Сюита М.П. Мусоргского Картинки с выставки

Содержание

Слайд 2

Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский

Слайд 3

Виктор Гартман Русский художник, архитектор, дизайнер

Виктор Гартман

Русский художник, архитектор, дизайнер

Слайд 4

Рисунки Гартмана

Рисунки Гартмана

Слайд 5

«Картинки с выставки» — широко известная сюита М.П.Мусоргского из 10 пьес,

«Картинки с выставки» — широко известная сюита М.П.Мусоргского из 10

пьес, созданная в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе Викторе Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных стилях.
Слайд 6

Вся сюита был написана на творческом подъёме всего за три недели.

Вся сюита был написана на творческом подъёме всего за три

недели.

История создания сюиты.

Сюита – это последовательность музыкальных тем, объединённых общим замыслом.

Слайд 7

1. Прогулка 2. Гном 3. Старый замок 4. Тюильрийский сад(Ссора детей

1. Прогулка
2. Гном
3. Старый замок
4. Тюильрийский сад(Ссора детей после игры)
5. Быдло
6.

Балет невылупившихся птенцов
7. Лиможский рынок (Большая новость)
8. Катакомбы. Римская гробница
9. Избушка на курьих ножках (Баба-яга)
10. Богатырские ворота (Во стольном городе во Киеве)

10 фортепианных пьес:

Слайд 8

Прогулка Все пьесы связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем

Прогулка

Все пьесы связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется

еще несколько раз, как бы ведя нас от одной картинки к другой.
Слайд 9

На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы

На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы

для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает.

Гном

Слайд 10

Гном

Гном

Слайд 11

Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома,


Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося

гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с места на место и замирает.
Слайд 12

Тюильрийский сад. Ссора детей после игры На рисунке была изображена аллея

Тюильрийский сад. Ссора детей после игры

На рисунке была изображена аллея

сада парижского дворца Тюильри со множеством детей и нянек.
Слайд 13

Слайд 14

Звучит солнечная мелодия в высоком регистре. Музыка напоминает детские считалки, дразнилки и нянек, которые успокаивают малышей.

Звучит солнечная мелодия в высоком регистре. Музыка напоминает детские считалки, дразнилки

и нянек, которые успокаивают малышей.
Слайд 15

Пьеса создаёт довольно мрачную картину: и волы, и возница, покорные судьбе,

Пьеса создаёт довольно мрачную картину: и волы, и возница, покорные судьбе,

обречены заниматься работой до конца своих дней. Здесь показана безрадостная сторона жизни простого мужика.

Быдло

Слайд 16

Слайд 17

Балет невылупившихся птенцов

Балет невылупившихся птенцов

Слайд 18

Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета «Трильби» .

Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета «Трильби»

. В балете был эпизод, в котором выступала «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы».
Слайд 19

Лёгкая и весёлая пьеса, комичный и шаловливый танец птенчиков, написанный в

Лёгкая и весёлая пьеса, комичный и шаловливый танец птенчиков, написанный

в 3-х частной муз. форме, в быстром темпе и высоком регистре.
Слайд 20

Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). У Гартмана был эскиз изящных бронзовых

Избушка на курьих ножках (Баба-Яга).

У Гартмана был эскиз изящных бронзовых

часов в виде избушки на курьих ножках.
Слайд 21

Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое – целую сценку в духе

Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое – целую сценку в

духе русских народных сказок, мощный динамичный образ Бабы- Яги.
Слайд 22

В пьесе 3 части. 1 и 3 изображают фантастический полет Бабы-Яги.

В пьесе 3 части.
1 и 3 изображают фантастический полет Бабы-Яги.


«Пестом погоняет, метлой след заметает».
Средняя часть рисует картину сказочного леса, колдовство Бабы-Яги, ее хромую походку.

А в конце Баба-Яга взлетает все выше и выше в ночное небо и исчезает…

Слайд 23

Слайд 24

Эта часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту

Эта часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту

киевских городских ворот.
Глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы.

Богатырские ворота

Слайд 25

Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества. Медленный темп

Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества.

Медленный темп придает пьесе величие и торжественность. Вначале звучит широкая русская песенная мелодия, затем она контрастно сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение.