Готовимся к Тотальному диктанту – 2018. Оформление прямой речи

Содержание

Слайд 2

Прямая речь, т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст

Прямая речь, т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст

и воспроизведенная дословно, оформляется двумя способами: если прямая речь идет в строку (в подбор), то она заключается в кавычки; если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней ставится тире (кавычки отсутствуют).
Слайд 3

1. «П», – а. «П?» – а. «П!» – а. «П…»

1. «П», – а. «П?» – а. «П!» – а. «П…» – а.
«Мы всё

прекрасно понимаем, Николай Васильевич», – съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (Шукш.).
«Да проститься же надо было!..» – понял он, когда крытая машина взбиралась уже на взвоз (Шукш.);
«Голубоглазый мой ангел-хранитель, что ты смотришь на меня с такой грустной тревогой?» – хотел иронически сказать Крымов (Бонд.).
;
Слайд 4

2. А: «П». А: «П?» А: «П?» А: «П?» «Ты не

2. А: «П». А: «П?» А: «П?» А: «П?»
«Ты не плачь, Егор, не надо» (Расп.);


Филипп машинально водил рулевым веслом и всё думал: «Марьюшка, Марья…» (Шукш.);
Хотелось скорее добраться до «конторы», скорее взять телефонную трубку, скорее услышать знакомый Долин голос: «Это вы? Надо же, а?» (Сол.).
;
Слайд 5

3. «П? – а. – П». «П! – а. – П».

3. «П? – а. – П». «П! – а. – П».
«Даю ли я

сейчас счастье многим людям, как это было ранее? – думал Кипренский. – Неужели только глупцы пытаются устроить благополучие своей жизни?» (Пауст.);
«Да тихо! – приказал дежурный. – Можете вы помолчать?!» (Шукш.)
;
Слайд 6

«П… – а, – п». (разрыв внутри предложения) «Вероятно, с хозяйкой

«П… – а, – п».
(разрыв внутри предложения)
«Вероятно, с хозяйкой припадок…

– подумала Машенька, – или с мужем поссорилась…» (Ч.);
«П… – а. – П».
(разрыв на границе предложений)
«Погоди… – высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Ленька. – Как ты говоришь? Пыль?» (М. Г.).
;
Слайд 7

4. «П, – а, – п». (на месте разрыва нет знака

4. «П, – а, – п».
(на месте разрыва нет знака либо

знаки середины предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире))
«Да, плохо что-то клюет, – заговорил Туман, – жарко больно» (Т.)
;
Слайд 8

5. «П, – а. – П». (на месте разрыва точка) «Их

5. «П, – а. – П».
(на месте разрыва точка)
«Их распустили до

приговора, – сказал Дворник. – Объявят завтра, в девять вечера» (Триф.).
Слайд 9

6. А: «П», а. (запятая была необходима в словах автора) Сказав:

6. А: «П», а.
(запятая была необходима в словах автора)
Сказав: «До скорой

встречи», она быстро вышла из комнаты.
Слайд 10

7. А: «П» – а. (знак препинания на месте разрыва должен

7. А: «П» – а.
(знак препинания на месте разрыва должен был

отсутствовать)
Перебарывая неловкость, он пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью заболела» – и хотел придать начатому разговору непринужденную легковесность (Бонд.)
Слайд 11

8. А: «П!» – а. А: «П?» – а. А: «П…»

8. А: «П!» – а. А: «П?» – а. А: «П…» – а.
«Этот

камень лежит здесь много лет, здесь ему место…» – и рассказал о подвиге трех советских разведчиков (Сух.);
Петр Михайлыч хотел сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела!» – но промолчал (Ч.);
Она [собака] останавливается. Я повторяю: «Что сказано?» – и держу ее долго на стойке (Пришв.)
Слайд 12

Если прямая речь непосредственно включается в авторское предложение в качестве его

Если прямая речь непосредственно включается в авторское предложение в качестве его

члена, то она заключается в кавычки, знаки же препинания ставятся по условиям авторского предложения:
Сказав Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишова (Бонд.)