- Главная
- Литература
- Жизнь и творчество А.Т. Твардовского
Содержание
- 2. Детство А. Т. Твардовского Спасибо, моя родная, Земля, мой отчий дом, За всё, что в жизни
- 3. Первая фотография А. Твардовского, появившаяся в смоленской газете «Юный товарищ» 27 апреля 1927г.
- 4. Отец А. Т. Твардовского Вставка рисунка Отец поэта, Трифон Гордеевич, при всех его достоинствах, был строг
- 5. Мать А. Т. Твардовского Мария Митрофановна. Детство и юность ее прошли в семье, где экономические трудности
- 6. В тетрадях «Из старых дневников» есть ещё одна важная запись, проливающая свет на основную причину ухода
- 7. После возвращения из Москвы в Смоленск поэт прежде всего посетит Загорье. Однако стихотворения, написанные в самом
- 8. Не говоря о лирическом герое Твардовского «За тысячу вёрст…» (1988), которому он передоверяет все свои самые
- 9. Эти стихи написаны уже после войны и свидетельствуют о том, что «лирика родных мест» в творчестве
- 10. Тревога великого поэта и всех, кто стоял за ним, за судьбу родных и близких, оставшихся в
- 11. Его стихотворения военных лет собраны были в сборниках «Возмездие», «Фронтовая хроника», изданных в 1945 году. Произведения
- 12. Это общее, основополагающее понятие «большой и малой» Родины дополнялось Твардовским в его выступлениях по проблемам литературы.
- 13. Именно «загорьевская» земля питала своими соками огромный талант великого русского поэта, вдохновляла его на подвиг века.
- 16. Скачать презентацию
Детство А. Т. Твардовского
Спасибо, моя родная,
Земля, мой отчий дом,
Детство А. Т. Твардовского
Спасибо, моя родная,
Земля, мой отчий дом,
Что в сердце ношу своём.
А. Т. Твардовский.
Через всю свою жизнь Твардовский пронёс благодарную память о тех днях, которые называл «началом всех начал», – о детстве. А было оно далеко не «золотым».
Отец поэта, Трифон Гордеевич, «по-деревенски порядочно грамотный человек и любитель книг», привёз книгу стихотворений Некрасова с городского базара, выменяв её на картошку. По признанию Твардовского эта книга была огромным, значительным событием в его жизни, потому что её читали и перечитывали много раз зимними вечерами.
От отца и матери будущий поэт воспринял любовь к народной песне, родной природе и русской литературе.
Атмосфера устного народного творчества и благоговейного отношения к великим русским писателям, окружавшая Твардовского в семье, пробуждала в нём жажду знаний, развивала поэтический дар.
В детстве Александр обладал редчайшей, только ему одному присущей особенностью, которую можно словесно обозначить как «переимчивость», способность улавливать и точно воспроизводить редкое, необычное «чужое» слово.
Первое своё стихотворение, посвящённое разорителям гнёзд, оценил так: «Там не было ни лада, ни ряда».
Затем во время учёбы стали появляться новые стихи. С 1924 года он посылал небольшие заметки в редакции смоленских газет, потом «отважился послать и стихи». Первое печатное стихотворение юного селькора «Новая изба» появилось летом 1925 года в газете «Смоленская деревня
Первая фотография А. Твардовского, появившаяся в смоленской газете «Юный товарищ» 27
Первая фотография А. Твардовского, появившаяся в смоленской газете «Юный товарищ» 27
Отец А. Т. Твардовского
Вставка рисунка
Отец поэта, Трифон Гордеевич, при всех его
Отец А. Т. Твардовского
Вставка рисунка
Отец поэта, Трифон Гордеевич, при всех его
Трифон Гордеевич был человеком грамотным и даже начитанным по тем временам. Зимними вечерами читал домочадцам пушкинские «Полтаву» и «Дубровского», гоголевского «Тараса Бульбу», знал наизусть «Бородино» и «Конька-Горбунка». Однако к тому, что сын Саша начал сочинять стихи, отнесся с тревогой — отец знал, что писательство не сулит больших денег.
Мать А. Т. Твардовского
Мария Митрофановна. Детство и юность ее прошли в
Мать А. Т. Твардовского
Мария Митрофановна. Детство и юность ее прошли в
В 1965 году А. Т. Твардовский проводил свою мать в последний путь. В этом же году создан цикл «Памяти матери». Состоит он из четырёх стихотворений, различных и по объёму, и по ритму. Первое и третье могли бы быть посвящены великому множеству матерей: вечная материнская забота и молодая сыновняя устремлённость вперёд, в неясное, многообещающее будущее; юноша жаждет поскорее вкусить самостоятельности, и как бы он ни был привязан к матери, его ответное чувство по силе никогда не сравнится с материнским.
В тетрадях «Из старых дневников» есть ещё одна важная запись,
В тетрадях «Из старых дневников» есть ещё одна важная запись,
«Проклятое одиночество» - это полное отсутствие литературной атмосферы, - без чего не может состояться ни один поэт. Стремление найти свою литературную среду – одна из существенных причин ухода из Загорья. На каждой странице, почти в каждой записи – повсюду размышления молодого поэта о литературе, о предстоящей встрече с Исаковским, о переписке с Д. Осиным и так далее и тому подобное.
Причины неожиданного ухода Твардовского из Загорья важно установить, чтобы лучше и безошибочно определить общую направленность развития лирической темы в предвоенный период творчества поэта. На основе художественных произведений, дневниковых записей, многочисленных писем к разным адресатам можно заключить, что, несмотря на разрыв с семьёй, Твардовский продолжал любить свой «хуторской бывший край» - настолько прочные нити связали его с ним.
.
После возвращения из Москвы в Смоленск поэт прежде всего посетит
После возвращения из Москвы в Смоленск поэт прежде всего посетит
Твардовский много работает в это время, часто встречается с разными людьми, пишет стихи. Он полон творческих замыслов и грандиозных планов. Своей «штаб-квартирой» он избрал деревню Рибшево бывшего Пречистенского, а ныне Духовщинского района. (Эту деревню Твардовский неоднократно посещал в качестве корреспондента областной газеты.)
«Рибшевский» период оказался для поэта исключительно плодотворным. Из полученных впечатлений рождались новые стихи («Новое озеро», «Смоленщина» и др.), интенсивно шёл процесс формирования прозы («Заметки о колхозе «Память Ленина»», «Хозяин», «На центральной усадьбе», «Рассказы о колхозе «Память Ленина»», «Праздник», «Рассказ Дмитрия Прасолова», «Озеро» и некоторые другие). Как бы подытоживая виденное в Рибшеве, Твардовский с большим пафосом писал о людях, о «прекрасных хлебах», выращенных ими; всё это его чрезвычайно радовало.
Произведения «рибшевского» цикла опирались на философскую, эстетическую и художественную основу, которая закладывалась ещё в Загорье. В литературной критике справедливо отмечалось, что именно в загорьевский период произошло самоопределение Твардовского как поэта. Ранние стихи его направлены на изменяющуюся действительность – «это своеобразная мозаика этюдов, подчинённых большому сюжету – движущемуся времени». Как бы подытоживая всё это, С. Л. Страшнов пишет, что «жизнь деревни изображается Твардовским в динамике её развития. Он замечает движение во всём, куда ни кинет взгляд: в отношениях, в обрядах и строительстве».
.
Не говоря о лирическом герое Твардовского «За тысячу вёрст…» (1988),
которому
Не говоря о лирическом герое Твардовского «За тысячу вёрст…» (1988),
которому
с которым полностью сливается:
Я в памяти всё
Берегу, не теряя,
За тысячу вёрст
От родимого края.
За тысячу вёрст
От любимого края
Я все мои думы
Ему поверяю, -
персонажи большинства его довоенных произведений – это смоленские люди, «выдуманные» и «невыдуманные».
Твардовский постоянно упоминает названия городов, районных центров, посёлков, сёл, деревень Смоленщины. Не только знакомые места и люди находятся в поле зрения – не менее обстоятельно поэт раскрывает их обычаи, привычки, речь, воспроизводит пословицы, поговорки, прибаутки, песни. Удачно, например, использована в поэме «Страна Муравия» «Комаринская», услышанная и «аранжированная» ещё М. И. Глинкой:
Тут и соточка
Лежит – не убежит...
Эх ты, сукин сын
Комаринский мужик!
В художественном арсенале Твардовского множество частушек: «Милый мой, не зазнавайся: не один на свете ты», отдельных выражений, слов, которые можно услышать только на Смоленщине: «конец», «тверёзый» и так далее. С их помощью глубже раскрывается психология человека; в своей совокупности они создают особый местный колорит, присущий только Смоленщине.
Не менее выразительна природа Смоленского края, художественно воспроизведённая в произведениях поэта, - скромная, неброская, представленная мелкими кустарниками в низинах и на болотах, невысоким небом, нежаркими летними днями и почти непроезжими весной и осенью дорогами:
Ничем сторона не богата,
А мне уже тем хороша,
Что там на удачу когда-то
Моя народилась душа,
Что в дальней дали зарубежной,
О многом забыв на войне,
С тоской и тревогою нежной
Я думал о той стороне.
Где счастье великой, единой
Священной, как правды закон,
Где таинству речи родимой
На собственный лад приобщён.
Эти стихи написаны уже после войны и свидетельствуют о том,
Эти стихи написаны уже после войны и свидетельствуют о том,
Особенно ярким и мощным всплеском Смоленщина проявится в произведениях военных лет.
Говоря о хронотопе эпоса и лирики поэта этого периода, необходимо указать на одну очень существенную особенность, присущую только поэтам смоленской школы, которую можно определить, как крайне обострённое чувство «вины перед родиной».
«Ты прости, за что – не знаю, только ты прости меня» - в этом выражении, сконцентрировавшем в себе данное чувство, заложен глубочайший смысл. Эти слова произносит Василий Тёркин, однако за его плечами стоит сам автор.
Чувство вины, не покидавшее Твардовского на протяжении всей долгой и жёстокой войны, принадлежит к разряду сложнейших социально- психологических и художественных явлений. Может быть, с этим чувством «виноватости» он покинул Смоленщину в 1936 году, когда его снова «позвала дорога в даль». Теперь же, когда неожиданно началась Великая Отечественная война, это чувство ещё больше обострилось, превратилось в «боль за свою родную сторону», которая в связи с трагически сложившимися обстоятельствами, оказалась под вражеской оккупацией в первые месяцы войны.
Приступая к работе над поэмой «Дом у дороги» зимой 1941 – 1942 года, Твардовский напряжённо размышлял над трагедией своей «малой родины».
Тревога за судьбу «малой родины», страдавшей под пятой оккупантов, заполнит страницы многих произведений поэта. Особенно большой концентрации она достигнет в стихотворении «Партизанам Смоленщины», написанном в 1942 году:
А весна деревенская
Не красна, не шумна.
Песня на поле женская
Край пройди - не слышна…
Ой, родная, смоленская
Моя сторона,
Ты, огнём опалённая
До великой черты,
Ты, за фронтом пленённая,
Оскорблённая, -
Ты
Никогда ещё ранее
Даже мне не была
Так больна, так мила-
До рыдания…
Это стихотворение, набранное как листовка, переправлялось на самолётах
через линию фронта, жадно читалось, заучивалось наизусть людьми, оказа-
вшимися за «огненной чертой».
Тревога великого поэта и всех, кто стоял за ним, за
Тревога великого поэта и всех, кто стоял за ним, за
Твардовский имел возможность видеть, во что превратили его родину фашисты, так как он двигался вслед за огненным валом фронта.
В руинах и пепелище лежала перед ним Смоленщина, залитая кровью.
«Сердце настороже, - оно избегает вбирать в себя всю силу множества ощущений и впечатлений, рвущихся к нему. Оно словно знает, что ему не справиться с ними сразу».
С огромным волнением ожидал он того дня, когда ему, наконец, удастся увидеть «древние», по преданию «екатерининские», дуплистые, частью усохшие либо обгорелые берёзы большака, близ которого пас когда-то коров, купался с ребятами, ходил по грибы», но его глазам предстанет ужасная картина…
Его стихотворения военных лет собраны были в сборниках «Возмездие», «Фронтовая
Его стихотворения военных лет собраны были в сборниках «Возмездие», «Фронтовая
Произведения Твардовского, как видно из изложенного, наполнены думами о родном крае. Смоленщина занимает в них центральное место.
В последнее время в научной литературе стали уделять особое внимание образам-символам в произведениях Твардовского. Явление это вполне закономерное, поскольку литературоведение, в отличие от литературной критики, имеет тенденцию к усилению теоретического начала. Однако, при этом часто забывают, что образы-символы у Твардовского заполняются общенародным содержанием, благодаря мастерскому вводу так называемого «местного материала». Отдельные факты, детали, связанные с лирикой «родных мест», с «малой родины», давали всегда поэту возможность достигать широких художественных обобщений. От предельно конкретного- к общему, от малого – к великому, от образа – к символу – таков итог нерасторжимой, органической связи поэта со своим родным краем, с матерью Смоленщиной.
Свой поэтический опыт опоры на «местный материал» Твардовский попытался обосновать теоретически: выдающийся поэт сочетался в нём с
глубоким исследователем и литературным критиком.
Так, ему обязаны своим фундаментальным обоснованием понятия «большой» и «малой» родины в художественном творчестве, «лирика родных мест» и другие.
В предисловии к собранию сочинений
И. С. Соколова – Микитова Твардовский отметил, что «у большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной стороны, отчизны – дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимали все малые и – в великом целом своём – для всех одна».
Это общее, основополагающее понятие «большой и малой» Родины дополнялось Твардовским
Это общее, основополагающее понятие «большой и малой» Родины дополнялось Твардовским
Когда Твардовский не смог найти «на местности» тот клочок земли, где когда-то стоял дом отца и находился сад, он высказал очень важное суждение о том, какое значение в его жизни имело Загорье.
С ним, со своим Загорьем, он связал прежде всего ощущение «большого времени», «предстающего точно в разрезе, со многими своими слоями», всё лучшее, что было в нём. «Более того, – писал он, – это сам я как личность». Поэтому так дорога была для него связь с «малой родиной» – «и даже томительна». «Если так стёрто и уничтожено всё то, что отмечало и означало моё пребывание на земле», – считал он, – что как-то выражало меня, то я становлюсь вдруг свободным отчего-то и не нужен». Эти слова, обращённые к самому себе, имеют глубокий обобщающий смысл: Твардовский придавал им теоретическое значение. Правда, далее он смягчает их категоричность. «Но потом подумаешь и так, - пишет он, - именно поэтому я должен жить и делать своё дело. Никто, кроме меня, не воспроизведёт того неповторимого и сошедшего с лица земли малого мирка, который был и теперь есть для меня, когда ничего от него не осталось».
Именно «загорьевская» земля питала своими соками огромный талант великого русского
Именно «загорьевская» земля питала своими соками огромный талант великого русского
Обновление «большая» и «малая» родина указывает на тесную связь творчества Твардовского со «смоленской поэтической школой», ибо он классически выразил её особенности. Если Исаковский, как зачинатель «школы», своим песенным творчеством крепко связал себя с поэтической фольклорной стихией и поэтому его стихи более «об этом и обо всём», стихи Рыленкова более о природе, которая воспринимается как «наша» и вместе с тем «среднерусская», то Твардовский обнажённее и в воспроизведении людей, и природы, и языка. Всё это у него – «наше». Поэт типизирует, более опираясь на конкретное, индивидуальное, личное, возводя его в степень общего, присущего всем и выражающего своё время.
Смоленщина как сквозная тема, как мерило нравственной ценности человека, как эстетическая категория широко представлена не только в творчестве Твардовского, но и Исаковского, и Рыленкова, который прожил свою жизнь в Смоленске. На этом основании в научно - критической литературе возникла концепция «смоленской поэтической школы».
И мы, смоляне, по праву можем гордиться тем, что наши земляки внесли свой вклад в её создание, но и про них, в свою очередь, никто из нас не должен забывать.