Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №9 им. В.Т. Степанченко Научно - практическая ко

Содержание

Слайд 2

Вступление На карте нашей родины много городов, больших и малых, провинциальных

Вступление

На карте нашей родины много городов, больших и малых, провинциальных и

столичных…
Но есть городок в Тверской области, который стал моей малой родиной. Это Ржев, город Воинской славы, в котором я живу и которым горжусь.
Многие русские писатели и поэты рассказали о моем городе. Но кто скажет о нём лучше, как ни живущие здесь поэты!
Слайд 3

Цели На примере сборника ’’Россия’’ проследить творческую историю развития моего родного

Цели

На примере сборника ’’Россия’’ проследить творческую историю развития моего родного города,

его прошлое и настоящее;
выявить отношение Г.В. Степанченко к малой родине;
исследовать, какие художественные средства использует автор в создании образа Ржева;
в ходе лингвистического анализа выявить лексическое своеобразие сборника, соотношение используемых в стихотворениях частей речи, выбор автором синтаксических конструкций.
Слайд 4

Факты биографии Г.В. Степанченко 8 августа 1952 года. Образование: железнодорожная школа

Факты биографии Г.В. Степанченко

8 августа 1952 года.
Образование: железнодорожная школа №

6, исторический факультет Калининского государственного университета.
Редактор газеты ’’Высота’’.
Член Союза журналистов России,
автор 9-и книг стихов.
Каждый сборник - это событие в культурной
жизни Ржева.
2010 г. – сборник «Шекспир и компания»:
новые стихи и посвящения ржевским поэтам.
Слайд 5

Сборник «Россия» Для меня важны : взгляд автора на прошлое Ржева,

Сборник «Россия»

Для меня важны :
взгляд автора на прошлое Ржева, его

военную биографию и настоящее;
интересно поэтическое мастерство Г.Степанченко.
Слайд 6

«Здесь будет город заложён…» Как всё начиналось? (’’Основание града’’, ’’Ржева Володимирова’’).

«Здесь будет город заложён…»

Как всё начиналось?
(’’Основание града’’, ’’Ржева Володимирова’’).

Слайд 7

’’Основание града’’ …застучали кругом топоры, Полетела щепа золотая - Град встает

’’Основание града’’

…застучали кругом топоры,
Полетела щепа золотая -
Град встает на вершине горы:
Стены,

башни, да церковь святая.
Льется брага в шелом золотой-
Все для буйного пира готово!
Встал над яствами князь удалой
И промолвил
заздравное
Слайд 8

’’Основание града’’ Пусть стоит сей излюбленный град, Пусть живут в нем и множатся люди…

’’Основание града’’

Пусть стоит сей излюбленный град,
Пусть живут в нем и множатся

люди…
Слайд 9

Мои наблюдения: В работе я попыталась дать лингвистический анализ стихотворения, остановившись

Мои наблюдения:

В работе я попыталась дать лингвистический анализ стихотворения, остановившись на

лексическом богатстве, экспрессивных возможностях частей речи, синтаксическом своеобразии произведения.
Лексический пласт стих – ия: использование книжной и разговорной лексики.
Старославянизмы (их более 10): «брашно», «шелом», «шуйца», «десница», «град», «заздравное» .
Эпитеты («весёлые тени», «щепа золотая»). Просторечные слова («плюхает», «брага», «сей», «нахлебался» и др.).
РОЛЬ в тексте: создают местный колорит, погружают читателя в атмосферу быта ржевичей.
Слайд 10

Мои наблюдения: Морфологические особенности: Предпочтение - существительным и глаголам. Сущ.- 40%,

Мои наблюдения:

Морфологические особенности:
Предпочтение - существительным и глаголам. Сущ.- 40%, они

называют предметы изображения: костёр, град, шатёр, брёвна, храм, мечи, колосья и др.
Более 60% слов – глаголы , с помощью которых автор показывает, как строился город: «зацепился», «застучали», «встаёт», «проплывают», «убегает», «льётся» и др. На мой взгляд, стих – ие с большим количеством глаголов является динамичным, экспрессивным. Благодаря использованию глаголов интонация стих – ия характеризуется напряжённостью, большей чёткостью.
Синтаксический рисунок стих – ия разнообразен.
Чаще используются сложные предложения.(Примеры – в работе). Все виды СП, но предпочтение отдаётся СПП и БСП. Они не производят впечатления тяжеловесности, нагромождённости. Напротив, эти виды пр – ий придают стих – ию выразительность и эмоциональность.
Слайд 11

’’Ржева Володимирова’’ Был-де в городе князь- да лихой, удалой! Вряд ли

’’Ржева Володимирова’’

Был-де в городе князь- да лихой, удалой!
Вряд ли сыщется где-

то подобный такой…
Он по городу ездит на белом коне.
Он усы свои мочит в зеленом вине…
Водит ржевичей в бой, рубежи сторожит,
Да в светлице своей по ночам ворожит…
Слайд 12

Дань уважения князю — основателю Ржева. В каждой строчке — преклонение

Дань уважения князю — основателю Ржева. В каждой строчке — преклонение

перед князем Владимиром, безграничная любовь к нему.
Богатство лексики (эпитеты, сравнения, метафоры).
Авторское отношение к происходящему, передача эмоционального состояния
Слайд 13

МОИ НАБЛЮДЕНИЯ Г.В.Степанченко изобретателен в выборе частей речи. Я обратила внимание,

МОИ НАБЛЮДЕНИЯ
Г.В.Степанченко изобретателен в выборе частей речи. Я обратила внимание, что

в этом стих – ии автор использовал краткие прилагательные («дорог», «люб», «удал»), которые создают особый интонационный рисунок - плавный, спокойный.
В этом стих – ии меньше глаголов, но они очень выразительные. Я разделила их на две группы: в 1- глаголы, не несущие активного действия. Глаголы второй группы динамичны, они характеризуют действия князя.
(БОЛЕЕ ПОДРОБНО - В РАБОТЕ).
Слайд 14

«Война», «Обелиски».

«Война», «Обелиски».

Слайд 15

’’Обелиски’’ 1 Над горизонтом в тяжких ризах туч Всплывает солнце раскаленным

’’Обелиски’’ 1

Над горизонтом в тяжких ризах туч
Всплывает солнце раскаленным
диском-
И падает литой звенящий

луч
На плиты под высоким обелиском.
На них скупые выбиты слова
О тех, кто пал на той войне
великой…
Их золотит старательно листва.
Их обагряют трепетной гвоздикой.
Вокруг- озер задумчивый простор,
Деревьев шум, холмов
непокоренность.
Теченье туч прослеживает взор,
Осознавая мира сотворенность;

А под гранитным холодом плиты
Лежат сыны возлюбленной
Отчизны.
Плач матерей, кровавые бинты…
Вы слышите? Настало время тризны!
Довольно суетиться и роптать.
Довольно славить и негодовать.
Настало время всей душой понять,
Кем мы должны во имя павших стать.

Слайд 16

’’Обелиски’’ 3 Прорастает земля обелисками- Над холмами, у рек, у дорог.

’’Обелиски’’ 3

Прорастает земля обелисками-
Над холмами, у рек, у дорог.
Часовыми и стражами близкими
Обступили

родимый порог.
Острия их граненые, вечные
От земли устремляются ввысь…
Мы порою бываем беспечными-
Оглянись же на них, оглянись!
Сколько павших под ними схоронено-
Только письма остались от них,
А еще- обелиски, и Родина,
И бессмертная память живых.

Сколько правды от них нам завещано,
Сколько самой прекрасной любви,
Сколько глинистых пашен замешано
На живой их, горячей крови!
Сколько надо трудиться и веровать,
И любимых своих целовать,
И вставать за Отечество- первыми,
Чтоб пред ними себя оправдать.

Слайд 17

Современный РЖЕВ

Современный РЖЕВ

Слайд 18

голуби» голуби» «Ржевские

голуби»

голуби»

«Ржевские

Слайд 19

От сизарей дымился небосвод, От белых голубиц вскипала пена…

От сизарей дымился небосвод,
От белых голубиц вскипала пена…

Слайд 20

Голуби- примета Ржева! Во Ржеве всегда разводили голубей; городские мальчишки, выпуская

Голуби- примета Ржева!

Во Ржеве всегда разводили голубей; городские мальчишки, выпуская их

в небо, наблюдали за полетом этих красивых птиц. А город рос, хорошел, набирался сил. Подрастали дети, шли в школу, а перемены ,как всегда у всех поколений - пролетали незаметно. Детвора высыпала во двор и любовалась чудесными птицами. Даже гул пролетающих истребителей не заглушал ’’гром крыл’’. Автор словно описывает себя, свое детство, свои ощущения, а вместе с тем, детство всего послевоенного поколения, с их радостями, с их горестями.
А жизнь набирала обороты. Все меняется, меняемся мы, меняются села, города… а вместе с тем -
«вспорхнули в небо и исчезли птицы…»
Слайд 21

’’ Новый мост’’ Вот - новый мост поставили, Автобусы пустили, КПСС

’’ Новый мост’’

Вот - новый мост поставили,
Автобусы пустили,
КПСС прославили,
’’ура!’’- проголосили.
Народу-то, народу-то!
Кто

вдрызг, а кто вполпьяна.
Идет гульба по городу
Под дружный стук стаканов.
’’Пошли-пошли, поехали!’’
Гарцует кавалькада.
Прореха ли, потеха ли-
А нам того и надо.

Сверкает чья-то лысина,
Летают чьи-то шарики
И пьются-бьются истово
Поллитры, ’’бомбы’’, шкалики.
’’Туда-сюда пошаркаем?
’’Большая, значит, польза нам!’’
И харкаем, и шмякаем,
И по асфальту ползаем.
Вот новый мост отгрохали,
Вот новый мост открыли…
Похлопали, потопали,
Привыкли, позабыли.
Катят себе автобусы,
Бегут автомобили…
’’А помнишь, как по глобусу
Мента кастетом били??’’

Слайд 22

Использование слов в разговорном стиле речи: ’’пустили’’, ’’пошаркаем’’, ’’отгрохали’’, ’’шмякаем’’, ’’ползаем’’,

Использование слов в разговорном стиле речи: ’’пустили’’, ’’пошаркаем’’, ’’отгрохали’’, ’’шмякаем’’, ’’ползаем’’,

’’похлопали’’, ’’потопали’’, ’’катят’’.
Жаргонизмы: ’’бомбы’’ (бутылки),’’по глобусу’’ ( по голове), ’’мент’’ и др.
В отличие от других произведений Г.В. Степанченко, в стихотворении ’’Новый мост’’ нет возвышенной лексики, старославянизмов, эпитетов, удлиненной строки. Все обыденно и совсем не ярко.

«НОВЫЙ МОСТ»

Слайд 23

’’Храм Вознесения’’: Автор сравнивает пустой кошелек с невзрачным городом. И в

’’Храм Вознесения’’:

Автор сравнивает пустой кошелек с невзрачным городом. И в том

и в другом случае появляется что – то новое, город растет и в кошельке серебро. Над обрывом старинным, над плакучей травой встает молодой храм, где тишина, покой и светится купол, где простой мужик становится священником, у которого нет ничего кроме веры