Аттестационная работа. Методическая разработка проекта. Схема Симфонического оркестра

Содержание

Слайд 2

Цель: Изучение расположения инструментов в симфоническом оркестре. Задачи: 1. Узнать что

Цель:

Изучение расположения инструментов в симфоническом оркестре.

Задачи:
1. Узнать что такое симфонический

оркестр.
2. Изучить состав оркестра.
3.Узнать расположения музыкальных инструментов в симфоническом оркестре.
4. Составить схему симфонического оркестра.

Актуальность:
Так как я работаю в общеобразовательной школе учителем музыки ,искусства и МХК и прослушиваю много музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра, я решила вместе с учащимся своего класса создать схему расположения музыкальных инструментов этого оркестра.

Слайд 3

Симфонический оркестр

Симфонический оркестр

Слайд 4

Симфонический оркестр - Это большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки

Симфонический оркестр -

Это большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки

преимущественно западноевропейской традиции. Сложился (количество участников, состав инструментов) в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра — классической симфонии (отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава — в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.
Слайд 5

Исторический очерк Истоки симфонического оркестра прослеживают в европейском инструментальном музицировании XVI

Исторический очерк

Истоки симфонического оркестра прослеживают в европейском инструментальном музицировании XVI века,

связывая его историю с совершенствованием струнных инструментов. В эпоху барокко оркестр нельзя было представить без клавесина, нередко в состав входили лютня, мандолины. Йозеф Гайдн своим творчеством ввёл классический состав симфонического оркестра. Это — духовые парного состава, литавры и струнный квинтет.
В начале XIX века в большом симфоническом оркестре было увеличено количество струнных, расширен качественный состав духовых и ударных, во многих случаях вводилась арфа, реже фортепиано и орган. Большое значение для формирования современного симфонического оркестра принадлежит Бетховену.
До начала XIX века дирижер во время исполнения сам играл — например, на скрипке. Однако постепенно дирижеры отказались от подобного совмещения.
Слайд 6

Характеристика Cимфонический оркестр состоит из инструментов, история которых неразрывно связана с

Характеристика

Cимфонический оркестр состоит из инструментов, история которых неразрывно связана с историей

музыки Западной Европы. Музыка, которая пишется в расчёте на симфонический оркестр (также называемая «симфонической»), как правило, принимает во внимание стиль (жанровую специфику, музыкальный язык, вплоть до ограничений, налагаемых конструктивными особенностями данного инструмента[1]), сложившийся в рамках европейской музыкальной культуры.
Основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные[2]. В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа, а также фортепиано, орган, челеста, клавесин).
Оркестр полной величины, требуемый некоторыми масштабными произведениями XIX и XX веков, может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры малого состава могут состоять из не более чем пятидесяти исполнителей: такие коллективы или работают в малых городах, где существование полномасштабного оркестра экономически нецелесообразно, — или специализируются на исполнении более ранней музыки, рассчитанной на небольшие составы, и сочинений, предназначенных композиторами для более камерного музицирования, и могут называться камерными оркестрами. Иногда для обозначения размеров оркестра используется количество представленных в нём инструментов каждого семейства деревянных духовых: оркестр, в котором играют два флейтиста, два гобоиста и т. д., называют па́рным, оркестр с тремя флейтистами и т. д. — тройным
Слайд 7

Рассадка оркестра Е. О. Таросян в сопровождении симфонического оркестра исполняет Чайковского

Рассадка оркестра

Е. О. Таросян в сопровождении симфонического оркестра исполняет Чайковского на Дельфийских играх
За

время появления симфонических оркестров сменилось множество вариантов расположения музыкантов. Время помогло выработать определенный принцип расположения симфонического оркестра.
Во-первых — музыканты хорошо видят дирижерскую палочку, если их рассадить веерообразно, а дирижера поместить в месте предполагаемой оси веера.
Во-вторых — все однородные инструменты целесообразнее собрать вместе — в одну линию или группу. Это позволяет музыкантам лучше слышать друг друга в совместной игре и создает компактное, согласованное звучание каждой оркестровой группы.
В-третьих — звучность зависит и от того или иного размещения этих групп по отношению друг к другу. Так как сила звука и количество инструментов в каждой группе оркестра не одинаковы, то хорошая рассадка помогает добиться равномерного звучания всего оркестра.
Ко второй половине XX века сложились два основных типа рассадки оркестра — немецкий и американский.
В России чаще используется американская рассадка.
Слайд 8

Американская рассадка Вдоль рампы располагаются 1-е скрипки (слева) и виолончели (справа).

Американская рассадка

Вдоль рампы располагаются 1-е скрипки (слева) и виолончели (справа). 2-е

скрипки сидят позади первых, альты сидят за виолончелями справа. Контрабасы находятся за спиной у виолончелей. Посередине сцены расположены два ряда деревянных духовых инструментов (флейты, гобои и кларнеты, фаготы). За ними располагаются медные инструменты — трубы, валторны, тромбоны и туба. Ударные инструменты расположены дальше всего от слушателя — от левого края до центра сцены, где обычно расположены литавры. Арфы находятся с левой стороны от дирижера.
Слайд 9

Инструменты симфонического оркестра: Основной состав Флейта • Гобой • Кларнет •

Инструменты симфонического оркестра:

Основной состав
Флейта • Гобой • Кларнет • Фагот
Валторна • Труба • Тромбон • Туба
Литавры • Треугольник •

Малый барабан • Тарелки • Большой барабан
Арфа
Скрипка • Альт • Виолончель • Контрабас
Расширенный состав
Флейта-пикколо • Альтовая флейта • Английский рожок • Малый кларнет • Бас-кларнет • Контрафагот • Саксофон
Труба-пикколо • Корнет • Флюгельгорн • Эуфониум
Бубен • Кастаньеты • Там-там • Колокола • Колокольчики • Ксилофон • Вибрафон • Маримба • Флексатон • Хлопушка • Трещотка • Деревянная коробочка • Тэмпл-блок
Фортепиано • Орган • Клавесин • Челеста
Слайд 10

Схема симфонического оркестра

Схема симфонического оркестра

Слайд 11

Ожидаемый результат: Изучая наглядную схему, обучающиеся школы запомнят расположение музыкальных инструментов в симфоническом оркестре.

Ожидаемый результат:

Изучая наглядную схему, обучающиеся школы запомнят расположение музыкальных инструментов в

симфоническом оркестре.