Массовая коммуникация, как социальный институт

Содержание

Слайд 2

Массовая коммуникация, как социальный институт

Массовая коммуникация, как социальный институт

Слайд 3

Массовая коммуникация, как социальный институт

Массовая коммуникация, как социальный институт

Слайд 4

Массовая коммуникация, как социальный институт «В век специализации работа в области

Массовая коммуникация, как социальный институт

«В век специализации работа в области наук

о культуре будет заключаться в том, что, выделив путем постановки проблемы определенный материал и установив свои методические принципы, исследователь будет затем рассматривать обработку этого материала как самоцель, не проверяя более познавательную ценность отдельных фактов посредством сознательного отнесения их к последним идеям и не размышляя вообще о том что вычленение изучаемых фактов ими обусловлено. Так и должно быть. Однако наступит момент, когда краски станут иными — возникнет неуверенность в значении бессознательно применяемых точек зрения, в сумерках будет утерян путь. Свет, озарявший важные проблемы культуры, рассеется вдали. Тогда и наука изменит свою позицию и свой понятийный аппарат с тем чтобы взирать на поток событий с вершин человеческой мысли Она последует за теми созвездиями, которые только и могут придать ее работе смысл и направить ее по должному пути.
...Растет опять могучее желанье
Лететь за ним и пить его сиянье,
Ночь видеть позади и день перед собой,
И небо в вышине, и волны под ногами».
Слайд 5

Массовая коммуникация, как социальный институт «Институты — это результат процессов, происходивших

Массовая коммуникация, как социальный институт

 «Институты — это результат процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены

к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени»
«Институт праздного класса получает своё наивысшее развитие на более поздней стадии существования варварской культуры, например, в феодальной Европе или феодальной Японии. В таких обществах различия между классами соблюдаются очень строго и характерной чертой классовых особенностей, имеющей поразительное экономическое значение, является различие между видами деятельности, подобающими отдельным классам. Верхние слои общества, по обычаю, освобождаются от занятий в производстве или остаются от них в стороне, за ними закрепляются известные занятия, которые считаются «почетными». Главным среди почётных занятий является военное дело, а второе место после него обычно занимает священнослужение. Если общество на ступени варварства не отличается воинственностью, функция священнослужителя может выдвигаться на первое место, отодвигая на второй план «ратную функцию». С незначительными исключениями соблюдается правило: верхние слои общества, будь то воины или священнослужители, не заняты производственной деятельностью, и эта незанятость есть экономическое выражение их высокого положения.
Слайд 6

Массовая коммуникация, как социальный институт По социальному предназначению Гоффман выделил пять

Массовая коммуникация, как социальный институт

По социальному предназначению Гоффман выделил пять групп тотальных институтов
предназначенные для стационарного ухода за людьми, неспособными самостоятельно себя обеспечивать и непредставляющими общественной угрозы (детские дома, пансионаты для престарелых и т.п.);
предназначенные для стационарного ухода людьми, неспособными самостоятельно себя обеспечивать, нонепреднамеренно представляющих опасность для общества (психиатрические лечебницы, туберкулезныесанатории и т.п.);
защищающие общество от преднамеренной опасности со стороны опредёленных лиц, в отношении которыхне предусматриваются задачи обеспечения их блага и применяются санкции как к девиантам (исправительныеучреждения, тюрьмы, лагеря для военнопленных и т.п.);
необходимые для эффективного выполнения инструментальных задач (рабочие лагеря, судовые экипажи, школы-интернаты, армия и т.п.);
созданные группами лиц, чтобы отделить себя от мирской жизни (аббатства, монастыри, духовные школы и

Слайд 7

Массовая коммуникация, как социальный институт Общие характеристики СМИ как социального института

Массовая коммуникация, как социальный институт

Общие характеристики СМИ как социального института даны

в работах Д. Баррата [Barrat D., 1986], О. Бойда-Барреля и П. Брема [Boyd-Barrel O., Braham P. P., 1987]. Представляется, что наиболее значимые характеристики этого сравнительно нового института таковы:
1) как и большинство современных институтов, масс-медиа представляют собой институционально-организационное единство, совмещая характеристики института и их организационное оформление;
2) выполняют особую, только ему присущую функцию создания информационного аналога общества путем создания определенной картины мира, а также освещения функционирования других социальных институтов;
3) выступая как рупор общественного мнения, институт массовой коммуникации в силу своего мобилизационного потенциала – способности воздействовать на большие группы людей – играет особую роль в современном политическом процессе.
Слайд 8

Массовая коммуникация, как социальный институт

Массовая коммуникация, как социальный институт

Слайд 9

Массовая коммуникация, как социальный институт

Массовая коммуникация, как социальный институт

Слайд 10

Массовая коммуникация, как социальный институт Так, возникновение первых газет[1] в XVIII

Массовая коммуникация, как социальный институт

Так, возникновение первых газет[1] в XVIII в. самым

непосредственным образом связано с выходом на политическую арену нового класса – буржуазии, для которой они стали средством реализации экономических, политических и культурных целей (именно тогда возникает метафора «четвертая власть», фиксирующая их огромное значение в обществе, авторство которой приписывается как английскому романисту Г. Филдингу, так и политическому философу Э. Бёрку). Впоследствии СМИ стали едва ли не основным инструментом экономических и политических взаимодействий и конфликтов, необходимой предпосылкой становления либеральной экономики и конституционной демократии, так же, впрочем, как и бюрократических экономик, авторитарных и тоталитарных политических режимов
Слайд 11

Массовая коммуникация, как социальный институт

Массовая коммуникация, как социальный институт

Слайд 12

Массовая коммуникация, как социальный институт

Массовая коммуникация, как социальный институт

Слайд 13

Массовая коммуникация, как социальный институт

Массовая коммуникация, как социальный институт

Слайд 14

Массовая коммуникация, как социальный институт

Массовая коммуникация, как социальный институт

Слайд 15

Массовая коммуникация, как социальный институт Лондонская кофейня служила местом встреч, куда

Массовая коммуникация, как социальный институт

Лондонская кофейня служила местом встреч, куда за

входную плату в один пенс мог прийти любой приемлемо одетый мужчина (вспомним dresscode!), жела­ющий выкурить длинную глиняную трубку, неторопливо выпить чашку кофе, по­читать бюллетень с новостями дня или же побеседовать с другими завсегдатаями. Посетители кофеен должны были соблюдать нормы поведения, указанные в выве­шенных «Правилах и предписаниях о кофейнях», согласно которым все мужчины здесь были равны и никто не обязан был уступать свое место «более знатному»; с любого сквернослова взимался «штраф в размере 12 пенсов», а зачинщик ссоры был "обязан угостить каждого из присутствующих чашей кофе во искупление греха». Во многих из кофеен были запрещены азартные, в том числе карточные, игры, а сумма пари ограничивалась пятью шиллингами, которые выигравший должен был потра-тить здесь на «самое лучшее спиртное, коим заведение торгует». Всем посетителям надлежало быть «в настроении и избегать многословия», исключать из бесед «свя­щенные темы», запрещалось «осквернять Священное Писание, а также дерзко по­рочить дела государственные непочтительными речами».
Слайд 16

Массовая коммуникация, как социальный институт

Массовая коммуникация, как социальный институт

Слайд 17

Изменения публичной сферы

Изменения публичной сферы

Слайд 18

Массовая коммуникация, как социальный институт Автор концепции «порядков знания» немецкий философ

Массовая коммуникация, как социальный институт

Автор концепции «порядков знания» немецкий философ Г.

Шпинер понимает под порядком знания своеобразный способ порожде­ния, передачи и получения информации, имеющий собственные спе­цифические регулятивы1. Фактически у Шпинера речь идет об инфор­мационной стороне социальных институтов, где каждому порядку зна­ний соответствует собственная область или сфера социальной жизни. Система информационно-познавательных регулятивов деятельности СМИ как социального института наиболее адекватно описывается в терминах «конституционно-правового» или «публично-правового» порядка знаний, анализ которого будет сделан в конце данной главы.
Предложенная Г. Шпинером теория представляется на сегодня наиболее адекватной реалиям «информационного общества», давая конкретные объяснения особенностям функционирования смыслообразующей составляющей всех его сфер — знания как такового.
Слайд 19

Массовая коммуникация, как социальный институт Шпинер выделяет восемь современных «порядков знаний»2.

Массовая коммуникация, как социальный институт

Шпинер выделяет восемь современных «порядков знаний»2.
Академический порядок,

где реализуются классические прин­ципы свободы знания и преподавания.
Архивно-библиотечный порядок, служащий для сохранения документированного знания.
Конституционно-правовой порядок, ориентированный на обеспечение свободы мнения, информационных и прочих, связанных со знаниями, прав личности.
Экономический порядок, где знания коммерциализированы и рассматриваются в качестве товара.
Технологический порядок, где обеспечивается техника изго­товления и «процессирования» знаний.
Бюрократический порядок, где сосредоточены документы и данные, управляемый в согласии с определенными принципами, ко­торые локализованы где-то «между служебной тайной и демократи­ческой открытостью».
Военно-полицейский порядок—для особого рода знания, свя­занного с проблемами безопасности, — техническое, бюрократичес-
1 Spinner H. Die Wissensordnung. Ein Leitkonzept fur die dritte Grundordnung der Informationszeitalter. Opladen:Leske+Budrich, 1994.
Слайд 20

Массовая коммуникация, как социальный институт «Академический порядок знаний» — научная коммуникация

Массовая коммуникация, как социальный институт

«Академический порядок знаний» — научная коммуникация
Академический порядок

знания охватывает свободное исследование и преподавание. В этой сфере производится почти «чистое» теорети­ческое знание, элементы эмпирической информации черпаются как бы извне самого этого порядка и служат целям «внешней» проверки теоретических достижений. Задачей «акторов», действующих в рам­ках этого порядка, является изготовление и распространение знания, что осуществляется путем исследований и публикации их результа­тов. На эти цели ориентируется вся внутренняя структура этого по­рядка — совокупность ценностей и норм, регулирующих поведение индивидуумов: это нормы и ценности улучшения, распространения и постоянной критики получаемых знаний, невзирая на наличие чуж­дых науке интересов, практические затруднения деятельности, воз­действия власти. Именно эти нормы и ценности являются базовыми принципами классического порядка знаний, господствующего в рам­ках научного сообщества и основанного на идее «коммунизма знаний». Руководящая ценность научного сообщества — прогресс познания, состоящий в достижении максимально всеобщего, истинного, как можно более точного и надежного знания.
Слайд 21

Массовая коммуникация, как социальный институт Институциональную структуру конституционно-правового по­рядка знаний образуют

Массовая коммуникация, как социальный институт

Институциональную структуру конституционно-правового по­рядка знаний образуют институт общественного

мнения (публичная сфера) и охраняемая законом сфера частной жизни. Поэтому к кон­ституционно-правовому порядку знаний относятся как парламент и масс-медиа, с одной стороны, так и неформальные сети коммуника­ций, наполненные слухами и разрозненными обрывочными сведени­ями — с другой. Пожалуй, самым полным и последовательным выра­жением конституционно-правового порядка знаний, его совершен­ной институциональной формой является процедура свободного де­мократического голосования: «один человек — один голос», где абсо­лютно не важны ни обоснованность, ни прочие эпистемологические, психологические, социологические и любые другие качества выска­зываемого мнения.
Фундамент этой сферы образуют базовые «когнитивные», т.е. связанные со знанием и информацией, демократические права — сво­бода слова, свобода веры, свобода прессы. Можно сказать, что в корне отличаясь от академического порядка знаний в одном отношении — квалифицированности представляемых в нем знаний, — конституци­онно-правовой порядок сходен с академическим порядком в отноше­нии царящей в нем свободы выражения, получения и критики знаний. Это результат их генетического родства: конституционно-правовой порядок знаний ведет свое происхождение от классического академи­ческого порядка знаний, свойственного науке эпохи модерна.
Слайд 22

Массовая коммуникация, как социальный институт Каковы же признаки повседневного знания, которое

Массовая коммуникация, как социальный институт

Каковы же признаки повседневного знания, которое распространя­ется

в процессе массовой коммуникации? Во-первых, оно всеохват­но, т.е. включает в себя практически все, что актуально и потенциаль­но входит в мир индивидуума, — все, что «релевантно» для него (за исключением сферы его профессиональной деятельности как экспер­та).
Во-вторых, оно носит практический характер, т.е. формируется и развивается не ради самого себя (как научное знание, определяемое идеалом «науки для науки»), а для непосредственной связи с реаль­ными жизненными целями. В-третьих, главной его характеристикой является нерефлексированность: оно принимается на веру как тако­вое, не требуя систематических аргументов и доказательств.
Слайд 23

Массовая коммуникация, как социальный институт Порядки знаний — информационная основа социальных

Массовая коммуникация, как социальный институт

Порядки знаний — информационная основа социальных институтов
|

Рассмотрим еще одну, пожалуй, базовую проблему, вытекающую из глубинного принципа конституционно-правового порядка знаний: подлежит высказыванию любое мнение, даже заведомо ложное или нелепое. В рамках конституционно-правового порядка знаний прин­ципиально отвергается требование квалифицированности высказыва­емого мнения (его истинности, обоснованности, рациональности и т.д.). Демократия — не теория познания. «Демократические выборы, являются тайными, — напоминает Шпинер. — Это означает, что без всякой проверки отдаваемые голоса подсчитываются, но не взвеши­ваются». Та же проблема существует применительно к масс-медиа, императивом которых является информирование, т.е. максимально широкое представление сведений, а не селекция знаний.
Слайд 24

Массовая коммуникация, как социальный институт Международный информационный порядок –часть процесса глобализации

Массовая коммуникация, как социальный институт

Международный информационный порядок –часть процесса глобализации
Перспективы анализа

:
Модернизация
МИР –системный анализ
Глобализация
Локализация???
Слайд 25

Массовая коммуникация, как социальный институт

Массовая коммуникация, как социальный институт

Слайд 26

Массовая коммуникация, как социальный институт. Р. Коллинз Бюрократизация Секуляризация Капиталистическая индустриализация Коллегиально-разделенная власть

Массовая коммуникация, как социальный институт. Р. Коллинз

Бюрократизация
Секуляризация
Капиталистическая индустриализация
Коллегиально-разделенная власть

Слайд 27

Массовая коммуникация, как социальный институт

Массовая коммуникация, как социальный институт

Слайд 28

Массовая коммуникация, как социальный институт

Массовая коммуникация, как социальный институт

Слайд 29

Массовая коммуникация, как социальный институт

Массовая коммуникация, как социальный институт

Слайд 30

Массовая коммуникация, как социальный институт. Глобализация.

Массовая коммуникация, как социальный институт. Глобализация.

Слайд 31

Массовая коммуникация, как социальный институт В 1985 г. американский социолог Р.

Массовая коммуникация, как социальный институт

 В 1985 г. американский социолог Р. Робертсон

предложил толкование глобализации, а несколько позже изложил свою концеп­цию в одноименной книге4, понимая под ней «двуединый процесс пре­вращения всеобщего в особенное и превращения особенного во все­общее»5, что означает «сжатие мира» и «интенсификацию осознания мира как целого»6. Понятие «сжатие мира» имеет, по крайней мере, три значения:
это, во-первых, процесс усиления взаимозависимости (торгово-экономической, военной, политической) между странами, входящими в миросистему;
во-вторых, возникновение на основе раз­вития новых технологий и средств коммуникации принципиально иного, по сравнению с прошлым, восприятия пространства и време­ни: «устранения» географических и социальных пространств и появ­ления так называемого реального времени (on-line) как моментальной синхронизации передатчика и реципиента, когда всякое событие ока­зывается происходящим «здесь и сейчас»;
в-третьих, потенциальное возрастание значения деятельности и мнения каждого индивида в ус­ловиях развития глобальных сетей коммуникации
Слайд 32

Массовая коммуникация, как социальный институт «Столкновение цивилизаций» как неизбежная фрагментация мира

Массовая коммуникация, как социальный институт

«Столкновение цивилизаций» как неизбежная фрагментация мира в

силу существенных цивилизационных различий, коренящих­ся в культурной (прежде всего расовой и национальной) дифферен­циации обществ, что, как считает автор этой теории американец Самуэл Хантингтон1, означает для западной цивилизации необходимость быть готовой к отпору со стороны возможного альянса исламских и конфуцианских государств.
«Макдональдизация», что, по мнению автора термина Г. Ритцера2, означает гомогенизацию культур, осуществляемую под флагом модернизации (вестернизации, европеизации, американизации и т.д.) в ходе деятельности транснациональных корпораций.
«Гибридизация» как процесс широких межкультурных взаи­модействий, ведущий, по мнению голландского исследователя Я. Пи­терсе, к взаимообогащению культур и возникновению новых культур­ных традиций
Слайд 33

Массовая коммуникация, как социальный институт К настоящему времени оформилось несколько фундаменталь­ных

Массовая коммуникация, как социальный институт

К настоящему времени оформилось несколько фундаменталь­ных научных

подходов к анализу феномена глобализации:
экономический, ориентирующийся на развитие мировых рын­ков товаров, услуг, труда и капитала;
культурологический, исследующий широкий цивилизационный аспект этого явления;
экологический, связывающий глобализацию с ухудшением экологической ситуации на планете (эти взгляды служат одним из ос­нований идеологии антиглобализма);
комплексный, в рамках которого глобализация рассматрива­ется в политическом (куда включаются проблемы международной пре­ступности, в том числе терроризма, и бедности в мировом масштабе) и информационном контексте.
Слайд 34

Массовая коммуникация, как социальный институт

Массовая коммуникация, как социальный институт

Слайд 35

Массовая коммуникация, как социальный институт. МИП общезначи­мую информацию о культурном достоянии

Массовая коммуникация, как социальный институт. МИП

общезначи­мую информацию о культурном достоянии разных

народов. Предпола­галось, что основу этой информации будут составлять сообщения, сформированные в рамках национальных информационных поряд­ков. Если рассматривать этот порядок знаний с содержательной сто­роны, то в основном его каналы наполняются обычной медийной информацией, т.е. новостями, развлекательными программами и рек­ламой.
Второй основной задачей интернационального порядка знаний было преодоления культурного и государственного изоляционизма. На практике оказалось, что новостная и политическая информация на этих каналах вступает в противоречие с принципами национального информационного порядка
Третьим принципом международного информационного поряд­ка является формальное равенство всех его участников. На деле «вес» той или иной страны определяется состоянием и уровнем развития других порядков знания, прежде всего экономического и технологи­ческого.
Слайд 36

Массовая коммуникация, как социальный институт суть парадокса, на котором основывается МИП,

Массовая коммуникация, как социальный институт

суть парадокса, на котором основывается МИП, заключается

в следующем: глобализация когнитивно-индивидуальных прав индивида, преследующая своей це­лью раскрытие возможностей самовыражения для представителей раз­ных культур, ведет — в силу идеологической логики этого процесса — к редукции культурного многообразия и нивелированию национальных, культурных, религиозных и иных личностных особенностей.
Слайд 37

Массовая коммуникация, как социальный институт https://www.youtube.com/watch?v=zcMbufUR0sw

Массовая коммуникация, как социальный институт

https://www.youtube.com/watch?v=zcMbufUR0sw

Слайд 38

Массовая коммуникация, как социальный институт. Перспективы изучения. • государство; • правовая

Массовая коммуникация, как социальный институт. Перспективы изучения.

• государство;
• правовая система;
• медийный

рынок;
• идеологическая среда деятельности ;
• уровень жизни населения;
• собственность и возможности контроля со стороны разных про-
мышленных и финансовых групп;
• уровень профессионализации медийной сферы;
• наличие конкурирующих медиа-организаций;
• уровень развития медиа-технологий;
• уровень разделения труда в медийной сфере;
• уровень развития гражданского общества и наличие обществен-
ных организаций работников .
Слайд 39

Массовая коммуникация, как социальный институт

Массовая коммуникация, как социальный институт