Кокунина Елена Владимировна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 37 с углубленным изучением отдельных предметов»

Содержание

Слайд 2

Имманентный анализ поэтического текста (10 - 11 класс) Анализ, направленный на

Имманентный анализ поэтического текста (10 - 11 класс)

Анализ, направленный
на сам текст,
ограничивающийся
материалом
конкретного

текста
Слайд 3

Формулы имманентного анализа поэтического текста Способы выражения авторского сознания Обнаружение функций

Формулы имманентного анализа поэтического текста
Способы выражения авторского сознания
Обнаружение функций метра, размера,

рифмы
Обнаружение закономерности (-ей) в композиции
Образы и мотивы в структуре текста
Анализ текста по уровням
Роль средств художественной изобразительности
Слайд 4

Н.А. Некрасов (1821 – 1877/78) * * * Ты всегда хороша

Н.А. Некрасов (1821 – 1877/78)

* * *
Ты всегда хороша несравненно,
Но

когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;
Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;
Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...
1847

конец

обратно

Слайд 5

Способы выражения авторского сознания лирический герой лирическое «Я» «собственно-автор» Так добра

Способы выражения авторского сознания

лирический герой

лирическое «Я»

«собственно-автор»

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй

твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят МЕНЯ,-
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда Я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;
Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов МОИХ глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво МЕНЯ ты смешишь;

выражаются чувства, настроения, эмоции
лирического «Я»; интимная лирика

4

Слайд 6

обнаружение функций метра, размера, рифмы «Свой ритм мы вкладываем во всё,

обнаружение функций метра, размера, рифмы

«Свой ритм мы вкладываем во всё,

к чему прикасается наша рука или мысль…
Смысл и настроение стихотворения передаются через ритм, как чувства человека - через дыхание и пульс…»
(Из ученических работ)

РИТМ

Слайд 7

Метр: - хорей - ямб - дактиль - амфибрахий - анапест

Метр:
- хорей
- ямб
- дактиль
- амфибрахий
- анапест

Ты

всегда′ хороша′ несравне′нно,
Но когда′ я уны′л и угрю′м,
Оживля′ется та′к вдохнове′нно
Твой весе′лый, насме′шливый у′м;

Размер:

удлинение, замедление речи;
размышления героя

3 –х -стопный

4

Слайд 8

Рифма: Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм,

Рифма:

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой

веселый, насмешливый ум;
Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;
Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...

[ЭННА]
[УМ]
[ЭННА]
[УМ]
[ИЛА]
[ИШ]
[ЫЛА]
[ЫШ]
[ЛАСК'И]
[Н'А]
[ЛАСК'И]
[Н'А]
[ОР'Э]
[У]
[ОР'Э]
[У]

ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА,
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЖЕНСКОЙ И
МУЖСКОЙ РИФМЫ;
РИФМА БЕДНАЯ, ТОЧНАЯ

БОГАТАЯ РИФМА

НЕТОЧНАЯ РИФМА

В ОСНОВНОМ – ЧЕТКАЯ СИСТЕМА
РИФМОВКИ; ПОКАЗАН ВНУТРЕННИЙ
ДИАЛОГ ДВУХ ЛИЦ;
ЯВНОЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

Слайд 9

Композиция произведения Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и

Композиция
произведения

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой

веселый, насмешливый ум;
Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;
Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-

Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...

ты

я

1 – 3 СТРОФЫ –
СОПОСТАВЛЕНИЕ

4 СТРОФА –
ОБЪЕДИНЕНИЕ

ТАК (7 раз) – усиление
напряжения

ЧТО –
разрешение
ситуации

4

Слайд 10

Образы и мотивы Я ТЫ самостоятельная работа: определите, какие слова характеризуют

Образы и мотивы

Я

ТЫ

самостоятельная
работа:

определите, какие слова
характеризуют образ «Я» и образ «ТЫ»;
найдите

и назовите
основные мотивы этого произведения.
3. охарактеризуйте мотив имитации одного героя другим (1 – 2 строфы)

4

Слайд 11

Анализ текста по уровням Фонетический Лексический Морфологический Синтаксический А-а-а О-о-о М-м-м

Анализ текста по уровням

Фонетический
Лексический
Морфологический
Синтаксический

А-а-а

О-о-о

М-м-м

ручка - веточка

изумительно –
безобразно

спешу - лечу

багряный –

золотистый

мы – они - я


;

!

Слайд 12

Фонетический уровень ассонанс аллитерация Ты всегда хороша несравненно, Но когда я

Фонетический уровень

ассонанс

аллитерация

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так

вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;
Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...

ТЫ (она) – доминанта [а]

открытость

Я (он) – доминанта [у]

лабиальный,
приглушённость

КОНТРАСТ

[с][ш][х]
(глухие
согласные)

[м][н][л]
(сонорные
согласные)

Слайд 13

Лексический уровень Эмоционально-оценочная лексика: уныл угрюм хороша несравненно вдохновенно весёлый, насмешливый

Лексический уровень

Эмоционально-оценочная лексика:

уныл
угрюм

хороша несравненно
вдохновенно
весёлый, насмешливый ум
хохочешь бойко и мило
добра

Я (он)

ТЫ (она)

контраст;

столкновение
настроений героев

4

Слайд 14

Морфологический уровень Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и

Морфологический уровень

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так

вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;
Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;
Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...

«действует» «ОНА»

«действует» «ОН»
(с ней)

глаголы

Слайд 15

Синтаксический уровень Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и

Синтаксический уровень

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так

вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;
Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;
Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...

приём умолчания

одно предложение

подумайте, какое
это имеет значение
для данного текста?

Слайд 16

Средства художественной изобразительности Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл

Средства художественной изобразительности

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется

так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;
Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;
Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...

тропы

фигуры

Олицетворение
Метафора
Эпитет
Синекдоха
Метонимия

Параллелизм
Анафора
Эпифора
Инверсия

самостоятельная
работа:

приведите примеры имеющихся
средств художественной
изобразительности, охарактеризуйте
их роль в тексте; найдите, как показан
внутренний конфликт героев через
изобразительно-выразительные средства.