Свобода как психологическая проблема в учении Эриха Фромма

Содержание

Слайд 2

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года. Во Франкфурте Фромм посещал

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года.
Во Франкфурте Фромм посещал

национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла.
Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию.
В 1922 году под руководством Альфреда Вебера он защитил докторскую диссертацию.
Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте.
В 1925 году Фромм завершил обязательную психоаналитическую подготовку и открыл собственную частную практику.
В целом Фромм был активным практикующим психоаналитиком на протяжении 35 лет. Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики.

(1900 – 1980)

Слайд 3

Никто до Фрейда не уделял такого внимания наблюдению и изучению иррациональных,

Никто до Фрейда не уделял такого внимания наблюдению и изучению иррациональных,

подсознательных сил, в значительной мере определяющих человеческое поведение.
Он и его последователи в современной психологии не только открыли подсознательный пласт в человеческой психике — само существование, которого отрицалось рационалистами, — но и показали, что эти иррациональные явления подчиняются определенным законам и потому их можно вполне рационально объяснить.

Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом.

Слайд 4

Позитивная свобода – вид свободы, при которой человек чувствует себя частью

Позитивная свобода – вид свободы, при которой человек чувствует себя частью

мира и в то же время не зависит от него.
Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам.

Фромм подчеркивал, что любовь и труд — это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или целостности.

Слайд 5

Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к

Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к

безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей.
Дихотомия1 свобода—безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями.

Экзистенциальные потребности человека:

1.Раздвоенность, последовательное деление на две части, более связанные внутри, чем между собой.

Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность.
Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании.
Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. (Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. )

Слайд 6

Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность

Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность

тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. «Я — это я»
Потребность в системе взглядов и преданности. Согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Слайд 7

В своей первой крупной работе "Бегство от свободы" (1941) Фромм рассмотрел

В своей первой крупной работе "Бегство от свободы" (1941) Фромм рассмотрел

феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы.
Он различает "свободу от" (негативную) и "свободу на" (позитивную). Обратной стороной "свободы от" является одиночество и отчуждение. Такая свобода – бремя для человека. Фромм описал три типичных невротических механизма "бегства" (психологической защиты) от негативной свободы.

Главная задача в построении душевно здорового общества -- это воспитание в людях продуктивного характера. Непродуктивность -- это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности.

Эрих Фромм считает, что любой человек, эволюционируя в индивида, должен непременно определить свое отношение к миру и к другим людям, как к объектам, находящим вне сферы его личности.

Слайд 8

Механизмы «бегства» от свободы: Первый механизм «бегства» присущ личности авторитарного характера.

Механизмы «бегства» от свободы:

Первый механизм «бегства» присущ личности авторитарного характера. Отчетливые

формы этого механизма можно найти в стремлениях к подчинению и к господству или в мазохистских и садистских тенденциях. Наиболее частые формы проявления мазохистских тенденций - это чувства собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности. Фромм пишет, что все разнообразные формы мазохистских стремлений направлены к одному: избавиться от собственной личности, потерять себя; иными словами, избавиться от бремени свободы.
Конформизм. Именно этот механизм является спасительным решением для большинства нормальных индивидов в современном обществе. Коротко говоря, индивид перестает быть собой; становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным «я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.
Разрушительность или деструктивность. Разрушительность отличается тем, что ее целью является не активный или пассивный симбиоз, а уничтожение, устранение объекта. Но корни у нее те же: бессилие и изоляция индивида.
Слайд 9

«Я могу избавиться от чувства собственного бессилия по сравнению с окружающим

«Я могу избавиться от чувства собственного бессилия по сравнению с окружающим

миром, разрушая этот мир – пишет Фромм. – Конечно, если мне удастся его устранить, то я окажусь совершенно одинок, но это будет блестящее одиночество; это такая изоляция, в которой мне не будут угрожать никакие внешние силы. Разрушить мир - это последняя, отчаянная попытка не дать этому миру разрушить меня»

Фромм считает, что чем больше проявляется стремление к жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее разрушительные тенденции; чем больше стремление к жизни подавляется, тем сильнее тяга к разрушению. Разрушительность - это результат непрожитой жизни.

Слайд 10

КАК ОБРЕСТИ ПОДЛИННУЮ СВОБОДУ, СОХРАНИТЬ СВОЮ ЛИЧНОСТЬ И ПРИ ЭТОМ НЕ

КАК ОБРЕСТИ ПОДЛИННУЮ СВОБОДУ, СОХРАНИТЬ СВОЮ ЛИЧНОСТЬ И ПРИ ЭТОМ НЕ

ВПАСТЬ В СОСТОЯНИЕ ОДИНОЧЕСТВА И БЕССИЛИЯ?

Единственным конструктивным путем связи индивидуализированного человека с миром является, по мысли Фромма, активная солидарность с другими людьми, спонтанная деятельность (у Фромма – труд и любовь), соединяющие его с миром как свободного и независимого индивида.