Методология социальных наук. М. Вебер и П. Сорокин

Содержание

Слайд 2

Всякой научной работе всегда предпосылается определенная значимость правил логики и методики

Всякой научной работе всегда предпосылается определенная значимость правил логики и методики

- этих всеобщих основ нашей ориентации в мире

Макс Вебер

Слайд 3

Специфика социально-гуманитарных наук Методология социально-гуманитарных наук имеет как общенаучное содержание, так

Специфика социально-гуманитарных наук

Методология социально-гуманитарных наук имеет как общенаучное содержание, так и

специфику, характерную для нее в различных областях знания.
В социально-гуманитарном знании преобладают схемы, учитывающие включенность субъекта в изучаемый объект — общество, а также включенность в него практики, представленной деятельностью преследующих свои интересы групп.
Методология социально-гуманитарных наук является не только учением о методах познания и практики, но и дисциплиной, изучающей все способы деятельности субъекта познания и практики.
Слайд 4

Макс Вебер (1864-1620) немецкий социолог, социальный философ и историк «Национальное государство

Макс Вебер (1864-1620)

немецкий социолог, социальный философ и историк
«Национальное государство и народнохозяйственная

политика» (1895)
«Протестантская этика и дух капитализма» (1905)
«Хозяйство и общество» (1921)
Слайд 5

Основные положения понимающей социологии определение науки и научного метода утверждение специфики

Основные положения понимающей социологии

определение науки и научного метода
утверждение специфики социального познания

и его методов, и в частности, введение в категориальный аппарат социального знания понятие «идеальный тип»
характеристика объективности социального познания
новая трактовка ценности и оценки в гуманитарном исследовании
Слайд 6

Наука как «специализированное и уходящее в бесконечность производство» имеет два основных

Наука как «специализированное и уходящее в бесконечность производство» имеет два основных

вектора: вовне - для практической, личной жизни и улучшения благосостояния людей, и вовнутрь - для своих собственных потребностей
наука не вездесуща и не всемогуща, а имеет свои пределы. Поэтому одна наука с ее средствами и методами не в состоянии справиться со всеми сферами жизни, разрешить серьезные научные проблемы. Здесь слово уже "за иными силами" – такими как мораль, религия, философия и др.

Определение науки

Слайд 7

Идеальный тип – это мысленный образ, не являющийся ни исторической, ни

Идеальный тип – это мысленный образ, не являющийся ни исторической, ни

тем более "подлинной" реальностью. Он не пригоден для того, чтобы служить схемой, не является он и гипотезой, он указывает лишь, в каком направлении должно идти образование гипотезы
Благодаря своей отдаленности от реальности идеал может служить своеобразным масштабом для соотнесенности с ним. Установить степень и характер отклонения от теоретической конструкции – непосредственная задача любой гуманитарной науки

Методы понимающей социологии

Слайд 8

Изучение и объяснение социальных действий индивида, его поведения, как культурного, цивильного

Изучение и объяснение социальных действий индивида, его поведения, как культурного, цивильного

человека
Индивид, его разносторонние разумные действия являются предметом социологического анализа

Цель понимающей социологии

Слайд 9

Понятие ценности «Ценность детерминирована характером исторической эпохи, определяющей общую линию прогресса

Понятие ценности

«Ценность детерминирована характером исторической эпохи, определяющей общую линию прогресса человеческой

цивилизации»
Исследователь должен соотнести анализируемый материал с экономическими, эстетическими, моральными ценностям, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования
Слайд 10

Социальное действие «Действие человека обретает характер социального действия, если в нём

Социальное действие

«Действие человека обретает характер социального действия, если в нём присутствуют

два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других)»
Нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как часть толпы, или когда он ориентируется на какое-либо природное явление
Слайд 11

Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии Такие понятия, как «государство»,

Вебер М.
О некоторых категориях понимающей социологии

Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм»

и т.п., в социологическом понимании означают… категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению, участвующих в этой деятельности отдельных людей

Социальное действие

Слайд 12

Типы социальных действий Аффективное основанное на актуальных аффектах, чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами

Типы социальных действий Аффективное

основанное на актуальных аффектах, чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами

Слайд 13

Типы социальных действий Традиционное побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся

Типы социальных действий Традиционное

побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным,

имеющее характер социального автоматизма
Слайд 14

Типы социальных действий Ценностно-рациональное характеризующееся сознательным следованием принятой в обществе или социальной группе системе ценностей

Типы социальных действий Ценностно-рациональное

характеризующееся сознательным следованием принятой в обществе или социальной группе

системе ценностей
Слайд 15

Типы социальных действий Целерациональное определяемое сознательной постановкой практически значимой цели

Типы социальных действий Целерациональное

определяемое сознательной постановкой практически значимой цели

Слайд 16

Рационализация общества Предпосылки Античная наука (в частности математика), дополненная экспериментом Рациональное

Рационализация общества Предпосылки

Античная наука (в частности математика), дополненная экспериментом
Рациональное римское право, которое

регулирует отношения между индивидами
Рациональное ведение хозяйства, отделение рабочей силы от средств производства
Протестантизм возвел экономический успех в ранг религии, в результате чего возникло индустриальное общество
Слайд 17

Рациональная экономика Разделение общественного труда Прогресс Специализация эффективная организация Калькулируемость Рентабельность

Рациональная экономика

Разделение общественного труда
Прогресс
Специализация
эффективная организация
Калькулируемость
Рентабельность
Господство частной собственности
Рыночная стихия
Постоянное расширение производства

Слайд 18

Рациональное государство, сфера политики Легальный, законный тип господства, где подчиняются не

Рациональное государство, сфера политики

Легальный, законный тип господства, где подчиняются не

личности а закону, определенному порядку и государство влияет только по средствам закона
Создается аппарат управления, который состоит и чиновников и бюрократов, которые должны действовать законно
Слайд 19

Рациональное право Четко фиксированное право жизни людей, детальное регламентирование отношений между

Рациональное право

Четко фиксированное право жизни людей, детальное регламентирование отношений между индивидами
В

его основе лежит правовая справедливость, свобода, формальное равенство
Слайд 20

Рациональная семья Часто брак по расчету. Воспитание детей (научить их самим зарабатывать деньги)

Рациональная семья

Часто брак по расчету. Воспитание детей (научить их самим зарабатывать

деньги)
Слайд 21

Рациональное образование Рациональная система образования и воспитания Готовность к высоко-профессиональному, производственному труду

Рациональное образование

Рациональная система образования и воспитания
Готовность к высоко-профессиональному, производственному труду

Слайд 22

Рациональная наука Ориентирована на технику, на вторжение во внешний мир, причем

Рациональная наука

Ориентирована на технику, на вторжение во внешний мир, причем она

должна ориентироваться на перспективу
Для нее характерен фаустовский дух
Слайд 23

Рациональная религия Протестантизм Не должна мешать человеку трудиться, не налагать запретов, не запрещать вторгаться в природу

Рациональная религия

Протестантизм
Не должна мешать человеку трудиться, не налагать запретов, не запрещать

вторгаться в природу
Слайд 24

Рациональный тип человека Работа ради удовольствия, проявление инициативы в труде Лучшая

Рациональный тип человека

Работа ради удовольствия, проявление инициативы в труде
Лучшая гарантия –

честность
Чужды роскошь, ведет скромный образ жизни, богатство – чувство исполненного долга
Слайд 25

Проблема власти Вебер высоко ценил дух свободы, самостоятельные действия, свободные решения

Проблема власти

Вебер высоко ценил дух свободы, самостоятельные действия, свободные решения как

возможности для существования и самоутверждения личности
Но предполагал, что демократические идеалы свободы остались в прошлом раннего капитализма, а стремление жить и действовать в соответствии с ними наталкивается на все большие трудности
Формализованные и бюрократизированные структуры «зрелого» капитализма навязывают индивиду соответствующий стиль поведения и образ жизни — и капитализм перестает быть делом свободного решения личности
Слайд 26

Судьба нашей эпохи с характерной для нее рационализацией, интеллектуализацией и, прежде

Судьба нашей эпохи с характерной для нее рационализацией, интеллектуализацией и, прежде

всего, расколдовыванием мира заключается в том, что высшие благороднейшие ценности ушли из общественной сферы или в потустороннее царство мистической жизни, или в братскую близость непосредственных отношений отдельных индивидов друг к другу
Слайд 27

Цитата из прочитанной Вебером лекции - зимой 1918 г., в Мюнхенском

Цитата из прочитанной Вебером лекции - зимой 1918 г., в Мюнхенском

университете

Судьба нашей эпохи с характерной для нее рационализацией, интеллектуализацией и, прежде всего, расколдовыванием мира заключается в том, что высшие благороднейшие ценности ушли из общественной сферы или в потустороннее царство мистической жизни, или в братскую близость непосредственных отношений отдельных индивидов друг к другу

Проблема власти

Слайд 28

Типы легитимной власти Основана на трех источниках власти: личных качествах традициях

Типы легитимной власти

Основана на трех источниках власти:
личных качествах
традициях и обычаях
формальном законе
Во

всех трех случаях власть является социально одобренной (легитиМной)
Слайд 29

Харизматическая власть Характерные черты: - вера в сверхъестественную святость, героизм или

Харизматическая власть

Характерные черты:
- вера в сверхъестественную святость, героизм или какое-то

иное достоинство вождя
- подчинение лидеру в силу его исключительных личных качеств
- отрицание предыдущих форм власти
преимущество: эффективность управления (особенно во время кризиса)
недостаток: практическая безотчётность и бесконтрольность
Слайд 30

Традиционная власть Характерные черты (основные элементы): обычаи, вера в непоколебимость и

Традиционная власть

Характерные черты (основные элементы):
обычаи, вера в непоколебимость и

священность издревле существующих порядков, привычка повиноваться власти
Положительные черты:
прочность, т.к. власть монарха переходит по наследству
затраты на управление меньше
чувство общности среди людей
устойчивость перед внешними потрясениями
Отрицательные черты:
слабая восприимчивость к новому
неповоротливость государственного аппарата
постепенное накопление внутренних противоречий
возможность экономической стагнации
Слайд 31

Легальная власть (рационально-правовая) Характерные черты (основные элементы): вера в правильность юридических

Легальная власть (рационально-правовая)

Характерные черты (основные элементы):
вера в правильность юридических норм и необходимость

их выполнения
доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям
субъект власти – элита, деятельность которой строго ограничена правовыми нормами
субъект управления – государственная бюрократия, деятельность которой регламентируется нормами права и должностными инструкциями
объект власти – народ, подчиняющийся нормам права
Слайд 32

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) Русско-американский социолог и историк культуры «Главнейшие теории

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968)

Русско-американский социолог и историк культуры
«Главнейшие теории прогресса

в современной социологии» (1911); «Границы и предмет социологии» (1913); «Проблема социального равенства» (1917); «Автономия национальностей и единого государства» (1917); «Голод и идеология общества» (1922)
Слайд 33

Общество как надорганическая система представляет собой «совокупность совместно живущих людей, которые

Общество

как надорганическая система представляет собой «совокупность совместно живущих людей, которые влияют

друг на друга или взаимодействуют друг с другом»
Общество есть прежде всего совокупность единиц - инди­видов
Слайд 34

Интегральная социология "это генерализирующая наука о социокультурных явлениях", которая обобщает в

Интегральная социология

"это генерализирующая наука о социокультурных явлениях", которая обобщает в методологии

основные социологические направления, а в ее содержании отражаются открытия других социальных наук
имеет дело "со всеми сферами этого пространства", исследуя их общие элементы
используя "последовательный социологический плюрализм", учитывает множество самых разнообразных факторов и интегрирует их в целостное объяснение социальной реальности
исследуя статику и динамику общественной жизни, создает единую "интегральную" социальную теорию
Слайд 35

Общество и культура – единый феномен Историческая действительность - целостное единство

Общество и культура – единый феномен

Историческая действительность - целостное единство различных

культурных систем
Единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, формируют содержание каждой культуры и выражают ее главную ценность, которая, в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры»
социокультурное взаимодействие – матрица культуры, любая ячейка которой является одновременно и определяющей, и определяемой
Слайд 36

Основные направления интегральной социологии

Основные направления интегральной социологии

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Социальное взаимодействие В основе социального взаимодействия лежат "социальные акты" - поступки

Социальное взаимодействие

В основе социального взаимодействия лежат "социальные акты" - поступки людей,

обусловленные осознаваемыми ими биопсихическими "базовыми" инстинктами:
Пищеварительным
Сексуальным
Инстинктом собственника
Инстинктом самосохранения
Инстинктом самовыражения
Слайд 40

Структура социального взаимодействия субъекты взаимодействия - индивиды или социальные группы объективированные

Структура социального взаимодействия

субъекты взаимодействия - индивиды или социальные группы
объективированные ценности

- предметы материальной культуры
ценностные значения - нормы, стандарты поведения, существующие в индивидуальном или групповом сознании
«проводники» взаимодействия: язык, письменность, орудия труда, предметы быта, деньги, произведения искусства и т.д.
Слайд 41

Классификация социальных актов «должные – дозволенные» «должные – рекомендуемые» «запрещенные»

Классификация социальных актов

«должные – дозволенные»
«должные – рекомендуемые»
«запрещенные»

Слайд 42

Слайд 43

Социальные группы Простые социальные группы - это объединения людей по какому-либо

Социальные группы

Простые социальные группы - это объединения людей по какому-либо одному

признаку (пол, возраст, язык, профессия, место проживания и т.п.)
Сложные социальные группы - это объединения людей на основе нескольких признаков
Слайд 44

Под социальной мобильностью П. А. Сорокин понимал любое социальное перемещение индивидов, социальных групп и культурных ценностей

Под социальной мобильностью П. А. Сорокин понимал любое социальное перемещение индивидов,

социальных групп и культурных ценностей
Слайд 45

Социальная стратификация это дифференциация данной совокупности лю­дей (населения) на классы в

Социальная стратификация

это дифференциация данной совокупности лю­дей (населения) на классы в

иерархическом ранге
Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии соци­альных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества
Слайд 46

Три основных типа стратификациации экономическое расслоение (богатые-бедные) политическая дифференциация (имеющие власть

Три основных типа стратификациации

экономическое расслоение (богатые-бедные)
политическая дифференциация (имеющие власть и не

имеющие ее)
про­фессиональная дифференциация (различение между учителями, врачами, инженерами и т.п.)
Слайд 47

Социальная мобильность Социальные перемещения индивидов, групп и других социальных объектов (скажем,

Социальная мобильность

Социальные перемещения индивидов, групп и других социальных объектов (скажем,

ценно­стей) от одного социального положения к другому
Основная причина социальной мобильности - наличие в обществе на любом этапе его развития определенного «дефекта», заклю­чающегося в том, что общество всегда отстает в распределении благ для своих членов в соответствии с их личными качествами и способностями
Слайд 48

Два типа социальной мобильности Горизонтальная мобильность - это перемещение из одной

Два типа социальной мобильности

Горизонтальная мобильность - это перемещение из одной социальной

группы в другую, расположенную на одном и том же уровне общественной стратификации
Горизонталь­ная мобильность может осуществляться в двух формах: индивиду­альной и коллективной
Слайд 49

Два типа социальной мобильности Верти­кальная мобильность - перемещение индиви­да из одного

Два типа социальной мобильности

Верти­кальная мобильность - перемещение индиви­да из одного слоя

в другой или каких-либо ценностей (моды, идео­логии, танца и др.) за пределы данного класса и распространение их среди других социальных страт
Два вида вер­тикальной мобильности: восходящая и нисходящая циркуляция, т.е. социальный подъем и социальный спуск
Слайд 50

Три аспекта вертикальной мобильности Внутрипрофессиональная или межпрофессиональная цир­куляция, когда индивид или

Три аспекта вертикальной мобильности

Внутрипрофессиональная или межпрофессиональная цир­куляция, когда индивид или группа

перемещается вверх (вниз) по ступеням профессионального роста или переходят в дру­гую, более престижную и высокооплачиваемую профессиональную группу
Политические перемещения, когда индивид (реже—груп­па) перемещается вверх или вниз по ступеням политического влия­ния и власти.
3. Продвижение по «экономической лестнице» вниз или вверх по уровню экономического успеха, богатства или бедности и т.п.
Слайд 51

. Регуляторы социальной мобильности Социальные «сита» или («фильтры») позволяют проводить отбор

.

Регуляторы социальной мобильности

Социальные «сита» или («фильтры») позволяют проводить отбор и

распределение по социальным слоям в зависимости от возможностей и способностей индивидов
Социальные «лифты» (каналы социальной циркуляции) ускоряют процессы вертикальной социальной мобильности, "поднимая" человека в высшую страту или "опуская" его в низшую
Слайд 52

Понятие культуры «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообраз­ных явлений,

Понятие культуры

«Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообраз­ных явлений, сосуществующих,

но никак друг с другом не связан­ных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и вы­ражают одну, и главную, ценность»
Культура - многогранная и многоуровневая, динамично развивающаяся система, в которой существует некая основополагающая первоценность, составляющая ее системообра­зующее ядро, и именно наличие этой первоценности и составляет ее своеобразие, ее «индивидуальное» отличие от всех других куль­тур
Слайд 53

Личность - субъект взаимодействия Культура - совокупность значений, ценностей, норм, и

Личность -
субъект
взаимодействия

Культура -
совокупность значений,
ценностей, норм,
и совокупность носителей,
которые объективируют,
социализируют и
раскрывают значения

Общество

-
Совокупность
индивидов,
социокультурных
отношений и
процессов

Система «Общество-культура»

Слайд 54

Чувственный тип культуры (sensate) Преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно

Чувственный тип культуры (sensate)

Преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно

с утилитарной и гедонистической точки зрения
Преобладает «истина чувств» и истина наслаждения
Слайд 55

Идеациональный тип (ideational) Преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу

Идеациональный тип (ideational)

Преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу

или Идее
«Истина веры» и истина самоотречения
Слайд 56

Идеалистический тип (idealistic) Некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство

Идеалистический тип (idealistic)

Некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство

уравновешивается интеллектом, вера – наукой, эмпирическое восприятие – интуицией
«Человеческими умами будет руководить истина разума»
Слайд 57

Семинар Методологический принцип «понимания» в социологии М. Вебера Основные методологические понятия

Семинар

Методологический принцип «понимания» в социологии М. Вебера
Основные методологические понятия социологии М. Вебера
Аксиологический детерминизм

и проблема «ценностной нейтральности» в социологии М. Вебера
Учение П. Сорокина о строении общества
Социальная стратификация и мобильность
Концепция социокультурной динамики
Литература:
Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.
Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии (там же)
Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке (там же)
Сорокин Π.Α. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994
Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность. // Питирим Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество». (Серия «Мыслители XX века»). - М.: 1992
Сорокин П. Социокультурная динамика и эволюционизм //Американская социологическая мысль.- М.: 1996