Введение в теорию игр

Содержание

Слайд 2

1. Основные понятия и определения теории игр Столкновение противоположных интересов сторон

1. Основные понятия и определения теории игр

Столкновение противоположных интересов сторон приводит

к возникновению конфликтных ситуаций

аукцион

Слайд 3

военные операции

военные операции

Слайд 4

арбитражные споры

арбитражные споры

Слайд 5

• борьба между блоками избирателей за своих кандидатов

• борьба между блоками избирателей за своих кандидатов

Слайд 6

международные отношения

международные отношения

Слайд 7

классические примеры в экономике ситуация монополия-монопсония ситуация олигополии В конфликтных ситуациях

классические примеры в экономике

ситуация монополия-монопсония

ситуация олигополии

В конфликтных

ситуациях каждый из
участников сознательно стремится добиться наилучшего результата за счет другого участника
Слайд 8

Игры с природой

Игры с природой

Слайд 9

Конфликтными ситуациями являются и обычные игры салонные

Конфликтными ситуациями являются и
обычные игры

салонные

Слайд 10

спортивные

спортивные

Слайд 11

карточные

карточные

Слайд 12

Для конфликтных ситуаций характерно, что эффективность решений, принимаемых в ходе конфликта

Для конфликтных ситуаций характерно, что эффективность решений, принимаемых в ходе конфликта

каждой из сторон, существенно зависит от действий другой стороны

При этом ни одна из сторон не может полностью контролировать положение, так как и той и другой стороне решения приходится принимать в условиях неопределенности

Необходимость анализировать конфликтные ситуации привела к возникновению теории игр

Слайд 13

Теория игр – это математическая теория конфликтных ситуаций, разрабатывающая рекомендации по

Теория игр – это математическая теория конфликтных ситуаций, разрабатывающая рекомендации по

наиболее рациональному образу действий каждого из участников в ходе конфликтной ситуации

Методы и рекомендации теории игр разрабатываются применительно к таким специфическим конфликтным ситуациям, которые обладают свойством многократной повторяемости

Слайд 14

08/10/2023 1. История развития теории игр Эмиль Борель (1871-1956) Джон (Янош)

08/10/2023

1. История развития теории игр

Эмиль Борель
(1871-1956)

Джон (Янош) фон Нейман
(1903-1957)

Оскар

Моргенштерн
(1902-1977)
Слайд 15

В 1994 г. Джон Нэш (род. 1928) получил Нобелевскую премию в

В 1994 г. Джон Нэш (род. 1928) получил Нобелевскую премию в

области экономики за определение ситуации равновесия в игре многих лиц.
Дальнейшее развитие теории игр связано с работами Н.Н Воробьева, Ю.Б. Гермейера, Э Мулена, Х. Никайдо, Л.С. Шепли и др.

Джон Нэш
(род. 1928)

Слайд 16

Основные понятия теории игр Игра – упрощенная математическая модель конфликтной ситуации

Основные понятия теории игр

Игра – упрощенная математическая модель
конфликтной ситуации

Игра определена,

если:

- имеется множество конфликтующих сторон

- сформулированы правила выбора допустимых стратегий

Стратегия – это совокупность правил, однозначно определяющих последовательность действий игрока в каждой конкретной ситуации, складывающейся в процессе игры

определен набор возможных конечных состояний игры (например, выигрыш, ничья, проигрыш)
- всем игрокам заранее известны функции выигрыша (платежи), соответствующие каждому возможному конечному состоянию игры

Слайд 17

Партией называют каждый вариант реализации игры определенным образом Ход – это

Партией называют каждый вариант реализации
игры определенным образом

Ход – это

выбор и реализация игроком одного
из допустимых вариантов поведения

Важными в теории игр являются понятия оптимальной стратегии, цены игры, среднего выигрыша, которые находятся в процессе решения игры

Слайд 18

2. Классификация игр 1. По числу игроков: игры двух игроков (парная

2. Классификация игр

1. По числу игроков:
игры двух игроков (парная игра)
игры n

игроков (множественная игра)
2. По количеству стратегий:
конечные
бесконечные
Слайд 19

3. По характеру функций выигрыша (платежных функций): - игры с нулевой

3. По характеру функций выигрыша (платежных функций):
- игры с нулевой суммой
игры

с постоянной разностью
игры с ненулевой суммой

4. По виду функций выигрыша игры делятся на:
матричные
биматричные
непрерывные
выпуклые

Слайд 20

5. В зависимости от возможности предварительных переговоров между игроками: кооперативные некооперативные

5. В зависимости от возможности предварительных переговоров между игроками:
кооперативные
некооперативные

6. По

количеству ходов:
одноходовые
многоходовые
7. В зависимости от объема имеющейся информации:
с полной информацией
с неполной информацией