Трехчастная форма построения музыкальных произведений. 7 класс

Содержание

Слайд 2

Весь видимый нами мир имеет чёткие границы и формы. В музыке,

Весь видимый нами мир имеет чёткие границы и формы.
В музыке,


как и в речи
(и в любом другом виде искусства)
форма просто необходима для чёткого выражения определённых
мыслей и настроений.

Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 3

Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к

Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения,
к

принципам его строения,
к последовательности проведения
в нём музыкального материала.

Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 4

трехчастная форма (ABA),состоящая из трех периодов, где А— представляет собой изложение

трехчастная форма (ABA),состоящая из трех периодов, где
А— представляет собой изложение

музыкальной темы;
В — развитие темы А или новый контрастный материал;
А — реприза, точное или измененное повторение части А.

Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 5

Трехчастна форма является один из самых популярных принципов построения музыкального произведения.

Трехчастна форма является один из самых популярных принципов построения музыкального произведения.

Произведения, написанные в простой трехчастной форме, можно найти в репертуаре каждого музыканта: это пьесы, танцы, марши, романсы, произведения для оркестра, части или разделы крупных сочинений. Огромное количество примеров на простую и сложную 3-х частную форму содержится в произведениях Д.Б.Кабалевкого, С.В.Рахманинова, П.И.Чайковского и многих других композиторов.

Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 6

Эта форма как нельзя лучше отвечает главным задачам музыкального произведения: высказать

Эта форма как нельзя лучше отвечает главным задачам музыкального произведения: высказать

музыкальную мысль (в первом периоде), потом развить её или сделать маленькое отступление в сторону (в среднем разделе), а затем снова вернуться к основной мысли и утвердить её (в репризе).

Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 7

Д.Б.Кабалевский Рассмотрим пример, где середина развивает основную музыкальную мысль. В пьесе

Д.Б.Кабалевский
Рассмотрим пример, где середина развивает основную музыкальную мысль. В пьесе Кабалевского «Клоуны»

музыкальная мысль первого периода — это весёлая игра мотивов, мажорного и минорного (первое предложение), и забавные скачки то на соль-диез, то на соль-бекар (второе предложение):

Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 8

Allegro В среднем разделе та же игра. Но «жонглирование» мотивами не

Allegro

В среднем разделе та же игра. Но «жонглирование» мотивами не просто повторяется, а развивается:

они теперь
«закручены в другую сторону»

Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 9

А во втором предложении происходит новое «событие». Может быть, клоуны поссорились,

А во втором предложении происходит новое «событие». Может быть, клоуны поссорились, а может, чего-то

испугались. Минорные фразы резко взмывают вверх, поддержанные тяжёлыми, гармонически напряжёнными аккордами. Это кульминация, которая развивает всё ту же музыкальную мысль (и ритм, и интонационные изгибы шестнадцатых уже встречались нам в первом разделе), но с другим оттенком.

Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 10

Но сумрак кульминации очень быстро рассеивается, и наступает реприза. Она почти

Но сумрак кульминации очень быстро рассеивается, и наступает реприза. Она почти точно

повторяет первый период, но во втором предложении скачки направлены не вниз, а вверх.

Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 11

С.В.Рахманинов До сих пор шла речь о простой репризной трёхчастной форме.

С.В.Рахманинов

До сих пор шла речь о простой репризной трёхчастной форме. Но

бывает и безрепризная. Она встречается гораздо реже, в основном в танцевальной музыке. В такой форме написана "Итальянская полька" Сергея Васильевича Рахманинова. Три периода - три разных малюсеньких полечки.

Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 12

Тема первого периода Решетникова Светлана Георгиевна

Тема первого периода 

Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 13

Тема второго периода Решетникова Светлана Георгиевна

Тема второго периода 

Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 14

Тема третьего периода Решетникова Светлана Георгиевна

Тема третьего периода 

Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 15

Отличие этой формы от Неаполитанской песенки Чайковского? Здесь нет противопоставления двух

Отличие этой формы от Неаполитанской песенки Чайковского? Здесь нет противопоставления двух первых

периодов третьему. Каждый период достаточно самостоятелен, в то же время их объединяет общая фактура, единый темп, одна тоника, правда, в двух последних периодах «перекрашенная» из минора в мажор. Любая музыкальная форма определяется прежде всего на слух. В Неаполитанской песенке Чайковского и Итальянской польке Рахманинова схемы совпадают, но звучат эти формы по-разному.

Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 16

П.И.Чайковский Посмотрим в «Детском альбоме» Неаполитанскую песенку. Это тоже обработка итальянской

П.И.Чайковский

Посмотрим в «Детском альбоме» Неаполитанскую песенку. Это тоже обработка итальянской народной песни,

которую Чайковский услышал в Неаполе. Эту же музыку он использовал в балете «Лебединое озеро», и там она называется Неаполитанский танец.
Так начинается первый период Неаполитанской песенки:

Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 17

. Тихо Решетникова Светлана Георгиевна

.

Тихо

Решетникова Светлана Георгиевна

Слайд 18

Затем идёт ещё один период: В этом периоде другая мелодия, но

Затем идёт ещё один период: В этом периоде другая мелодия, но фактура

и характер музыки остаются прежними.

Решетникова Светлана Георгиевна