ВЛИЯНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА НА СВОЕОБРАЗИЕ ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН НАРОДОВ ХАНТЫ И РУССКОГО, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ СУРГУТА. Автор – ученица 7а

Содержание

Слайд 2

Основные цели работы: 1. Раскрыть понятие «язычество», его особенности. 2. Найти

Основные цели работы:

1. Раскрыть понятие «язычество», его особенности.
2. Найти сходство и

различия между обрядовыми песнями северного народа ханты и русского народа.
3. Популяризация и пропаганда знаний об обрядовых песнях русского народа и народа ханты.
Слайд 3

Гипотеза Если принять во внимание существование язычества у русского народа и

Гипотеза

Если принять во внимание существование язычества у русского народа и

народов ханты, оно должно было отразиться в фольклоре как составной части культуры.
Слайд 4

Основные задачи данной работы: 1. Знакомство с понятием «обрядовая песня»,ее особенностями.

Основные задачи данной работы: 1. Знакомство с понятием «обрядовая песня»,ее

особенностями. 2. Провести выборочный анализ произведений фольклора народов Севера с целью выявления элементов язычества. 3. Создание компьютерной презентации по данной теме.
Слайд 5

Немного истории: Дети Бармы и Тарусы – дочь Маня и сын

Немного истории:

Дети Бармы и Тарусы – дочь Маня и сын Ман.

От Мана пошел народ манси, его дочь Славуня, жена Богумира, построила древний славянский город Аркаим. От Славуни и Богумира пошли народы – Древляне, Киммерийцы, Поляне, Друды, Казаки, Черкесы, Русы, Северяне, Скифы, Кривичи, Венеды, Восточные немцы, Вятичи, Словене, Хазары.
Слайд 6

У славян в праздник Комоедицы (Ком – проснувшийся медведь) чествовали в


У славян в праздник Комоедицы (Ком – проснувшийся медведь) чествовали

в играх и хороводах не только пробуждение медведя и выход его из берлоги, но и прогоняли повелительницу зимы Морену (олицетворяла бесплодие, голод, гнев, тьму, болезни).
Различные формы почитания медведя прослеживаются в археологических памятниках известны у многих народов мира. В Северной Азии культ медведя и медвежий праздник наиболее развиты у обских угров (ханты и манси).
Слайд 7

Медведь в миропонимании ханты – это не только лесной зверь, но

Медведь в миропонимании ханты – это не только лесной зверь, но

и возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла земля. Отец – верховный бог – уступил просьбам сына и опустил в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Однако медведь нарушает некоторые установки отца, его убивают охотники и, как предписано богом, устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник.
Слайд 8

Вороний праздник (манс. — Урин эква хотол; хант. — Ворнга хотал,

Вороний праздник (манс. — Урин эква хотол; хант. — Ворнга хотал, Вурга хатль),

ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (манс. — урине эква; хант. — ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну. «Воронью песню» исполняли на Медвежьем празднике в последнюю ночь. Вороний праздник был приурочен к прилёту ворон и проводился в марте-апреле (в Сургуте 7 апреля и под влиянием христианства слился с Благовещением).
Слайд 9

Песни обрядовые - лирико-драматический жанр, сопряжённый с сакрально-магическим воздействием. У обских

Песни обрядовые - лирико-драматический жанр, сопряжённый с сакрально-магическим воздействием.
У обских

угров самым значительным обрядовым действом является Медвежий праздник, на котором исполняется в течение нескольких дней до трёхсот обрядовых песен и сцен.
В песне медведь очень уважаем, почитаем, ему поклоняются, он — предок и покровитель. По мысли исполнителей и слушателей, обрядовые песни должны умилостивить священного зверя.
Слайд 10

Атрибуты для медвежьей церемонии (ритуальные халаты, рукавицы, шапки, стрелы, шкурки пушных

Атрибуты для медвежьей церемонии
(ритуальные халаты, рукавицы, шапки, стрелы,

шкурки пушных зверей, маски) хранятся в специальных местах (священных ящиках) и достаются перед праздником.
Слайд 11

Вывод Наша гипотеза подтвердилась. Язычество оказало влияние на своеобразие обрядовых песен

Вывод


Наша гипотеза подтвердилась. Язычество оказало влияние на своеобразие обрядовых песен

у русского народа (Масленичные обряды, заклички, веснянки, колядки) и народов ханты (Медвежье игрища, Вороний праздник).
Слайд 12

Список ресурсов Печатные ресурсы: В. Куриков « Ханты-мансийский округ: с верой

Список ресурсов

Печатные ресурсы:
В. Куриков « Ханты-мансийский округ: с верой и надеждой-


в третье тысячелетие»
дополнительная литература, энциклопедические статьи
Электронные издания:
«Этнография Севера»-CD,
«Притяжение Севера»-CD,