Камерная музыка Вокальный цикл Зимний путь Ф. Шуберта

Содержание

Слайд 2

Ка́мерная му́зыка (лат. camera-комната) — музыка, исполняемая небольшим коллек-тивом музыкантов - инструменталистов и/или вокалистов.

Ка́мерная му́зыка (лат. camera-комната) — музыка, исполняемая небольшим коллек-тивом музыкантов - инструменталистов 
и/или  вокалистов.

Слайд 3

ФРАНЦ ПЕ́ТЕР ШУ́БЕРТ( 1797 — 1828) Австрийский композитор, один из основоположников

ФРАНЦ ПЕ́ТЕР ШУ́БЕРТ( 1797 —  1828)

Австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно

600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), 9 симфоний (восьмая — самая известная — называется «Неоконченная»), а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.
Слайд 4

Замысел сочинения цикла у композитора возник в 1827 году после прочтения

Замысел сочинения цикла у композитора возник в 1827 году после прочтения

одноименного сборника стихотворений известного немецкого автора Вильгельма Мюллера.
Слайд 5

В этот жизненный период судьба сыграла злую шутку с композитором-романтиком. Он

В этот жизненный период судьба сыграла злую шутку с композитором-романтиком. Он

находился на пороге к нищей жизни, активно искал постоянное место работы, сочинения не печатались ни в Германии, ни в Швейцарии. Франц получил отказ на получение должности придворного капельмейстера Венской оперы. Ему также было отказано в других местах работы. Шуберт окончательно потерял веру в себя и находился в подавленном состоянии.
Слайд 6

СЮЖЕТ «ЗИМНЕГО ПУТИ» Бедность лирического героя заставляет его отказаться от мысли

СЮЖЕТ «ЗИМНЕГО ПУТИ»
Бедность лирического героя заставляет его отказаться от мысли жениться на

любимой, ведь он не может дать ей уверенность в завтрашнем дне. Ему больше нечего терять, он надломлен ситуацией. Герой не ищет сострадания, потому что знает, что каждый заботится только о собственном будущем, и до него никому нет дела. Он отправляется в путь в полном одиночестве. По пути ему будут встречаться другие действующие лица, но они проходят стороной. Одиночество в этом мире стало невыносимой ношей для романтика. Скиталец в поиске вечного покоя для его измученной страданиями и невзгодами души. Побег от проблем, а не их решение погубило его, превратив из веселого и бодрого человека в обреченного путника. Он нашел то, что искал. Его трагедия свершилась.
Слайд 7

«ЗИМНИЙ ПУТЬ» - это музыкальный сборник из 24 вокальных миниатюр.

«ЗИМНИЙ ПУТЬ» - это музыкальный сборник из 24 вокальных миниатюр. 

Слайд 8

Во многом можно считать, что цикл стал трагической развязкой «Прекрасной мельничихи».

Во многом можно считать, что цикл стал трагической развязкой «Прекрасной мельничихи». 
Композитор

пытается сопоставить два мира: это мир грез и светлого прошлого, наполненного воспоминаниями о любимой, об их безоблачном счастье и другой мир, в котором поселилась оглушающая пустота. Эти два мира, делят цикл на 12 номеров.
Слайд 9

В I части наиболее ярко с точки зрения драматургии выстроены номера

В I части наиболее ярко с точки зрения драматургии выстроены номера «Спокойно

спи», «Флюгер», «Оцепенение», «Липа» и «Весенний сон».
Слайд 10

№1 «Спокойно спи» играет вступительную роль. Здесь слушателя знакомят слушателя о

№1 «Спокойно спи» играет вступительную роль. Здесь слушателя знакомят слушателя о

прошлой любви, о несбывшихся мечтах и надеждах. Мелодический рисунок имеет начало с вершины источника, что говорит о безмятежности и спокойствии музыки. Тональность сменяется ярким мажором, когда лирический герой вспоминает о возлюбленной.
Слайд 11

№2 «Флюгер». Переменчивость направления ветра символизирует изменчивость жизни. Сегодня дует теплый

№2 «Флюгер». Переменчивость направления ветра символизирует изменчивость жизни. Сегодня дует теплый

южный ветер, и жизнь кажется сказкой, но скоро он сменится на холодный зимний. Каждая фраза построена на контрасте. Особенную роль играет звукоизобразительный аккомпанемент.
Слайд 12

№4 «Оцепенение» возвращает тему ручья из цикла «Прекрасная мельничиха», об этом

№4 «Оцепенение» возвращает тему ручья из цикла «Прекрасная мельничиха», об этом

свидетельствуют равномерные триольные ритмы. Тональность до минор напоминает, что ручей начал застывать. Мрачная мелодия станет контрапунктом в дальнейшем проведении темы.
Слайд 13

№5 «Липа». В аккомпанементе каждый сможет услышать шелест листьев, который ассоциируется

№5 «Липа». В аккомпанементе каждый сможет услышать шелест листьев, который ассоциируется

с тревогой. Скоро все грезы развеются, и не останется ничего, кроме боли и разочарования. Форма: куплетно-вариационная позволяет выразить искренность и веру лирического героя, что все могло быть по-настоящему хорошо. Липа – это напоминание о прошлой жизни.
Слайд 14

№11 «Весенний сон» - это яркий пример драматизации произведения. Идиллия, мечты,

№11 «Весенний сон» - это яркий пример драматизации произведения. Идиллия, мечты,

грезы рассыпаются на мелкие осколки об реальность. Вместо сладкого сна, лирический герой оказался в мире, где все наполнено минорным ладом.
Слайд 15

Произошел окончательный надлом, если в первой части была надежда на позитивный

Произошел окончательный надлом, если в первой части была надежда на позитивный

исход, то развитие второй части полностью подтверждает трагическую концепцию.
Вторая часть становится воплощением мрака. Тема одиночества в музыке сменяется образом скорой, неизбежной смерти.
Слайд 16

Наиболее яркими номерами можно назвать: №15 «Ворон». Название номера уже не

Наиболее яркими номерами можно назвать:
№15 «Ворон». Название номера уже не предвещает

ничего хорошего. Ворон – это символ надломленности. Он сопровождает усталого путника. В тональности до минор можно услышать, никнущие интонации. Путь практически окончен, и в нем больше нет места для любви и света. Такую дорогу он выбрал сам, потому что не захотел изменить ситуацию.
Слайд 17

№24 «Шарманщик» - завершающий номер цикла, построенный на однообразных интонациях. Уличный

№24 «Шарманщик» - завершающий номер цикла, построенный на однообразных интонациях. Уличный

музыкант в данном контексте – это отображение искусства, безжалостного к гениям. Средства выразительности музыки заставляют услышать интонации шарманки, а также однообразие мелодии в рефрене. 
Слайд 18

«Зимний путь» - это настоящая трагедия жизни человека, маленький музыкальный роман,

«Зимний путь» - это настоящая трагедия жизни человека, маленький музыкальный роман,

в котором не случилось Happy Enda. Но не вымышленного лирического героя, а Шуберта. Ему пришлось пройти сложный и тернистый путь. Но он оставил для человечества огромное богатство – свою музыку.
Слайд 19

Вокальный цикл «Зимний путь» - это финальный аккорд в творчестве Шуберта.

Вокальный цикл «Зимний путь» - это финальный аккорд в творчестве Шуберта.

Миниатюры наполнены глубоким смыслом, понять которые помогает музыкальный язык. Холод и мрак музыки – это отражение внутреннего мира музыканта, потерявшего надежду и веру на счастливое будущее.
Слайд 20

Домашнее задание Нарисовать пейзаж «Зимний путь», подходящий музыке Ф. Шуберта

Домашнее задание

Нарисовать пейзаж «Зимний путь», подходящий музыке Ф. Шуберта

Слайд 21

Составь синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

Составь синквейн

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка

– два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Слайд 22

Синквейн Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма,

Синквейн

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в

США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28