Золотой век римской литературы

Слайд 2

Римская литература развивалась под влиянием греков. Однако еще до знакомства с

Римская литература развивалась под влиянием греков. Однако еще до знакомства с

греками у римлян встречаются начатки оригинальной латинской поэзии и прозы. На последнюю указывает существование римских государственных летописей, куда вносились ежегодно краткие заметки о важнейших политических событиях и замечательных явлениях природы. Они велись жрецами понтифексами (Annales pontificum). Эти летописи не дошли до нас, но ими пользовались римские историки. Начатками собственно латинской поэзии представляются хвалебные песни в честь предков, которые в древнейшую эпоху пелись на торжественных обедах всеми участниками по очереди и в сопровождении флейты.
Слайд 3

Упоминаются, кроме того, священные, или религиозные, песни (например, жрецов-салиев и арвальских

Упоминаются, кроме того, священные, или религиозные, песни (например, жрецов-салиев и арвальских

братьев). Существовали также в Древнем Риме и народные песни веселого или остроумного содержания: иногда такие песни сопровождались соответствующими телодвижениями и сценическими представлениями (так называемые мимы и ателланы). Безыскусственный размер этих народных песен с их грубым необработанным языком сделался известен под названием сатурнова стиха.
Слайд 4

Золотой век» римской литературы приходится на конец I в. до н.э.,

Золотой век» римской литературы приходится на конец I в. до н.э.,

период правления императора Августа (победивший Антония Октавиан положил конец гражданским войнам в Риме, за что и получил титул Августа, что означает «величественный, божественный»). Август стремился поставить литературу на службу государственной политике, активно поддерживал писателей, укреплявших его идеологию. Богач и друг Августа Меценат оказывал материальную поддержку тем литераторам, чья деятельность была угодна императору (имя Мецената как покровителя искусств с тех пор стало нарицательным).
Особого расцвета достигает в это время поэзия. Поэзия золотого века латинской литературы достигла высшего своего выражения в лице трех римских поэтов: Вергилия, Горация и Овидия.
Слайд 5

Вергилий Марон Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе

Вергилий Марон
Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе

Слайд 6

Публий Вергилий Марон—(15 октября 70 до н. э.) Родился близ Мантуи,

Публий Вергилий Марон—(15 октября 70 до н. э.) Родился близ Мантуи,

получил первое воспитание в Кремоне; шестнадцати лет получил тогу зрелости, находился под особым покровительством императора и Мецената. В первом произведении своём — «Bucolica» (43-37 гг.) — Вергилий хотел внести в латинскую поэзию особенности греческой, её простоту и естественность, и начал подражанием Феокриту. Но ему совершенно не удалось достигнуть цели. Он написал несколько идиллий (или эклог) о сельской жизни и прекрасную поучительную поэму о земледелии («Георгики»); но слава его преимущественно основывается на эпической поэме «Энеида», где рассказаны странствия Энея после разрушения Трои и его поселение в Лациуме: здесь Вергилий выводит род Августа по прямой линии от троянского героя. Эта поэма представляет собой подражание Гомерову эпосу, но по изяществу формы она является произведением вполне художественным и национальным.
Слайд 7

Гораций

Гораций

Слайд 8

Квинт Гораций Флакк- (8 декабря 65 до н. э., Венузия —

Квинт Гораций Флакк- (8 декабря 65 до н. э., Венузия —

27 ноября 8 до н. э., Рим). Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа. Был сыном вольноотпущенника; во время второго триумвирата принадлежал к партии республиканцев и сражался в войске Брута при Филиппах. (В одном стихотворении, обращенном к другу, Гораций вспоминает этот день, когда он, кинув щит, бежал с поля битвы.) Впоследствии Гораций приобрел доверие и дружбу Мецената; сам Август заискивал в его стихотворных похвалах. Меценат подарил Горацию небольшое поместье, и здесь поэт, не любивший тревожной городской жизни, провел свои лучшие годы. Он писал мелкие лирические стихотворения и особенно знаменит своими остроумными, игривыми сатирами, в которых слегка подсмеивался над суетностью, корыстолюбием, расточительностью и другими недостатками современных ему римлян.
Слайд 9

Овидий Назон

Овидий Назон

Слайд 10

Публий Овидий Назон- (20 марта 43 года до н. э., Сульмо

Публий Овидий Назон- (20 марта 43 года до н. э., Сульмо

— 17 или 18 год н. э., Томис) — древнеримский поэт, , принадлежавший к богатому сословию всадников, известен преимущественно своими эротическими стихотворениями, в которых воспевалась любовь; самое значительное из его произведений — это «Метаморфозы» или «Превращения», которые представляют ряд изящных мифологических рассказов о греко-римских богах и героях. Август за что-то прогневался на Овидия и сослал его в Томи, незначительный городок на северо-западном побережье Черного моря; здесь он и умер. Из других лирических поэтов того же века наиболее известны: Катул, Тибулл и Проперцип.