особенно понравилось? Как вы поняли название пьесы? Кого вы считаете главными героями?»
Школьники не умеют использовать авторские указания - ремарки, перечень действующих лиц, описание декораций и обстановки действия, не обращают внимания на внесценических персонажей. Не представляют облик героя, его манеру говорить, двигаться…

2. Трудности работы в классе над драматическими текстами.

Слайд 16

Проблема непонимания изображенных событий (часто из-за незнания исторических фактов). Методисты советуют

Проблема непонимания изображенных событий (часто из-за незнания исторических фактов). Методисты советуют

не оставлять ребенка сразу наедине с текстом: лучше за неделю до изучения дать одно действие в чтении учителя, можно использовать аудиозапись (это позволит представить сцену, игру актеров, их портрет, характер…). Затем начать читать пьесу в классе: чтение может быть про себя, вслух, по ролям, инсценирование.
А.В. Ляпина: в методике уроков по драме на первое место следует поставить выразительное и комментированное чтение, затем — подготовленное чтение по ролям. Комментарий учителя нужен, п.ч. ученик не представляет историко-культурный контекст пьесы.

Проблемы и их решение

Слайд 17

Изучение драмы целесообразно, по мнению В.Г. Маранцмана, изучать с 7 класса,

Изучение драмы целесообразно, по мнению В.Г. Маранцмана, изучать с 7 класса,

так как этот возрастной период характеризуется ростом читательского воображения, которое необходимо при изучении пьесы; в отрочестве многие воспринимают мир в обостренной конфликтности, напряженности, что присуще драме как роду литературы.
Н.В. Проданик: с этим утверждением можно поспорить, потому что сказки (где есть элементы драматизации) ребенок читает еще в начальной школе.

Когда начинать изучение драмы?

Слайд 18

Шум за сценой. 2-й. Вон с фонарем по берегу ходят. 1-й.

Шум за сценой.
      2-й. Вон с фонарем по берегу ходят.
   1-й. Сюда идут.

Вон и ее несут.
Несколько народу возвращается.
   Один из возвратившихся. Молодец Кулигин! Тут близехонько, в омуточке, у берега с огнем-то оно в воду-то далеко видно; он платье и увидал и вытащил ее.
   Кабанов. Жива?
   Другой. Где уж жива! Высоко бросилась-то: тут обрыв, да, должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная! А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка,..

Смысловое чтение как проблема Пример: драма «Гроза»

Слайд 19

А.В. Ляпина. Организация вступительных занятий: пьеса читается незадолго до изучения в

А.В. Ляпина. Организация вступительных занятий:
пьеса читается незадолго до изучения в классе;
перед

чтением педагог может задать ученикам вопросы, создающие настрой на последующий анализ: Какие вопросы у вас возникли в ходе чтения пьесы? Какие эпизоды взволновали?
Дополнения Н.В.: для ответа на первый вопрос лучше вести читательский дневник, а второй вопрос переформулировать: режиссер из пьесы берет не все эпизоды в свой спектакль, но какие эпизоды режиссеру обязательно нужно взять? Почему?

3. Методические рекомендации

Слайд 20

Работа над афишей (Н.В. Проданик: можно рассмотреть афишу в пьесе, составить

Работа над афишей (Н.В. Проданик: можно рассмотреть афишу в пьесе, составить

ее схему, понять порядок образов), ознакомиться со списком действующих лиц, прочитать «замечания для господ актеров»;
Заочная экскурсия, например, «Путешествие в Петербург 19 апреля 1836 года на премьеру спектакля «Ревизор» и рассмотреть декорации к спектаклю, портреты первых исполнителей ролей и др.;
можно рассказать о сценической истории произведения; восстановить культурный контекст;

Приемы и формы работы в классе (на этапах восприятия и анализа)

Слайд 21

До изучения пьесы можно посмотреть спектакль (лучше фрагмент). Однако этот вид

До изучения пьесы можно посмотреть спектакль (лучше фрагмент). Однако этот вид

деятельности имеет и свои минусы: для неподготовленного зрителя пьеса может быть заменена сценической постановкой, и решение, предложенное спектаклем, может оказаться окончательным. В сознании школьников будут доминировать образы, увиденные на сцене. До просмотра нужно составить и предложить детям вопросы, задания, «маршрутный лист» зрителя, который поможет ответить на вопрос: что надо увидеть?

Работа над фрагментом спектакля

Слайд 22

Подготовка ответов на проблемные вопросы (например, работа над смыслами заглавия «Гроза»);

Подготовка ответов на проблемные вопросы (например, работа над смыслами заглавия «Гроза»);

компаративные методы анализа (например, сравнение, сопоставление черновика пьесы с ее итоговым вариантом), составление характеристик персонажей (но нужен план характеристики: возраст, одежда, род деятельности…); подготовка спектакля (деление класса на художников, режиссеров, актеров, декораторов, осветителей, муз. оформителей, составление театрального сценария, но на малом фрагменте).

Аналитический этап

Слайд 23

Работа над проблемными вопросами: − Каков смысл названия пьесы («Гроза», «Ревизор»,

Работа над проблемными вопросами:
− Каков смысл названия пьесы («Гроза», «Ревизор»,

«Горе от ума»)?
− О чем говорят фамилии героев (Кабаниха, Ляпкин-Тяпкин, Молчалин)?
− О чем свидетельствует группировка действующих лиц в пьесе?
− С чего начинается пьеса и чем заканчивается? Логичен ли конец? Какого конца вы ожидали?
- Какие события привели к такой развязке?

Примеры вопросов и заданий

Слайд 24

О. Сомова (из учебника по методике) В школе будут эффективными работа

О. Сомова (из учебника по методике)

В школе будут эффективными работа над

афишей к спектаклю (конкурс афиш), сочинение дополнительных ремарок к пьесе, анализ авторских ремарок. Интересной представляется и такая творческая деятельность учащихся, как составление сценария, например на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Подобрать музыку к фрагменту пьесы, нарисовать декорации, портреты персонажей. Можно использовать прием стоп-кадра: «Представьте себе, что вы один из персонажей комедии «Недоросль», выйдите на импровизированную сцену и примите характерные для героя позу, мимику для фотографий, которые потом напечатают в театральной программке, буклете…»
Слайд 25

Заключительный этап. Этап синтеза знаний На этапе синтеза, заключительном этапе: итогом

Заключительный этап. Этап синтеза знаний

На этапе синтеза, заключительном этапе: итогом может

стать инсценирование, выразительное чтение, чтение по ролям, сочинение, конкурс на лучшего исполнителя, сопоставительный анализ игры разных актеров, работа с литературно-критическим материалом, создание рецензии.
Слайд 26

Пример. Выполнили: Сальникова, Поползухина, Сатыбалдина, Седых. Учебник литературы под ред. В.Я.

Пример. Выполнили: Сальникова, Поползухина, Сатыбалдина, Седых. Учебник литературы под ред. В.Я.

Коровиной, 9 класс. А.С. Грибоедов «Горе от ума».

Вступительный этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами начинаем разговор о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Перед тем, как мы перейдём к тексту, я бы хотела сконцентрировать ваше внимание на том, что изначально название комедии было «Горе уму». Но впоследствии, Грибоедов ввёл изменения в название, и комедия стала называться «Горе от ума».
Представьте, что вы диктор, каким голосом (тоном) вы прочтёте первое заглавие и второе? Какие эмоции у вас возникают, когда вы читаете оба названия? Объясните.

Слайд 27

(продолжение) Ученики: В названии «Горе от ума» чувствуется некая лёгкость, а

(продолжение)

Ученики: В названии «Горе от ума» чувствуется некая лёгкость, а «Горе

уму» звучит очень категорично.
Учитель: Очень хорошо, а теперь предположите, почему Грибоедов меняет название комедии? Что меняется, на ваш взгляд, при изменении названия?
Ученики: При изменении названия произошло и изменении идеи произведения. В первом названии ум пассивен, он ничего не может изменить – отсюда драматический конфликт. Во втором названии ум активен, он сам навлекает на себя горе и поэтому смешон…
Слайд 28

«Методика изучения драматических произведений в школе» Представьте план ответа Подумайте, как

«Методика изучения драматических произведений в школе»
Представьте план ответа

Подумайте, как может

выглядеть ответ на вопрос экзамена: