История социальной работы в России

Содержание

Слайд 2

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б.

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б.

Слайд 3

Учебные вопросы Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б.

Учебные вопросы

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б.

Слайд 4

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б.

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б.

Слайд 5

Исторические парадигмы Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б.

Исторические парадигмы

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б.

Слайд 6

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б Формы помощи

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Формы помощи

старикам в архаической парадигме

1) кормление по дворам;
2) выделение «косячка» (плодородного земельного надела или луга, который он мог сам обработать или отдать за прокорм);
3) уход на погост ( на житье в избу-скудельницу, в которой помещали прах общинников, умерших зимой, а также причитающуюся им еду, одежду и питье).

.

Слайд 7

. Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б Формы

. Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Формы помощи

сиротам в архаической парадигме

1) кормление по дворам;
2) назначение общественных родителей (аналог опеки и попечительства; назначались только подросшим детям, имеющим собственное хозяйство);
3) приймачество (аналог усыновления;
приймать сироту могли только пожилые родители, не имеющие собственных детей).

Слайд 8

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б Хозяйственные формы

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Хозяйственные формы помощи в

архаической парадигме

Сезонные обязательные:
супряга, толоки, зажоны

Сезонные необязательные:
Супрядки, капустки, ссыпщины
Внесезонные обязательные:
Помощь при пандемиях и моровых болезнях

Слайд 9

Культовые формы помощи в архаической парадигме Поклонение богам сопровождалось общественным обедом.

Культовые формы помощи в архаической парадигме

Поклонение богам сопровождалось общественным обедом. Остатки продуктов

питания раздавались ослабленным членам общины. То есть выдача единовременных продуктовых пособий была традиционной, систематической формой помощи, если учесть, что праздников почитания богов и предков у славян насчитывалось до 156 в год, а некоторые из них длились от 3 дней до недели.

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б.

Слайд 10

Конфессиональная парадигма X- XVII вв. ФОРМЫ ПОМОЩИ В КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ .

Конфессиональная парадигма X- XVII вв.

ФОРМЫ ПОМОЩИ В КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ

. Модуль 1.

История социальной работы в России. Кононова Т.Б
Слайд 11

Конфессиональная парадигма XIII-XVII вв. С первых дней принятия христианства при монастырях

Конфессиональная парадигма XIII-XVII вв.

С первых дней принятия христианства при монастырях

стали открываться больничные кельи, в которых находили приют, лечение и душевное успокоение бездомные люди.
Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б
Слайд 12

Конфессиональная парадигма XIII-XVII вв. Одной из главных функций церкви стало создание

Конфессиональная парадигма XIII-XVII вв.

Одной из главных функций церкви стало создание приходских

школ, в которых дети обучались грамоте, письму, чтению, счету и постижению Закона Божия
Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б
Слайд 13

Конфессиональная парадигма XIII-XVII вв. В обязанность монастырям было вменено прокормление голодающих.

Конфессиональная парадигма XIII-XVII вв.

В обязанность монастырям было вменено прокормление голодающих.

В голодные годы в отдельных монастырях питание получали до 700 человек в день.
,

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 14

Конфессиональная парадигма XIII-XVII вв. Нил Сорский, сторонник скитского жития, «нестяжатель», первым

Конфессиональная парадигма XIII-XVII вв.

Нил Сорский, сторонник скитского жития, «нестяжатель», первым обратил

внимание паствы на то, что подача милостыни рождает иждивенчество и утверждал, что стяжание (собирательство) и подаяние порождают ненасытность и злобу к благодетелю.

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 15

Конфессиональная парадигма XIII-XVII вв. Иосиф Волоцкий, «стяжатель», оспорил идеи Нила Сорского

Конфессиональная парадигма XIII-XVII вв.

Иосиф Волоцкий, «стяжатель», оспорил идеи Нила Сорского на

церковном соборе в 1501 г. Он выступал за стяжание церковью богатств для того, чтобы церковь могла
иметь собственные социальные программы

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 16

Государственная парадигма н. XVIII – XIXвв. Начало государственной парадигмы ознаменовал Указ

Государственная парадигма н. XVIII – XIXвв.

Начало государственной парадигмы ознаменовал Указ Петра Великого

от 8 июня 1701 г. построении за казенный счет богаделен и выплате «кормовых денег» (зарплаты) ухаживающим за больными людям. Этот день сегодня отмечается как праздник «День социального работника»

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Г

Слайд 17

Государственная парадигма н. XVIII – с. XIXвв. В годы правления Екатерины

Государственная парадигма н. XVIII – с. XIXвв.

В годы правления Екатерины Великой (1762-1796)

были созданы три социальные структуры: Московский воспитательный дом (1764), Смольный институт (1764) и Приказы общественного призрения (1775)

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 18

Государственная парадигма н. XVIII – с. XIXвв. Пеликан, кормящий птенцов –

Государственная парадигма н. XVIII – с. XIXвв.

Пеликан, кормящий птенцов – символ тайной

веры христиан в эпоху гонений - избран Екатериной Великой в качестве символа детского призрения. Эта эмблема украшала здания детских императорских учреждений

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 19

Государственная парадигма н. XVIII – с. XIXвв. Московский воспитательный дом был

Государственная парадигма н. XVIII – с. XIXвв.

Московский воспитательный дом был задуман для

воспитания из сирот и подкидышей «третьего чина», то есть свободного образованного сословия для промышленного развития России.

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 20

Государственная парадигма н. XVIII – с. XIXвв. Воспитательное общество благородных девиц

Государственная парадигма н. XVIII – с. XIXвв.

Воспитательное общество благородных девиц (Смольный

институт) создан для поддержки обедневших дворянок и воспитания из них новой породы жен и матерей, способных растить патриотов Отечества.

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 21

Государственная парадигма н. XVIII – с. XIXвв. Супруга императора Павла I

Государственная парадигма н. XVIII – с. XIXвв.

Супруга императора Павла I Мария Федоровна

создала сеть инновационных социальных учреждений. Среди них главные – бесплатные больницы для бедных, училища для глухих и слепых детей, вдовьи дома, акушерские школы и многие другие.

. Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 22

Государственная парадигма н. XVIII – с. XIXвв. Мариинская больница была создана

Государственная парадигма н. XVIII – с. XIXвв.

Мариинская больница была создана Марией Федоровной

в Москве на Божедомке в 1803г. Больные при выписке получали одежду, питание, деньги на проезд и бесплатно- бандажи, костыли и другое.
.Ныне это городская туберкулезная больница.

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 23

Государственная парадигма н. XVIII – с. XIXвв. Училище для глухих питомцев

Государственная парадигма н. XVIII – с. XIXвв.

Училище для глухих питомцев Воспитательного дома

было создано в 1806 г. в Павловске. На снимке проверка остаточного
слуха у воспитанников с помощью привезенной из-за границы фисгармонии.

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 24

Государственная парадигма н. XVIII – с. XIXвв. В 1806 г. в

Государственная парадигма н. XVIII – с. XIXвв.

В 1806 г. в Гатчине было

создано училище для слепых питомцев Воспитательного дома. Помимо общеобразовательных дисциплин детей обучали бытовым навыкам и игре на музыкальных инструментах.

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б.

Слайд 25

Общественно-государственная парадигма с. XIX- н. XXв. Император Александр II-реформатор отменил Приказы

Общественно-государственная парадигма с. XIX- н. XXв.

Император Александр II-реформатор отменил Приказы общественного

призрения, передал все их имущество городским магистратам и земствам. Это способствовало созданию новых форм социальной помощи, таких как ночлежки, дома трудолюбия, бюро трудоустройства и др.

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 26

Общественно-государственная парадигма с. XIX- н. XXв. Отец Иоанн Кронштадтский создал первый

Общественно-государственная парадигма с. XIX- н. XXв.

Отец Иоанн Кронштадтский создал первый в

истории России Дом трудолюбия, в котором нуждающиеся получали не только кров, одежду и пропитание, но и работу, и образование.

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 27

Общественно-государственная парадигма с. XIX- н. XXв. В Домах трудолюбия находили приют

Общественно-государственная парадигма с. XIX- н. XXв.

В Домах трудолюбия находили приют и

образованные женщины, и брошенные дети, и бывшие заключенные. Мужчин учили играть в «тихие игры» (шашки, шахматы) с целью отвлечения от пьянства и хулиганства

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 28

Социетальная парадигма н. XX- по настоящее время Великая Октябрьская социалистическая революция

Социетальная парадигма н. XX- по настоящее время

Великая Октябрьская социалистическая революция в октябре

1917 г. вызвала к жизни новую систему помощи – социальное обеспечение. Ее воплотила в жизнь первая в мире женщина министр-комиссар НКСО Коллонтай Александра Михайловна

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 29

Социетальная парадигма н. XX - по настоящее время Самой важной задачей

Социетальная парадигма н. XX - по настоящее время

Самой важной задачей НКСО было

накормить детей и научить их идеалам новой морали и идеологии, преданности делу построения коммунизма. Эти задачи решались в детских домах и пионерских лагерях. Первым из них стал Артек, палаточный городок на Черном море.

. Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 30

Социетальная парадигма н. XX - по настоящее время В годы Великой

Социетальная парадигма н. XX - по настоящее время

В годы Великой Отечественной

войны 1945-1945 гг. возникли новые формы социальной помощи. Важнейшая из них – массовое усыновление сирот фронтовиков. Узбекская семья приняла в свой дом 12 детей разных национальностей.

. Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 31

Социетальная парадигма н. XX - по настоящее время В послевоенное время

Социетальная парадигма н. XX - по настоящее время

В послевоенное время НКСО переименовали

в Министерство социального обеспечения. Оно выработало новые механизмы поддержки рабочих и крестьян. Колхозникам, начиная с 1964, года стали платить пенсию.

. Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б

Слайд 32

Социетальная парадигма н.XX - по настоящее время После развала СССР в

Социетальная парадигма н.XX - по настоящее время

После развала СССР в стране появилось

множество нуждающихся. Для их поддержки созданы новые социальные институты: реабилитационные центры, центры помощи семье и детям, ,комплексные центры социального обслуживания и др.

Государственное казённое учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «ЗЮЗИНО» ЮЗАО г. МОСКВЫ

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б.

Слайд 33

Социетальная парадигма н. XX - по настоящее время Новый министр социальной

Социетальная парадигма н. XX - по настоящее время

Новый министр социальной защиты населения

Топилин Максим Анатольевич с 2012 г. взял курс на оптимизацию и модернизацию системы социального обслуживания населения

Модуль 1. История социальной работы в России. Кононова Т.Б