- Главная
- Обществознание
- Социология Макса Вебера (1864 - 1920, Германия)
Содержание
- 2. - 2 – Краткая биография Макса ВЕБЕРА Карл Эмиль Максимилиан Вебер – выдающийся юрист, историк, экономист,
- 3. - 3 - 2. ПОНЯТИЕ «ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП» По полученному образованию и академическим степеням М.Вебер не был
- 4. - 4 - При исследовании, например, таких явлений, как церковь, христианство, средневековое городское хозяйство, наиболее типические
- 5. - 5 - Соответственно, Вебер вводит различение «генетических идеальных типов», приближенных к реальности (они оказываются операциональными
- 6. - 6 - Поэтому можно сказать, что при разработке понятия «социальное действие» Э.Дюркгейм абсолютизировал социальное, а
- 7. - 7 - Т.е., классификация построена по принципу выявления наличия степени рациональности социального действия. Социолог должен
- 8. - 8 - наличие субъективного смысла, который может быть понят; ориентацию на других, признание. Он говорит
- 9. - 9 - Абсолютно рациональным является только первый, но он, как и другие, не встречается в
- 10. - 10 - Учение о формальной рациональности, по существу, является веберовской теорией капитализма. Вебер определил современный
- 11. - 11- харизматическое господство (харизма – божественный дар, способность к лидерству. Основой харизматического господства является аффективный
- 12. - 12 - 7. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ Это – один из важнейших разделов социологии Макса Вебера, представленный
- 14. Скачать презентацию
- 2 –
Краткая биография Макса ВЕБЕРА
Карл Эмиль Максимилиан Вебер – выдающийся
- 2 –
Краткая биография Макса ВЕБЕРА
Карл Эмиль Максимилиан Вебер – выдающийся
Родился в семье представителей германской предпринимательской и политической элиты. Всегда относил себя к буржуазному классу. Получил блестящее юридическое образование, защитил 2 диссертации в области права, получил звание профессора, был выдающимся мыслителем и публицистом. С 1898 по 1904 гг. в результате работы «на износ» преподавательская и научная деятельность были прерваны в связи с тяжелым душевным расстройством.
С 1904 г. – постепенно возвращается к преподавательской работе, совершает длительную поездку в США. В этом же году становится одним из редакторов немецкого социологического журнала «Архив социальной науки и социальной политики». Здесь были опубликованы его основные работы, в частности – «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий», «Социология религии», «Город».
В разные годы преподавал в Берлинском, Фрайбургском, Гейдельбергском, Венском и Мюнхенском университетах. В 1919 г. получает приглашение из Сент-Луисского университета (США) для чтения цикла лекций. Умер в 1920 г. от осложнения после гриппа. Основная работа «Хозяйство и общество» была издана посмертно.
- 3 -
2. ПОНЯТИЕ «ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП»
По полученному образованию и академическим степеням
- 3 -
2. ПОНЯТИЕ «ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП»
По полученному образованию и академическим степеням
Методологическим основанием разработки социальной теории становится признание общезначимости наук о культуре. Вебер настаивает на разделении понятий «ценность» (объективно существует и обусловливает научный подход) и «оценка» (субъективна, характеризует ненаучный подход к анализу).
В соответствии с этими представлениями, социология определяется как наука, свободная от оценочных суждений и проясняющая механизмы изменения ценностей. По Веберу, в ценностях представлены интересы эпохи. Они изменчивы и для каждой исторической эпохи характеризуются определенным идеальным типом.
Идеальный тип – это схема, абстракция, которая никогда полностью не реализуется, но используется как инструмент социального познания. В социологии идеальный тип – не цель исследования, а средство усиления наиболее значимых черт эпохи или исследуемого социального феномена.
- 4 -
При исследовании, например, таких явлений, как церковь, христианство, средневековое
- 4 -
При исследовании, например, таких явлений, как церковь, христианство, средневековое
Соответственно, задачей истории определяется прояснение причинных связей и событий, происходящих во времени и пространстве; а задачей социологии – обоснование «чистых идеальных типов» социальных явлений, происходящих в определенные эпохи с любой географической локализацией, т.е. – независимо от актуального времени и пространства.
Таким образом, можно дать еще одно уточняющее определение понятия. Идеальный тип – это конструирование социальной реальности – такой, какой она должна быть в идеале на основе наиболее типичных признаков.
Если ориентироваться на идеал, то в каждой стране социальное явление должно было бы развиваться по одному сценарию. Но на практике происходит наслоение многих случайных факторов. В результате возникают различия и особенности.
- 5 -
Соответственно, Вебер вводит различение «генетических идеальных типов», приближенных к
- 5 -
Соответственно, Вебер вводит различение «генетических идеальных типов», приближенных к
Основная функция понятия «идеальный тип» – инструментальная – в установлении правил протекания событий (на абстрактном социологическом уровне теоретического анализа, и на конкретно-историческом).
3. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ И КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ»
Для прояснения того, как применяется понятие «идеальный тип», Вебер вводит категорию «понимание». Он формулирует тезис о том, что отличие социологии от естественных наук состоит в возможности истолкования событий. У Вебера понимание означает причинное объяснение.
Поэтому предметом социологического исследования становится действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом. Социальное действие – это действия индивидов с ориентацией на других, т.е. с мотивацией на определенные ожидания.
- 6 -
Поэтому можно сказать, что при разработке понятия «социальное действие»
- 6 -
Поэтому можно сказать, что при разработке понятия «социальное действие»
Соответственно, социология должна прояснять цели индивидов и механизмы достижения целей. Если это происходит, и отправным оказывается сознание индивида, возникает идеальный тип действия – целерациональный, являющийся образцом деятельности.
С этим идеальным целерациональным типом действия, как с эталоном, соотносятся все остальные типы, встречающиеся в повседневной жизни. Вебер их также аналитически выделяет, называя:
приближенно достигнутый правильный тип действия;
целерационально ориентированный;
относительно целерационально ориентированный;
не целерациональный, но понятный по смыслу;
понятный по мотивам, но нарушаемый внешними воздействиями;
не понятный тип действий.
- 7 -
Т.е., классификация построена по принципу выявления наличия степени рациональности
- 7 -
Т.е., классификация построена по принципу выявления наличия степени рациональности
Таким образом, понимание в чистом виде оказывается возможным только в отношении целерационального действия. А собственно целерациональное действие становится тем идеализированным пространством, где наука социология обретает единство смысла действия и смысла самого действующего.
4. СТРУКТУРА И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Вебер говорит также о том, что целерациональное действие – это не онтологическая, а методологическая установка, т.е., это – не характеристика социальной реальности, а средство ее анализа. Целерациональное действие – идеальный случай. В повседневной деятельности человек не всегда хорошо знает, чего он хочет. Тем не менее, методологически социолог должен исходить именно из этого идеального случая как нормы.
Как уже было сказано ранее, Вебер выделяет 2 основных признака социального действия:
- 8 -
наличие субъективного смысла, который может быть понят;
ориентацию на
- 8 -
наличие субъективного смысла, который может быть понят;
ориентацию на
Он говорит о том, что к социальным действиям не относятся реакции на явления природы. Например, раскрытие зонтов при дожде – будет лишь самосохранительной эмоцией толпы.
Вебер разрабатывает еще одну классификацию видов социального действия, закрепившуюся в теоретической социологии. Она представлена 4-мя основными видами:
целерациональное социальное действие - ожидание определенного поведения других как условия достижения поставленных целей, критерием рациональности здесь является успех;
ценностно-рациональное социальное действие – здесь цели определяются ценностями – религиозными, этическими и др., а достижение успеха – уже не обязательно;
аффективное социальное действие - определяется эмоциями и чувствами;
традиционное социальное действие – определяется привычками и не обнаруживает осознанного смысла.
Таким образом, можно сказать, что социальными действиями, в строгом смысле слова, являются только первые 2 вида.
- 9 -
Абсолютно рациональным является только первый, но он, как и
- 9 -
Абсолютно рациональным является только первый, но он, как и
5. ПРИНЦИП РАЦИОНАЛЬНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ
Типология видов социального действия построена по принципу возрастания рациональности. Вебер считал рационализацию социального действия тенденцией исторического процесса. Но это – совсем не необходимость исторического развития, а его судьба. Так сложилось, что более значимыми стали рациональные явления и факторы.
Он говорит о том, что доиндустриальные, традиционные общества характеризуются «материальной рациональностью» - рациональностью для чего-то, когда цели определяются ценностными ориентациями. В свою очередь, индустриальные общества характеризуются «формальной рациональностью» - когда рациональность становится самоцелью и оказывается сама по себе значимой.
Формальная рациональность – это идеальный тип, в чистом виде не встречающийся. Это – принцип, который сначала начинает действовать в сфере экономики, а затем – в остальных областях социальной жизни.
- 10 -
Учение о формальной рациональности, по существу, является веберовской теорией
- 10 -
Учение о формальной рациональности, по существу, является веберовской теорией
6. Типы господства
В этом разделе социологической теории Вебера речь идет о социологии власти, социологии политики. Он выделяет 3 вида легитимного господства, т.е., признаваемого управляемыми индивидами.
легальный (в основе – интерес, целерациональные соображения. Закону подчиняются и управляемые и управляющие. Здесь характерен формально-правовой принцип организации общества и наличие развитой бюрократии. Усиление бюрократического управления – с увеличением знания. = Формально-рациональный тип управления. К нему отнесены все развитые страны Запада);
традиционный (определяется нравами и привычками к определенному поведению. Выделяет 2 формы: 2.1. патриархальную – по ролевой структуре близка семье и 2.2. сословную - уровневая иерархия);
- 11-
харизматическое господство (харизма – божественный дар, способность к лидерству.
- 11-
харизматическое господство (харизма – божественный дар, способность к лидерству.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что:
легальный тип легитимного господства – формально-рациональный, бюрократизированный;
традиционный и харизматический – личностно ориентированные, с основой отношений между господином и подчиненным. В харизматическом авторитаризм абсолютизирован, рациональные и традиционные правила – не операциональны.
Вебер говорит о том, что социология как наука должна быть свободна от ценностей. С этой точки зрения, Иисус, Гитлер, Наполеон – оказываются равны, поскольку важны не идеи, а форма их предъявления и результат.
Он формулирует тезис о необходимости дополнения для современного общества парламентарной легальности плебисцитарной легитимностью, т.е., политический лидер должен избираться народом, а не парламентом. (История свидетельствует о том, что через 13 лет после смерти Вебера Гитлер пришел к власти именно на основе такого голосования).
- 12 -
7. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Это – один из важнейших разделов социологии
- 12 -
7. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Это – один из важнейших разделов социологии
В действительности изучал преимущественно религии развитых обществ.
Сделанные выводы:
магические элементы религий характерны для земледельческих сословий, крестьян;
вера в судьбу, рок – типична для воинов и народов-завоевателей;
рациональной – является религия горожан, ремесленников, поскольку трудовые процессы ускоряют рационализацию.
Вебер считает, что внутри привилегированных слоев всех религий преобладает ориентация на посюсторонние интересы, а внутри слоев париев и отверженных – на потусторонние.
Вебер разрабатывает классификацию мировых религий по их отношению к миру.