Стилевые процессы в музыке XVIII века КЛАССИЦИЗМ

Содержание

Слайд 2

Эпоха заката абсолютистских режимов, эпоха подготовки буржуазных революций. Отсутствует единая модель:

Эпоха заката абсолютистских режимов, эпоха подготовки буржуазных революций.
Отсутствует единая модель: традиции

барокко, стиль рококо, просветительский реализм, классицизм, сентиментализм, «штюрмерство», предромантические тенденции.
Неравномерность художественных процессов в различных странах и наличие национальных вариантов направлений.
Одержимость разумной нормативностью, проникнутой чистейшим поэтическим чувством.

Искусство XVIII века

Слайд 3

Взаимопроникновение и равновесие живого чувства и разумной нормы, прославление человеческого интеллекта

Взаимопроникновение и равновесие живого чувства и разумной нормы, прославление человеческого интеллекта

и тончайшая чувствительность реализуется в двойственной природе категории «просвещенного вкуса».
В трактатах и высказываниях Дидро, Юма, Харриса и других формулируется требования к человеку, высказывающему суждения об искусстве: необходимость обладания широкой образованностью и большим опытом в занятиях искусством, а также тонкой чувствительностью и восприимчивостью натуры.

«Просвещенный вкус»

Слайд 4

Формулируются два важных принципа, лежащих в основе искусства: «Как бы то

Формулируются два важных принципа, лежащих в основе искусства: «Как бы то

ни было, будем учиться у природы и что то же самое, у древних» – Пьер Симон Балланш (французский писатель).
Вкус человека был ориентирован не на поиск оригинальности, новизны, индивидуальных черт в искусстве, а на узнавание хорошо известного, сравнение с первоклассными образцами. Самыми универсальными образцами являлись природа – определяющая меру естественности и правдоподобия в подражательных искусствах и античность – являющаяся недостижимым по совершенству образцом подражания природе.
Слайд 5

Новые формы коммуникации – искусство становится участником социальной жизни; Живопись уступает

Новые формы коммуникации – искусство становится участником социальной жизни;
Живопись уступает ведущее

положение; значительная роль музыки и театра – театр не только место развлечения, но «школа морали, разума и гражданских добродетелей»;
Процессы демократизации общественной жизни:
а) новый зритель и слушатель;
б) эстетике придворного театра противопоставляется городской театр.
Возникает потребность в новом герое – просветительская концепция «естественного человека».

Влияние идей Просвещения

Слайд 6

Формирование классического стиля: принцип предельной прояснённости и простоты, создающий характер эмоциональной

Формирование классического стиля: принцип предельной прояснённости и простоты, создающий характер эмоциональной

открытости, искренности, непосредственности выражения чувств. Путь от типизированного аффекта к представлению о чувстве как непосредственном переживании человека.
Пристрастие к оголенной логике гармонических тяготений, предельной ритмической сжатости и интенсивности мотивного развития.
Слайд 7

Окончательная кристаллизация гомофонно-гармонического стиля: гомофонно-гармоническая структура музыкальной ткани, ведущая роль мелодии

Окончательная кристаллизация гомофонно-гармонического стиля: гомофонно-гармоническая структура музыкальной ткани, ведущая роль мелодии

как носителя законченной музыкальной мысли; индивидуализированный тематизм, интонационное зерно – мотивы, централизованное тональное мышление, функциональная гармония, ритмическое мышление основано на мотивном принципе и идее периодической повторности.