История музыкальных ключей

Содержание

Слайд 2

Что такое ключ? Ключ – это элемент нотного письма, который определяет

Что такое ключ?

Ключ – это элемент нотного письма, который определяет расположение

нот на нотном стане. Он указывает размещение одной из них, от которой отсчитываются все остальные.
Слайд 3

Графические написания ключей произошли от буквенной нотации, но постепенно они изменялись,


Графические написания ключей произошли от буквенной нотации, но постепенно

они изменялись, пока не приняли современных форм.
ключ Соль (G)
ключ Фа (F)
ключ До (C)
Слайд 4

Скрипичный ключ Произошел от латинской буквы G. На нотном стане пишется

Скрипичный ключ

Произошел от латинской буквы G. На нотном стане пишется

на второй линии и показывает, что здесь находится нота соль первой октавы.
Этот ключ еще называется скрипичным, поскольку он очень удобный при записи нот для скрипки.
Слайд 5

Старофранцузский ключ Во Франции в XVII—XVIII веках встречался также ключ Соль

Старофранцузский ключ

Во Франции в XVII—XVIII веках встречался также ключ Соль

на первой линии нотного стана – старофранцузский ключ.
Однако, этот ключ уже давно вышел из употребления и используется лишь в воссоздающих оригинал переизданиях произведений старинной музыки.
Слайд 6

Басовый ключ Ключ Фа произошел от латинской буквы f и определяет

Басовый ключ

Ключ Фа произошел от латинской буквы f и определяет

местонахождение ноты фа малой октавы.
Этот ключ, на четвертой линии нотоносца, называется басовым, так как он удобен при записи нот для низких человеческих голосов и басовых музыкальных инструментов.
Слайд 7

В старинной музыке ключ Фа встречался и на других линиях нотоносца,

В старинной музыке ключ Фа встречался и на других линиях

нотоносца, показывая ту же ноту, но назывался уже не басовым, а баритоновым (если писался на 3 линии) или
басопрофундовым ключом(если 5 линии).
Слайд 8

Ключ До В средние века широко применялся также ключ До, определявший

Ключ До

В средние века широко применялся также ключ До, определявший

местонахождение на нотном стане ноты до первой октавы. Его современный внешний вид по форме напоминает латинскую букву С.
Слайд 9

Ключ До мог помещаться на любой линии нотоносца, в зависимости от

Ключ До мог помещаться на любой линии нотоносца, в зависимости

от голоса, и получал название:
- сопрановый (если помещался на 1линии)
- меццо-сопрановый (на 2 линии)
- теноровый (на 4 линии)
- баритоновый (на 5 линии)
Слайд 10

Сейчас партия тенора пишется в скрипичном ключе, иногда с цифрой 8

Сейчас партия тенора пишется в скрипичном ключе, иногда с цифрой

8 внизу или сдвоенным скрипичным ключом, но везде читается октавой ниже написанного.
Слайд 11

Цефаутный ключ Еще одна разновидность ключа До. Графически представлял собой род

Цефаутный ключ

Еще одна разновидность ключа До. Графически представлял собой род

квадратной ноты со штилем. Ставился на 3 линии нотного стана, закрепляя расположение ноты до первой октавы, и использовался при записи одноголосных обиходных песнопений в «киевском знамени».
Слайд 12

Нейтральный ключ Нейтральный ключ применяется для записи инструментов с неопределённой высотой

Нейтральный ключ

Нейтральный ключ применяется для записи инструментов с неопределённой высотой

звучания (перкуссионных). Каждая линия или промежуток нотоносца в этом ключе - один инструмент из определённого набора (ударной установки).
Слайд 13

Также нейтральный ключ может размещаться на специальном однострочном нотоносце для каждого шумового инструмента.

Также нейтральный ключ может размещаться на специальном однострочном нотоносце для

каждого шумового инструмента.