Осетинские музыкальные инструменты

Содержание

Слайд 2

Цель урока: 1. познакомить уч- ся с осетинскими народными инструментами, с

Цель урока:
1. познакомить уч- ся с осетинскими народными инструментами,
с тембрами

инструментов.
Задачи:
Прививать любовь, чувство гордости к истории своего народа.
Пробуждать интерес к инструментальному творчеству народа.
Музыкальный материал:
1. Звучание осетинских народных инструментов.

Осетинские музыкальные
инструменты.

Слайд 3

«… Я люблю Владикавказ…!»

«… Я люблю Владикавказ…!»

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Осетинская музыка —развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями,

Осетинская музыка —развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а

также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в пору общинно-родового строя, многие из них сохранились до наших дней .
Осетинская народная музыка, представленная песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами, развивалась как искусство устной традиции.
В осетинской народной песне бытуют жанры:
1. историко-героические,
2. трудовые,
3. застольные,
4. лирические,
5. шуточные,
6. колыбельные, охотничьи
7. обрядовые – свадебные
причитания
врачевальные и др.
Как правило, песни исполняются мужским хором: солист-запевала ведёт основную мелодию, остальные подпевают ему. Часто ведущих певцов два, и они чередуются между собой.
Слайд 7

Музыкальные инструменты: Струнно-щипковые: Дыуадастанон ( дыууадæстæнон фæндыр) — двенадцатиструнная арфа; Дала-фандыр

Музыкальные инструменты:
Струнно-щипковые:
Дыуадастанон ( дыууадæстæнон фæндыр) — двенадцатиструнная арфа;
Дала-фандыр (дала фæндыр) — двух- или трёхструнный

щипковый инструмент;
Струнно-смычковые:
Кисын-фандыр (хъисын фæндыр) — двух или трёхструнная скрипка,
Кырнаг-фандыр ( хъырнæг фæндыр) — двухдековый инструмент, род виолончели;
Духовые:
Уадындз ( уадындз) — свирель,
Казын-уадындз (хъæзын уадындз) — камышовая флейта,
Лалым-уадындз ( лалым уадындз) — волынка,
Удавдз ( удæвдз) — тростевой,
Фидиуаг ( фидиуæг) — инстумент из бычьего рога;
Ударные:
Карцганаг ( къæрцгæнæг) — трещотки,
Гумсаг (гуымсæг) — барабан,
Дала ( дала) — бубен;
Слайд 8

Слайд 9

Дыуадастанон ( дыууадæстæнон фæндыр) — двенадцатиструнная арфа. Обиженный Хамыцом Сырдон украл

Дыуадастанон ( дыууадæстæнон фæндыр) —
двенадцатиструнная арфа.

Обиженный Хамыцом Сырдон украл у него

корову, Хамыц отыскал его тайный дом, убил всех сыновей и положил их в котёл вместо коровы. Поражённый горем Сырдон на кисть старшего сына натянул 12 жил других сыновей и изготовил фандыр (арфу), подарил его нартам и был принят в их общество.
Слайд 10

Слайд 11

«Взяли нарты из рук Сырдона фандыр и сказали они друг другу:

«Взяли нарты из рук Сырдона фандыр и сказали они друг другу:

если даже всем нам суждена погибель, то навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас».
Слайд 12

Чудодейственная свирель была единственным сокровищем Ацамаза, оставшимся от отца, которому её

Чудодейственная свирель была единственным сокровищем Ацамаза, оставшимся от отца, которому её

подарил Афсати. Среди нартов музыка была в большом почёте; они все играли на фандыре, но никто не достиг такого мастерства, какого достиг Ацамаз. Игра Ацамаза пробуждает и очаровывает природу. Когда он играет на свирели, все звери танцевали под его музыку, горы приходили в движение, солнце и луна светили намного ярче. Увидев дочь Сайнаг-Алдара красавицу Агунду, Ацамаз влюбился в неё и заиграл с новой силой. Не получив взаимности, Ацамаз разбил свою чудесную свирель на мелкие кусочки. Агунда собрала осколки свирели. Позднее свирель была восстановлена и песни Ацамаза пленили весь мир. Когда Ацамазу дали согласие на брак с Агундой.

Уадындз ( уадындз) —  свирель.

Слайд 13

В духовом инструментарии осетинского народа ведущее место занимал уадындз, инструмент, до

В духовом инструментарии осетинского народа ведущее место занимал уадындз, инструмент, до

недавнего времени имевший широкое распространение (в основном, в пастушьем быту), но сегодня встречающийся редко. Это незамысловатая разновидность открытой продольной флейты с 2-3-мя (реже 4-мя и более) игровыми отверстиями, расположенными в нижней части ствола.
Слайд 14

Дала-фандыр осетинский струнный щипковый музыкальный инструмент. Общая длина 800 850 мм.

Дала-фандыр
осетинский струнный щипковый музыкальный инструмент. Общая длина 800 850 мм. Имеет

2 3 струны. Корпус прямоугольно вытянутой формы. Верхняя дека деревянная, с большим количеством маленьких круглых резонаторных отверстий.
Слайд 15

Хъисын-фæндыр - инструмент, на котором, как правило, играют мужчины. Звук у

Хъисын-фæндыр - инструмент, на котором, как правило, играют мужчины. Звук у

инструмента слабый, что не мешает монотонному пению певца.В наше время хъисын-фæндыр стали заменять скрипкой, которая довольно удачно вписалась в ряд осетинских инструментов, под которую исполняются героические или иные песни.
Слайд 16

Трещотки старый народный инструмент. Состоит он из сухих тонких дощечек, которые

Трещотки
старый народный инструмент. Состоит он из сухих тонких
дощечек,

которые нанизаны на шнур или ремешок и отделены одна от другой
узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному
встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.
Слайд 17

В обиходе осетин гармонь появилась в 19 веке. По традиции, жених

В обиходе осетин гармонь появилась в 19 веке. По традиции, жених

должен, наряду с другими свадебными подарками, обязательно дарить этот музыкальный инструмент. Праотцом современной осетинской гармошки считается « вятская тальянка»
Слайд 18

Осетинские гармонисты: Булат Газданов, Сослан Дзуцев, Аслан Шавтвалов, Ирина Мистулова…

Осетинские гармонисты: Булат Газданов, Сослан Дзуцев, Аслан Шавтвалов, Ирина Мистулова…

Слайд 19

Группа ударных инструментов в осетинском музыкальном инструментарии представлена в основном тремя

Группа ударных инструментов в осетинском музыкальном инструментарии представлена в основном тремя

инструментами 1. гуымсæг - (барабан)
2. дала- (бубен)
3. къæрцгæнæг- (трещетки)
По существу это двухсторонний кавказский барабан, бубен и род трещотки. По подгруппам они распределяются следующим образом:
1. Мембранные: гуымсæг, дала. 2. Самозвучащие: къæрцгæнæг.
Слайд 20

Доули это ударный музыкальный инструмент народов Кавказа, род двустороннего барабана, имеющий

Доули
это ударный музыкальный инструмент народов Кавказа, род двустороннего барабана, имеющий

форму цилиндра и покрытый одной или двумя мембранами. Ранее применялся в военных походах, в настоящее время используется в ансамбле с зурнами, сопровождает танцы, шествия.