Рассказывание по картине

Содержание

Слайд 2

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни.
Картина

не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.
Слайд 3

В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные

В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные

серии дидактических картин разных типов.
Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).
Слайд 4

Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и

Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и

описанием качеств и особенностей изображенного предмета.
Слайд 5

Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг

с другом.
Слайд 6

Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Слайд 7

Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например (рассказ в

Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например (рассказ в

картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).
Слайд 8

Используются и репродукции картин мастеров искусства: пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи

Используются и репродукции картин мастеров искусства:
пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»;

И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;
Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И.

натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И.

Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
Слайд 12

При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований

При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований

Слайд 13

Методика обучения детей рассказыванию по картине Подготовка детей к рассказыванию по

Методика обучения детей рассказыванию по картине

Подготовка детей к рассказыванию по картине:
рассматривание

картины
беседа по ее содержанию
Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания.
Слайд 14

Для привлечения внимания малышей педагог ведёт разговор и основной методический прием

Для привлечения внимания малышей педагог ведёт разговор и основной методический прием

здесь – вопросы.
Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества.
Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог.
Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение.
Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.
Слайд 15

Усложненный вид рассматривания – беседа по картине. Он отличается от предыдущего

Усложненный вид рассматривания – беседа по картине.
Он отличается от предыдущего

занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей.
Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений.
Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы. Молчать и удерживать внимание к картине при индивидуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замедленны.
Слайд 16

При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. Так,

При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности.
Так,

если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей (играющий котенок).
Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» – яркий петух).
Заранее (до занятия) картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно.
Слайд 17

В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и

В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и

сюжетные картины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В гости к бабушке») (СНОСКА: Из серии картин для детских садов. Авторы-методисты Л. А. Пеньевская и Е. И. Радина). Одни из них даются только для рассматривания, другие – для рассматривания и последующего рассказывания.
Слайд 18

Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но

Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но

и детали. В картине «Собака со щенятами», например, обращается внимание не только на собаку и ее щенят, но и на воробьев, их действия.
Слайд 19

В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают

В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают

на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания.
Картина может рассматриваться по частям. Вначале – главное, затем детали, которые дети должны заметить сами.
Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж.
Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.
Слайд 20

Э. П. Короткова рекомендует использовать вопросы, развивающие воображение и творчество.

Э. П. Короткова рекомендует использовать вопросы, развивающие воображение и творчество.

Слайд 21

Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От

Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От

уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. Если содержание картины не вызывает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи – рассматривания картины и рассказывания по ней.
Слайд 22

2. Рассказывание детей по картине В методике развития речи выделяется несколько

2. Рассказывание детей по картине
В методике развития речи выделяется несколько видов

рассказов детей по картине:
Описание предметных картин
Описание сюжетной картины
Рассказ по последовательной сюжетной серии картин
Повествовательный рассказ по сюжетной картине
Описание пейзажной картины и натюрморта