ЕГЭ по русскому языку в 2016 году

Содержание

Слайд 2

Изменения в КИМ ЕГЭ 2016 года по сравнению с 2015 годом

Изменения в КИМ ЕГЭ 2016 года по сравнению с 2015 годом
Все

основные характеристики экзаменационной работы в целом сохранены.
Расширен отбор языкового материала для выполнения заданий 7 и 8.
Уточнена формулировка задания 25. Уточнены критерии оценивания задания 25.
Изменён первичный балл за выполнение работы.
Слайд 3

Задание 7 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых

Задание 7 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они

допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
 Б) ошибка в построении сложного предложения
 В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
 Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
 Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1)И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
2)Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
3)В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
4)С.В. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.
5)В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
6)Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее. 
7)В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.
8)Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.
9)Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

ОТВЕТ:

Слайд 4

Расширен отбор языкового материала для выполнения задания 8. Определите слово, в

Расширен отбор языкового материала для выполнения задания 8. Определите слово, в котором

пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.   Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Слайд 5

Изменения в оценивании задания с развернутым ответом Изменения по критерию К-2

Изменения в оценивании задания с развернутым ответом

Изменения по критерию К-2

(Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста): максимальный балл — 3
Общее количество баллов за сочинение — 24.
Слайд 6

Изменена формулировка задания 25 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну

Изменена формулировка задания 25 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из

проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 7

Три вопроса: О чем текст? Какие вопросы задал автор? Как автор ответил на эти вопросы?

Три вопроса:

О чем текст?
Какие вопросы задал автор?
Как автор ответил на

эти вопросы?
Слайд 8

Формулировка проблемы Проблема может быть сформулирована в любом месте сочинения (начало,

Формулировка проблемы

Проблема может быть сформулирована в любом месте сочинения (начало, середина,

конец) в любой форме ( 1) рассматривается проблема чего; 2) вопрос о чем; 3) в виде вопросительного предложения); 4) цитата из исходного текста; 5)ссылки на номера предложений.
Для формулировки проблемы ученик может использовать свою лексику.
Слайд 9

Формулировка проблемы Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той

Формулировка проблемы

Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той

или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов.
Слайд 10

Комментарий В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение учащегося,

Комментарий

  В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение учащегося,

проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть прокомментирована учеником при обозначении проблемы;
свободно представлена в любой части сочинения.
Слайд 11

К-2 Комментарий

К-2 Комментарий

Слайд 12

К-2 Комментарий

К-2 Комментарий

Слайд 13

Часть С: критерий К2 (продолжение)

Часть С: критерий К2 (продолжение)

Слайд 14

Что такое комментарий? Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о

Что такое комментарий?

Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо

( Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова)

Комментарий показывает, насколько глубоко и полно понимается выделенная проблема.
Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст

Слайд 15

Комментарий

Комментарий

Слайд 16

Авторские маркеры Рассказывает Замечает Выделяет Причину (чего) видит (в чем) Особо останавливается Возмущается Восхищается Касается

Авторские маркеры

Рассказывает
Замечает
Выделяет
Причину (чего) видит (в чем)
Особо останавливается
Возмущается
Восхищается
Касается

Слайд 17

Пример конкретное явление, случай, приводимые для объяснения чего-либо, в доказательство чего-либо; сообщение о событии.

Пример

конкретное явление, случай, приводимые для объяснения чего-либо, в доказательство чего-либо;
сообщение о

событии.
Слайд 18

Способы приведения примера Указание на событие (эпизод) Указание на качества (черты)

Способы приведения примера

Указание на событие (эпизод)
Указание на качества (черты) героя
Краткое описание

события (эпизода)
Элементы пересказа
Краткая цитата
Указание номера предложения
Слайд 19

Текстуальный комментарий (от текста к действительности) На каких примерах в тексте

Текстуальный комментарий (от текста к действительности)

На каких примерах в тексте

автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет...)?
На какие аспекты этой проблемы автор обращает прежде всего свое внимание?
Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему? и т.д.
Слайд 20

Концептуальный комментарий (от действительности к тексту) К какому типу проблем принадлежит

Концептуальный комментарий (от действительности к тексту)

К какому типу проблем принадлежит

эта проблема?
Актуальна ли эта проблема в наши дни?
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Какие аспекты этой проблемы рассматривает автор? и т.д.
Слайд 21

Рассматривая проблему лени на примере жизни одного из своих героев, Чехов

Рассматривая проблему лени на примере жизни одного из своих героев, Чехов

обращает внимание на то, что лень героя — привычка «врожденная» («она... родилась раньше меня», или предложение № 1). Автор отмечает, что его герой, ощущая чрезмерную власть лени над собой, прекрасно понимает её губительное воздействие на него («Все, все пожирает она, ненасытная», или предложение № 12). Но, подчеркивает Чехов, его персонаж, осознавая господство лени над собой, в то же время не прилагает никаких усилий, чтобы противостоять лени, «развестись» с этим пороком.

Текстуальный комментарий

Слайд 22

Концептуальный комментарий Комментируя эту проблему, хочется сразу же сказать, что проблема

Концептуальный комментарий

Комментируя эту проблему, хочется сразу же сказать, что проблема лени

касается не только чеховского героя, но, к сожалению, и каждого из нас. Вряд ли найдется человек, который никогда в жизни не сталкивался с ней. И, наверное, каждый из нас, оглядываясь на свою жизнь, может сказать, что смог бы достичь в жизни гораздо большего, если бы в прошлом смог «порвать» эту «крепкую, прочную, трогательную» связь с матушкой-ленью...
Слайд 23

Раскрывая проблему, автор опровергает истинность пословицы «При громе оружия музы молчат».

Раскрывая проблему, автор опровергает истинность пословицы «При громе оружия музы

молчат». Бражин говорит, что «плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать…». По мнению автора, всегда были творческие люди, которые непосредственно участвовали в боевых действиях (предложения 4-7). В качестве примера, подтверждающего его точку зрения, И. Бражин приводит историю создателя «Слова о полку Игореве», «который проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца». Продолжая систему аргументов, автор говорит о традициях «певцов-воинов» от Дениса Давыдова до поэтов и прозаиков Великой Отечественной войны. В заключение автор приходит в выводу, что многие творческие люди во все времена отдавали «кровному делу не только свое перо, но и …саму жизнь». (3 балла)
Слайд 24

3 балла (2 примера) Раскрывая проблему, автор описывает случай из школьной

3 балла (2 примера)

Раскрывая проблему, автор описывает случай из школьной

жизни. Обычный урок биологии привел к спору между двумя одноклассниками. Оппоненты яро отстаивали свои диаметрально противоположные точки зрения на проблему конфликта между личными и общественными интересами. В этом противопоставлении «живого ума» «книжному умствованию» на фоне «тайного желания покрасоваться перед миловидной учительницей» не смогла родиться истина. Почему? Ответ на этот вопрос содержится в предложении 52. Герой-рассказчик говорит о том, что истина не зависит от того, кто вступает в спор. Главное – чтобы этот спор «согласовался с голосом сердец тех, кто спорит.
Слайд 25

2 балла (1 пример) В предложенном для анализа тексте Наталья Григорьевна

2 балла (1 пример)

В предложенном для анализа тексте Наталья Григорьевна

Долинина, рассуждая о поведении любящих друг друга людей, упоминает о проблеме власти. Ее позиция выражена цитатой из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». «Власть должна быть разумной», - говорит один из персонажей вышеупомянутого произведения. То есть власть должна быть ограниченной и иметь свой пределы. Так ли это?
Слайд 26

1 балл (фактическая ошибка) Автор настаивает на своевременности познания окружающего мира.

1 балл (фактическая ошибка)

Автор настаивает на своевременности познания окружающего мира.

Он упоминает такие произведения, как «Том Сойер», «Вий». Михалков говорит о формировании психологии и мировосприятия в золотую пору детских лет, что немаловажно для дальнейшей взрослой жизни.
Слайд 27

1 балл (фактическая ошибка) Искаженное понимание проблематики проявляется в следующих случаях:

1 балл (фактическая ошибка)

Искаженное понимание проблематики проявляется в следующих случаях:


– воспринята и прокомментирована только часть проблемы (или проблем), поднятой автором;
– проблема, поднятая в исходном тексте, отражена настолько неточно и/или противоречиво, что нельзя судить о ее адекватном восприятии.
Однако говорить о том, что проблема исходного текста полностью лишена в сочинении комментария было бы неправильно. Более того, экзаменуемый стремится сделать опору на исходный текст, о чем свидетельствуют слова-маркеры: «настаивает», «упоминает», «говорит».
Слайд 28

0 баллов (без опоры на текст) Автор поднимает в тексте актуальную

0 баллов (без опоры на текст)

Автор поднимает в тексте актуальную

проблему времени. Его вечно не хватает нам. Эта проблема волновала людей всегда, но особенно остро она звучит в наши дни, когда люди постоянно спешат, не успевают.
В данном тексте В.С. Токарева поднимает проблему совести. Проблема, поднятая автором, очень актуальна в наше время. На сегодняшний день стало очень много браконьеров, которые незаконно убивают животных, а если и законно, то охотники даже не смотрят, ранено животное или нет, здоровое или больное, все равно убьют
Слайд 29

Аргументация АРГУМЕНТАЦИЯ (лат. argumentatio – доказательство) – это совокупность доводов (аргументов)

Аргументация

АРГУМЕНТАЦИЯ (лат. argumentatio – доказательство) – это совокупность доводов (аргументов)

для обоснования некоторого высказывания с целью убедить адресата в своей позиции. Средствами аргументации являются суждение или совокупность суждений, приведенные в подтверждение истинности позиции отправителя речи. Целью аргументации является воздействие на реципиента для
создания определенного понимания и для побуждения к действию.
Слайд 30

Аргументация Исходя из специфики третьей части экзаменационной работы и учитывая коммуникативные

Аргументация

Исходя из специфики третьей части экзаменационной работы и учитывая коммуникативные

задачи, которые решает выпускник, выполняя задание этой части, адекватнее руководствоваться не только и даже не столько логическим, сколько риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации. В коммуникативном же плане «аргументация есть процесс передачи, истолкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора».
Слайд 31

Типы аргументов Чаще всего используются следующие аргументы: Факты и события Ссылки

Типы аргументов

Чаще всего используются следующие аргументы:
Факты и события
Ссылки на

авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений
Пословицы и поговорки
Примеры из личной жизни и жизни окружающих
Примеры из художественной, публицистической, научной литературы