- Главная
- Обществознание
- ЛЕЧЕБНЫЕ ОБРЯДЫ КОМИ НАРОДА
Содержание
- 2. В традиционном мировоззрении народа коми болезнь воспринималась как результат воздействия различных мифологических персонажей и излечение считалось
- 3. В каждой деревне выделялись люди, обладавшие специальными, в том числе религиозно-магическими, знаниями, полученными чаще всего по
- 4. В некоторых случаях для лечения привлекались младший и старший члены неродственной больному семьи или же тезка
- 5. Целительными силами, по представлениям коми, обладали маленькие дети и старики, не живущие половой жизнью - люди,
- 6. Как правило, лечебные обряды проводились ночью или ранним утром до восхода солнца. Некоторые знахари выбирали для
- 7. Регламентировалось традицией и место проведения обрядов. Многие знахари избегали лечить в жилом помещении, особенно в том,
- 8. Процесс подготовки бани и необходимых магических средств носил ярко выраженный ритуальный характер: до восхода солнца, втайне
- 9. Эффективным также считалось лечение, проводимое на месте рождения человека. Подобный выбор места лечения тесно связан с
- 10. Представления о болезни как о личном существе вызывали применение различных способов прямого физического воздействия на нее.
- 11. -Большой очистительной силой наделялась вода. При первом подозрении на «сглаз» больного умывали или обрызгивали водой, набранной
- 12. символизировал или предполагаемого виновника болезни или место, где человек был «испорчен». По поверью , если болезнь
- 13. Чаще использовали дым от подожженных можжевеловых веток, древесного мха-бородача, собранного в лесу 12 елей, паутины из
- 14. - Острое воспаление легких, начавшее внезапно и сопровождающееся колющими болями в груди, пытались лечить уколами веретена.
- 15. - Для избавления от болезней, вызванных гневом умерших, необходимо было совершить поминки: кто-либо из родственников приходил
- 16. - Существовал обычай протягивать больного сквозь калач из сырого теста, который затем запекали и выбрасывали. В
- 17. Таковы были основные методы лечения заболеваний, имевших, по представлениям коми потустороннюю природу. Одновременно с производимыми действиями
- 18. Также народ коми считал, что помощью волшебного, расцветающего на Иванов день, цветков папоротника можно вернуть здоровье
- 19. Наибольшей популярностью среди лекарственных средств пользовались растения. Вплоть до недавнего времени в каждом доме, каждой охотничьей
- 20. В народных названиях тысячелистника (вир тупъян турун «трава, держащая кровь»), очитка (дзурк кылан турун «трава, устраняющая
- 21. Более того, по народным преставлениям, целительные силы трав в это время были настолько велики, что они
- 22. Использовались растения в практике домашнего врачевания как свежими, так и в сушеном виде. Собранные травы связывали
- 23. Значительное место занимали и продукты охоты. Для лечения широко использовались желчь, кровь, костный мозг, печень, жир
- 24. Сбор лекарственного сырья Плоды собирают во время полного созревания. Кору собирают во время весеннего сокодвижения. Корни
- 25. Заготавливают разные части растений: почки – берёза повислая, берёза пушистая, сосна обыкновенная; листья – брусника, толокнянка
- 27. Скачать презентацию
В традиционном мировоззрении народа коми болезнь воспринималась как результат воздействия
В традиционном мировоззрении народа коми болезнь воспринималась как результат воздействия
В каждой деревне выделялись люди, обладавшие специальными, в том
В каждой деревне выделялись люди, обладавшие специальными, в том
В большинстве случаев специальные знания передавались по наследству и сохранялись в семье, существовали целые династии знахарей и колдуны. При выполнении ряда условий знания могли быть переданы любому человеку.
В некоторых случаях для лечения привлекались младший и старший члены неродственной
В некоторых случаях для лечения привлекались младший и старший члены неродственной
Целительными силами, по представлениям коми, обладали маленькие дети и старики,
Целительными силами, по представлениям коми, обладали маленькие дети и старики,
Как правило, лечебные обряды проводились ночью или ранним утром до
Как правило, лечебные обряды проводились ночью или ранним утром до
Регламентировалось традицией и место проведения обрядов. Многие знахари избегали лечить
Регламентировалось традицией и место проведения обрядов. Многие знахари избегали лечить
Процесс подготовки бани и необходимых магических средств носил ярко выраженный
Процесс подготовки бани и необходимых магических средств носил ярко выраженный
В бане же тяжелобольного ребенка «рубили» под корытом. Ребенка укладывали под корыто, на котором знахарь топором рубил пучок соломы, приговаривая: «Болезнь рублю, злого, нечистого духа рублю, очень хорошо рублю, лучше, аккуратней прежнего». Ели вскоре после троекратного повторения этого действия, символизировавшего уничтожение злого духа болезни, ребенок умирал, считалось, что это был ребенок «подмененный», если же он выздоравливал – считалось, что знахарю удалось убить болезнь, вселившуюся в ребенка.
Эффективным также считалось лечение, проводимое на месте рождения
человека.
Подобный
Эффективным также считалось лечение, проводимое на месте рождения
человека.
Подобный
магических обрядов. Выделяется группа обрядов, имеющих несмотря на
различное народное толкование единую семантику и восходящих к
древним мифологическим представлениям о возможности перехода
человека из одного мира в другой и возвращении уже в новом качестве.
(Вор улын кералöм, Сийöс пыр лэдзöм, Пöжалöм, Пывсьöдчöм).
Показательно, что результат лечения в этом случае называется
мортасьöм, букв. "очеловечивание" или "приход в человеческое
состояние".
Представления о болезни как о личном существе вызывали применение различных
Представления о болезни как о личном существе вызывали применение различных
-Большой очистительной силой наделялась вода. При первом подозрении на «сглаз»
-Большой очистительной силой наделялась вода. При первом подозрении на «сглаз»
символизировал или предполагаемого виновника болезни или место, где человек был
символизировал или предполагаемого виновника болезни или место, где человек был
- Широко был распространен обряд очищения больного от порчи с помощью окуривания. Предполагалось, что дым и неприятный запах заставят болезнь покинуть тело больного. Для этого использовали дым от костра, зажженного «живым огнем (дзурк би), полученным путем трения двух кусков дерева, дверного косяка кожаным ремнем или с помощью специального буравчика.
Чаще использовали дым от подожженных можжевеловых веток, древесного мха-бородача, собранного
Чаще использовали дым от подожженных можжевеловых веток, древесного мха-бородача, собранного
При затяжных, трудных родах женщину окуривали дымом от стружек с трех порогов дома приговаривая : «Как дым горит, пусть так же все, сгорит-уйдет, плохое и порча».
- Иногда, желая предотвратить возможность сглаза или порчи, заранее запасали мышиное гнездо. Во время родов его поджигали и окуривали роженицу словами : «Кыдзи щырыс рӧдитӧ – некод оз аддзы, мед сíдз же – некод оз аддзы» (Как мышь рожает – никто не видит, пусть так же роды никто не увидит).
- Острое воспаление легких, начавшее внезапно и сопровождающееся колющими болями
- Острое воспаление легких, начавшее внезапно и сопровождающееся колющими болями
- Для избавления от шевы знахарка покалывала железным шилом ступни ног страдающей женщины. В описываемом случае изгнание шевы заканчивалось успешно: шева с криком покинула тело больной, та уснула и проснулась здоровой.
- При лечении грыжи знахарка обводила опухоль угольком или же закопченым камнем из бани, закрывала платком и как бы закусывала ее. Шепотом произносила заговор: «Как заря угасает, как солнце угасает, ты так же угасни».
- Для избавления от болезней, вызванных гневом умерших, необходимо было
- Для избавления от болезней, вызванных гневом умерших, необходимо было
- В Прилузье применялся обряд «запекания» болезни. Заболевшего ребенка заворачивали в пеленку, и на лопате сажали в теплую печь. Делали это тайком от родителей члены соседской семьи. Младший трижды обходил вокруг дома и через порог спрашивал: « Как жарит печь?», старший отвечал «Мы эту болезнь испечем». «Запекали» детей отстающих в развитии и предположительно «подменных». Привязав к лопате, ребенка три раза сажали в теплую печь и на вопрос : «Кого запекаешь?», отвечали: «Ребенка банного». Иногда вместо ребенка в печь сажали его одежду или полено, завернутое в одежду ребенка.
- Существовал обычай протягивать больного сквозь калач из сырого теста,
- Существовал обычай протягивать больного сквозь калач из сырого теста,
- Практиковалось пропускание больных через хомут, за жизнь которых были основания опасаться. В последнем случае повитуха сразу после рождения передавала ребенка сквозь хомут бабушке ил
и многодетной матери, в семье которой растут здоровые дети. Та обхватывала его руками со ловами: « Я его себе беру, как мои растут, так пусть и это растет».
- Практиковалось пропускание больного через вырытую в земле сквозную нору. Полагалось, что при этом болезнь остается в земле.
Таковы были основные методы лечения заболеваний, имевших, по представлениям коми
Таковы были основные методы лечения заболеваний, имевших, по представлениям коми
Также народ коми считал, что помощью волшебного, расцветающего на Иванов
Также народ коми считал, что помощью волшебного, расцветающего на Иванов
Наибольшей лекарственной силой обладали, по общему мнению, травы, собранные под Иванов день. В ночь или на рассвете 24 июня женщины, одетые в чистые белые одежды, отправлялись на луга и, идя по кругу, собирали лекарственные растения.
Наибольшей популярностью среди лекарственных средств пользовались растения. Вплоть до недавнего
Наибольшей популярностью среди лекарственных средств пользовались растения. Вплоть до недавнего
В народных названиях тысячелистника (вир тупъян турун «трава, держащая кровь»),
В народных названиях тысячелистника (вир тупъян турун «трава, держащая кровь»),
Более того, по народным преставлениям, целительные силы трав в это
Более того, по народным преставлениям, целительные силы трав в это
В Прилузье сохранился обычай кататься в купальскую ночь по росной траве, приговаривая: «С 77 трав роса – 77 болезней исчезните».
Использовались растения в практике домашнего врачевания как свежими, так и
Использовались растения в практике домашнего врачевания как свежими, так и
В народной медицине коми использовалось около 120 растений.
Значительное место занимали и продукты охоты. Для лечения широко использовались
Значительное место занимали и продукты охоты. Для лечения широко использовались
Набор лекарственных средств минерального происхождения был сравнительно беден. Для лечебных целей использовалась зола, песок, квасцы, белемниты.
Подобные примеры могут быть продолжены. Именно в действенности ряда лечебных средств и приемов, даже осмыслявшихся как магические, следует видеть одну из причин столь длительного сохранения народной медицины.
Сбор лекарственного сырья
Плоды собирают во время полного созревания.
Кору собирают во время
Сбор лекарственного сырья
Плоды собирают во время полного созревания.
Кору собирают во время
Корни и корневища – поздней осенью.
Почки – ранней весной, когда они набухли, но не тронулись в рост.
Надземные части собирают в хорошую сухую погоду.
Подземные части можно собирать в любую погоду, так как перед сушкой их моют.
Различают несколько видов сушки:
- воздушная теневая (для растений буреющих на свету),
– воздушная солнечная (для корней, корневищ, сочных плодов),
– тепловая сушка с искусственным подогревом.
Заготавливают разные части растений:
почки – берёза повислая, берёза пушистая, сосна обыкновенная;
листья
Заготавливают разные части растений:
почки – берёза повислая, берёза пушистая, сосна обыкновенная;
листья
трава (стебли с листьями и цветами) – багульник болотный, пастушья сумка, хвощ полевой, зверобой, ландыш;
плоды – шиповник, можжевельник обыкновенный, черника обыкновенная, черёмуха, калина, малина;
корни и корневища – одуванчик лекарственный, валериана лекарственная, лопух, кубышка желтая;
цветки – пижма обыкновенная, тысячелистник обыкновенный, соцветия липы;
кора – калина.