Ассоциативность языковых средств. И.А. Бунин. «И цветы, и шмели…»

Содержание

Слайд 2

Чтение художественного произведения требует активности читателя, работы воображения и мысли: мы

Чтение художественного произведения требует активности читателя, работы воображения и мысли: мы

сопоставляем картины друг с другом и с чем-то ранее известным, обобщаем прочитанное.
Слайд 3

И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный

зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"
И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

Прочитайте стихотворение И.А.Бунина

Слайд 4

Какая картина рисуется в вашем воображении при прочтении этого стихотворения? Что

Какая картина рисуется в вашем воображении при прочтении этого стихотворения? Что является

в нём символом красоты?

Читая стихотворение,
мы воссоздаём в воображении
картину знойного летнего
полдня, видим безоблачное
небо, полевую дорогу, цветы,
колосья и травы, слышим гудение
шмелей и понимаем: вот оно
прекрасное. «Полевые пути меж
колосьев и трав» вобрали в себя
всё, что есть прекрасного
в мире, выросли в символ
красоты.

Слайд 5

Но почему лирический герой называет себя блудным сыном, который припадает к

Но почему лирический герой называет себя блудным сыном, который припадает к

милосердным коленам?

Эти слова обладают ассоциативностью
(лат. associatio – соединение), благодаря чему они становятся способными вызвать реминисценции, т.е. напомнить об известных явлениях.
Каких?

Притча о блудном сыне,
картина Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Ассоциации необычайно
углубляют смысл произведения.

Слайд 6

И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный

зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"
И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

Какие смыслы открывает нам
первое прочтение стихотворения?
О чём идёт речь?

Речь идёт об итоге жизни.
Господь спрашивает человека, был ли тот счастлив.
И человек вспоминает моменты наивысшего счастья
– встречу с Прекрасным. Но он чувствует какую-то вину,
в чём-то раскаивается.

Слайд 7

В чём раскаивается лирический герой? Понять это можно, вспомнив библейскую притчу.

В чём раскаивается лирический герой?
Понять это можно, вспомнив библейскую притчу.

Младший сын

не просто ушёл от отца,
забрав свою долю наследства.
Сын как бы сказал отцу:
ты мне не нужен, нужно только наследство,
я хочу получить всё сейчас и жить по-своему.
Но юноша не смог жить своим умом
и вынужден возвратиться к отцу.
А отец не только не прогнал его,
но радостно принял как сына,
поступил не по справедливости, а по милосердию.
Поэтому так выразителен
бунинский эпитет «к милосердным коленам».
Слайд 8

Как углубляется наше восприятие произведения благодаря ассоциативным связям стихотворения с картиной

Как углубляется наше восприятие произведения благодаря ассоциативным связям стихотворения с картиной

Рембрандта?

Мы вспоминаем картину
Рембрандта : измученного
человека в лохмотьях,
припавшего к коленам отца.
Вся фигура сына говорит
о пережитых невзгодах,
о раскаянии, а жест старика
выражает любовь и прощение.

Слайд 9

Но ведь в произведении говорится ещё и о взаимоотношениях человека и Бога.

Но ведь в произведении говорится ещё и о взаимоотношениях человека и

Бога.
Слайд 10

И вот теперь, проследив все ассоциативные связи, вникнем в смысл стихотворения.

И вот теперь, проследив все ассоциативные связи,
вникнем в смысл стихотворения.

Речь

идёт об осмыслении жизни.
Поэт высказывает мысль:
человек в земной жизни забывает
о Небесном Отце, пытается жить по-своему,
но рано или поздно вынужден
возвратиться к Нему. И только вернувшись к Отцу,
человек в полной мере осознаёт, что красота –
это мир, окружавший его. И душу человека
переполняет чувство благодарности к Богу,
который создал эту красоту и подарил её человеку.
В его сладостных слезах всё: и прозрение,
и раскаяние, и мольба о прощении,
и чистая сыновняя любовь.

Мысль автора выражена благодаря ассоциативности лексики.

Слайд 11

Ассоциативностью обладает не только лексика, но и все стороны языка. Синтаксические

Ассоциативностью обладает не только лексика, но и все стороны языка.

Синтаксические особенности

стихотворения Пушкина»Пророк» вызывает в памяти стиль Библии.
Использование народно-поэтического стиля в поэме Лермонтова «Песня про…купца Калашникова» составляет неотъемлемую сторону произведения.
Слайд 12

Вызывать ассоциации могут фонетические средства языка, особенности интонации, размер стиха. Докажите

Вызывать ассоциации могут фонетические средства языка, особенности интонации, размер стиха. Докажите

это, обратившись к стихотворению Пушкина «На статую играющего в бабки».

Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

Слайд 13

Обобщим сказанное Ассоциативность – способность высказывания вызывать в памяти читателя реминисценции

Обобщим сказанное

Ассоциативность – способность высказывания вызывать в памяти читателя реминисценции –

напоминать о других произведениях.
Устанавливая связь изображения с определёнными явлениями жизни, с мыслями других художников, ассоциативность углубляет его смысл.