Медицинская этика

Содержание

Слайд 2

Медицинская этика Биоэтика По данным ВОЗ, преподавание специального курса медицинской этики

Медицинская этика Биоэтика

По данным ВОЗ, преподавание специального курса медицинской этики (биоэтики)

ведется в настоящее время в большинстве развитых стран мира.
Академик РАМН
А. М. Сточик
Слайд 3

Асклепиад Знахари, чародеи, колдуны, ведуны Левиты

Асклепиад

Знахари, чародеи, колдуны, ведуны

Левиты

Слайд 4

Слайд 5

Некоторые положения Свода законов Хаммурапи Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию

Некоторые положения Свода законов Хаммурапи

Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым

ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.
(§ 216) Если это сын мушкенума, то лекарь может получить 5 сиклей серебра.
(§ 217) Если это раб человека, то хозяин раба должен дать лекарю 2 сикля серебра.
(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.
(§ 219) Если лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым ножом рабу мушкенума и убил его, то он должен возместить раба за раба.
(§ 220) Если он вскрыл ему бельмо бронзовым ножом и выколол ему глаз, то он должен отвесить серебром половину его покупной цены.
Слайд 6

Слайд 7

Гиппократ Великий Косский (460-377 гг до н.э.) «Клятва Гиппократа» Аристотель (384-322

Гиппократ Великий Косский (460-377 гг до н.э.) «Клятва Гиппократа»

Аристотель (384-322 гг.до

н.э.) – «Большая этика», «Эдемова этика»

Сократ (469-399 гг. до н.э.) «Добродетель есть знание и мудрость»

Слайд 8

Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и

Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и

богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство
Слайд 9

- считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с

- считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с

ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; - его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой, но никому другому.
Слайд 10

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно моим силам и

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно моим силам и

моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла. - точно так же, как не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить свою жизнь и своё искусство.
Слайд 11

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих

каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении – а также и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует, когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и давшему ложную клятву да будет обратное этому.
Слайд 12

I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий Буддизм Этический принцип буддизма- стремление делать добро

I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий

Буддизм
Этический принцип буддизма-

стремление делать добро
Слайд 13

I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий “Братья у

I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий

“Братья у вас

нет ни отца, ни матери и заботиться о вас некому. Если вы не позаботьтесь друг о друге, то кто другой это сделает? Братья кто почитает меня да почтит больного” – обращение Будды к монахам.
Легенда гласит, что предписание было дано после того, как Будда, обходя кельи монахов, обнаружил одного из них жестоко страдающего от дизентерии, ослабевшего от болезни, лежавшего в собственных испражнениях. Он поднял его, обмыл с головы до ног, уложил в постель покойно и удобно, а потом объявил, что Сострадание и помощь больному являются важнейшими правилами поведения членов общины. С тех пор монахи стали изучать медицину, чтобы лечить друг друга и мирян.
Слайд 14

Христианство Существует придание, что Иисус в молодости изучал врачебные манускрипты для

Христианство

Существует придание, что Иисус в молодости изучал врачебные манускрипты для

излечения физических и нравственных недугов.
Исцеляйте …больных –научает Христос своих учеников (Лк. 10,9).
Слайд 15

I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий С утверждением

I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий

С утверждением рыцарских

орденов некоторые из них посвящали себя уходу за больными. Например, члены ордена св. Лазаря в Иерусалиме ухаживали за прокаженными. От названия ордена св. Лазаря произошло слово лазарет.
В древнерусском государстве после принятия христианства при монастырях стали создаваться больничные палаты.
Слайд 16

I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий Ислам Заметный

I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий

Ислам
Заметный след

в истории медицинской этике оставили труды исповедующих ислам арабских ученых медиков эпохи Среднеазиатского Возрождения
Слайд 17

I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий “Практическая этика

I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий

“Практическая этика врача”

Аль-Рухави, “Приказ медицины” Ибн-абу Усейби, “Канон медицины” и “Фирузнома” Ибн Сины (Авицены). Многие выдержки из них стали афоризмами, переводились на латынь и европейские языки.
Слайд 18

I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий Носители медицинских

I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий

Носители медицинских знаний

– священнослужители и их помощники, оказывая помощь больному человеку, действовали в соответствии с религиозными установлениями. Так продолжалось до тех пор, пока профессия врача не стала самостоятельной и более распространенной, благодаря созданию медицинских факультетов университетов.
Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

IV этап - деонтологический Иеремия Бентам – представитель утилитаризма, в основе

IV этап - деонтологический

Иеремия Бентам – представитель утилитаризма, в основе его

теории лежит принцип полезности. «Наибольшее счастье наибольшего числа людей», ввел термин «деонтология»

«И удовольствие, и боль мы можем «сосчитать».
Какими могут быть они, нам нужно четко знать.
Они бывают интенсивны, бывают длительны, быстры,
результативны и чисты..»

Слайд 22

Иммануил Кант – «золотое правило» «Во всем, как хотите, чтобы другие

Иммануил Кант – «золотое правило»

«Во всем, как хотите, чтобы другие поступали

с вами, поступайте и вы с ними»
Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

«Личности» пациента: Пациент-педант Правильный пациент Пациент-скептик Пациент-эрудит Пациент-оптимист Пациент-пессимист Пациент-прагматик

«Личности» пациента:

Пациент-педант
Правильный пациент
Пациент-скептик
Пациент-эрудит
Пациент-оптимист
Пациент-пессимист
Пациент-прагматик

Слайд 36

Общение между медицинским работником и пациентом Выделяют следующие виды общения (С.

Общение между медицинским работником и пациентом

Выделяют следующие виды общения (С. И.

Самыгин, Л. Д. Столяренко):
1.«Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
Слайд 37

Общение между медицинским работником и пациентом Примитивное общение», когда оценивают другого

Общение между медицинским работником и пациентом

Примитивное общение», когда оценивают другого человека,

как нужный или мешающий объект, если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — «отталкивают». Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения медицинского работника и пациента в случаях, когда целью обращения становится получение каких-либо дивидендов
Слайд 38

Общение между медицинским работником и пациентом Формально-ролевое общение, когда регламентированными оказываются

Общение между медицинским работником и пациентом

Формально-ролевое общение, когда регламентированными оказываются и

содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Подобный выбор вида общения со стороны (медицинского работника) врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой ( врач на приеме).
Слайд 39

Общение между медицинским работником и пациентом Деловое общение — это общение,

Общение между медицинским работником и пациентом

Деловое общение — это общение, учитывающее

особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения.
Слайд 40

Общение между медицинским работником и пациентом Духовное межличностное общение редко встречается

Общение между медицинским работником и пациентом

Духовное межличностное общение редко встречается в

системе (медицинский работник) врач - больной. Оно подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения.
Слайд 41

Общение между медицинским работником и пациентом Манипулятивное общение направлено на извлечение

Общение между медицинским работником и пациентом

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды

от собеседника с использованием специальных приемов. В медицине известен способ, названный «ипохондритизацией пациента».
Слайд 42

Слайд 43

Этические кодексы в медицине «Клятва Гиппократа» (V в. до н.э.); «Молитва

Этические кодексы в медицине
«Клятва Гиппократа» (V в. до н.э.);
«Молитва

врача» (Маймонид, XIII в.);
«Факультетское обещание» (давали выпускники медицинских факультетов в России до революции);
«Женевская декларация» (ВМА, 1948);
«Международный кодекс медицинской этики» (ВМА, 1949);
«Присяга врача Советского Союза» (1971);
«Исламский кодекс медицинской этики» (в его составе «Клятва врача») (Кувейт, 1981);
«Обещание врача России» (РФ, 1992-1999);
«Клятва врача» (Ст. 71. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», 2011);
«Присяга врача» (Принята Церковно-общественным Советом по
биомедицинской этике Московской патриархии, 2000);
«Кодекс профессиональной этики психиатра» (1994).
Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Об основах охраны здоровья граждан в РФ (2011), Ст. 19. 5.

Об основах охраны здоровья граждан в РФ (2011), Ст. 19.
5.

Пациент имеет право на:
выбор врача и выбор медицинской организации ….;
профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию ….;
получение консультаций….;
облегчение боли…;
получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
отказ от медицинского вмешательства;
возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
допуск к нему адвоката….для защиты своих прав;
допуск к нему священнослужителя…
Слайд 50

Право на жизнь – это личное неотчуждаемое право человека. Он может

Право на жизнь – это личное неотчуждаемое право человека.
Он может

подвергать себя опасности. Рисковать.
Однако нигде не провозглашено о праве человека на смерть
Слайд 51

Основные правила Биомедицинской этики 1. Право пациента на информацию и обязанность

Основные правила Биомедицинской этики

1. Право пациента на информацию и обязанность врача

и исследователей информировать пациента(испытуемого).
Информированное согласие включает в себя:
Компетентность пациента и испытуемого
Понимание пациентом / испытуемым / полученной информации
Добровольность информирования и отсутствие ее нарушений (принуждения, манипуляции, убеждения)
Добровольность в принятии решения.
Понятие компетентного и некомпетентного больного (ребенок, недееспособный больной).
Информированное согласие ограниченно компетентных пациентов (подростков)
Слайд 52

Основные правила Биомедицинской этики 2. Право пациента на отказ от медицинского

Основные правила Биомедицинской этики

2. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства.
3.

Правомочность оказания медицинской помощи и проведения медицинских исследований в случае невозможности получить согласие пациентов и испытуемых.
4. Отзыв согласия или отказ от медицинской процедуры или участия в испытаниях.
Слайд 53

Слайд 54

Права несовершеннолетних Права несовершеннолетних на охрану их здоровья включают: В возрасте

Права несовершеннолетних

Права несовершеннолетних на охрану их здоровья включают:
В возрасте старше 15

лет – добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него (ч. 2 ст. 24; ч. 1 ст. 32; ч. 1 ст. 33 Основ)
Слайд 55

Слайд 56

Перечень случаев законного разглашения врачебной тайны без согласия пациента 1. В

Перечень случаев законного разглашения врачебной тайны без согласия пациента

1. В целях

обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю.
2. При угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.
3. По запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.
Слайд 57

Перечень случаев законного разглашения врачебной тайны без согласия пациента 4. В

Перечень случаев законного разглашения врачебной тайны без согласия пациента

4. В случае

оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей.
5. При наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
Слайд 58

Слайд 59

«ТАНЦУ ЖИЗНИ» ВСЕГДА ПРОТИВОСТОИТ «ТАНЕЦ СМЕРТИ» Жизнь-смерть - основная тема, вокруг которой вращается человеческая культура

«ТАНЦУ ЖИЗНИ» ВСЕГДА ПРОТИВОСТОИТ «ТАНЕЦ СМЕРТИ»

Жизнь-смерть - основная тема, вокруг которой

вращается человеческая культура
Слайд 60

Проблема критериев смерти В XIX веке врачи получили право на констатацию смерти по кардио-пульмонологическому критерию.

Проблема критериев смерти

В XIX веке врачи получили право на констатацию смерти

по кардио-пульмонологическому критерию.
Слайд 61

Слайд 62

1968 г.- в Гарвардском университете сформулированы новые критерии смерти, названные гарвардскими

1968 г.- в Гарвардском университете сформулированы новые критерии смерти, названные гарвардскими
1985

г. - новый критерий введен инструкцией Минздрава
1992 г. – утвержден федеральным законом о трансплантации
«Врач должен верить в тождество смерти мозга и смерти человека»
А.М. Гурвич
Слайд 63

Три определения смерти мозга: Гибель всего мозга, включая его ствол Гибель ствола мозга Гибель отделов мозга

Три определения смерти мозга:

Гибель всего мозга, включая его ствол
Гибель ствола мозга
Гибель

отделов мозга
Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Слайд 68

Слайд 69

Слайд 70

Сесилия Сандерс умерла от рака в основанном ею хосписе святого Христофора

Сесилия Сандерс умерла от рака в основанном ею хосписе святого Христофора

в возрасте 87 лет, в 2005 году. Она стала родоначальницей современного хосписного движения
Слайд 71

Пять стадий принятия смерти 1. Отрицание. Больной не может поверить, что

Пять стадий принятия смерти 1. Отрицание. Больной не может поверить, что это

действительно с ним случилось. 2. Гнев. Возмущение работой врачей, ненависть к здоровым людям. 3. Торг. Попытка заключить сделку с судьбой. Больные загадывают, допустим, что они поправятся, если монетка упадет орлом. 4. Депрессия. Отчаяние и ужас, потеря интереса к жизни. 5. Принятие. «Я прожил интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу умереть». Однако многие исследователи указывают на проблемы этой модели: Согласно наблюдениям, пациенты не проходят через все стадии, а порядок их следования не соблюдается
Слайд 72

Слайд 73

Слайд 74

Слайд 75

Слайд 76

До недавнего времени считалось, что ребенок "оживает" именно тогда, когда мать

До недавнего времени считалось, что ребенок "оживает" именно тогда, когда мать

почувствует первые толчки плода. Но современные исследования убедительно свидетельствуют о том, что ребенок начинает двигаться намного раньше, а началом его жизни и беспрерывного развития является миг зачатия.
Слайд 77

Слайд 78