Содержание
- 2. У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи это рисунок и краски.
- 3. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения,
- 4. Мелодия Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может
- 5. Ритм В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет
- 6. Виды ритмических рисунков Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.
- 7. Размер Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают,
- 8. Лад В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как
- 9. Тембр Это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и
- 10. Динамика Динамика — это степень громкости исполнения музыкального произведения. Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми, либо
- 12. Скачать презентацию
У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В
У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В
У музыки свой особенный язык — язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: регистр, мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр, фактура и метр.
Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.)
Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.)
Мелодия
Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии
Мелодия
Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии
Регистр
Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.
Различают:
— высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание), — средний регистр (ассоциации с голосом человека), — низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).
Ритм
В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм.
Ритм
В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.
Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.
Таким образом, ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.
Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.
Виды ритмических рисунков
Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа
Виды ритмических рисунков
Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа
В произведениях быстрого темпа — этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.
Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.
Реже встречаются следующие ритмические фигуры:
Пунктирный ритм (характерен для марша, танца ) — обостряет, активизирует движение.
Синкопа — перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.
Триоль — деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.
Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.
Размер
Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С
Размер
Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С
Темп
Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп — аллегро, престо; умеренный темп — анданте; медленный — адажио.
Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух: у вальса — три четверти, у быстрого марша — две четверти.
Лад
В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная
Лад
В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная
Тембр
Это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр;
Тембр
Это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр;
Женские и мужские голоса:
Высокий — сопрано, тенор.
Средний — мeццо-сопрано, баритон.
Низкий — альт, бас.
Хор — большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.
Типы хора:
мужской (плотный, яркий тембр),
женский (теплый, прозрачный тембр),
смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),
детский хор (светлый, легкий тембр).
Группы инструментов симфонического оркестра
Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям — музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре: — Струнные инструменты — Деревянные духовые инструменты — Meднные духовые инструменты — Ударные инструменты
Динамика
Динамика — это степень громкости исполнения музыкального произведения.
Приглушенная динамика связана со
Динамика
Динамика — это степень громкости исполнения музыкального произведения.
Приглушенная динамика связана со
Основные обозначения динамических оттенков:
Piano pianissimo — ppp — предельно тихо
Pianissimo — pp — очень тихо
Piano — p — тихо
Mezzo piano — mp — не очень тихо
Mecco forte — mf — не очень громко
Forte — f — громко
Fortissimo — ff — очень громко
Forte fortissimo — fff — предельно громко
Обозначения изменения силы звучания:
Crescendo — cresc. — усиливая Sforzando — sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая Subito forte — sub.f. — внезапно громко Diminuendo — dim. — уменьшая, ослабляя звук Decrescendo -decresc. — ослабляя Smorzando — smorc. — замирая Morendo — morendo — замирая
Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой кульминации. Динамическая кульминация — это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении. Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.