Содержание
- 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ ПИСЬМА
- 3. Обучение детей письму начинается с формирования у них навыков графомоторной деятельности, обеспечивающей: правильность и скорость письма,
- 4. Обучение навыкам письма (каллиграфии) начинается для учителя с постановки ряда учебных и коррекционных задач, перечисленных ниже.
- 5. Учебными задачами можно назвать следующие: ознакомить детей с графическими и гигиеническими правилами письма и обеспечить их
- 6. Коррекционно-развивающие задачи вытекают из анализа типологических ошибок и понимания предпосылок возникающих у детей трудностей овладения навыками
- 7. Чтобы учитель имел возможность решать указанные коррекционно-развивающие задачи, целесообразно отводить для каллиграфических упражнений целый урок, не
- 8. Графомоторная деятельность, как и любая другая учебная деятельность, состоит из трех блоков: мотивационного, операционного и контрольного.
- 9. Программа обучения каллиграфическим навыкам
- 16. Рассмотрим технологию обучения каллиграфии на примере работы с буквой я в I классе.
- 17. Мотивационный блок В рассматриваемый нами момент обучения целью является воспроизведение буквы я в точном соответствии с
- 18. Это может выглядеть примерно так. Учитель показывает ученикам буквы Я я и спрашивает, что это такое.
- 19. Далее учитель интересуется, зачем, по мнению учеников, она написана на доске. После краткого обсуждения ученики приходят
- 20. Выслушав ответы детей, он тактично подведет их к нужно цели, делая акцент на настоящем временном моменте:
- 21. Учитель обобщает предыдущие рассуждения: — Итак, что вы сейчас будете делать? (Писать букву я) — Зачем
- 22. Следующим этапом беседы станет выяснение тактики выполнения задания, а именно того, как ее надо писать. Учитель
- 23. В зависимости от развивающих целей, которые стоят перед данным упражнением, дети подводятся к выбору первого или
- 24. Рассмотрим второй вариант, поскольку он требует от учителя более сложных действий. Принимая ответы учеников на вопрос
- 25. Операционный блок Для закрепления личностного оттенка мотивации целесообразно, чтобы ученики повторили задание в 1-м лице, «для
- 26. После этого ученики объединяются в небольшие группы по три-четыре человека и совместными усилиями описывают (как могут)
- 27. Затем наступает момент анализа. Учитель предлагает ученикам выделить элементы буквы, исходя из личного восприятия. В данном
- 28. Особого внимания требует рассмотрение пространственного расположения элементов относительно друг друга. Здесь же выясняется, откуда удобнее начинать
- 29. Составление плана действий происходит при активной помощи учителя, вплоть до прямых подсказок. Чтобы ученикам легче было
- 30. План можно записать примерно так (условные обозначения учитель может выработать самостоятельно): Устный план 1. Определим, откуда
- 31. Запись условными знаками
- 32. Составление такого плана потребует не более 2—3 мин.
- 33. Контрольный блок Проверка выполненной работы — очень ответственная операция, поэтому мало просто напомнить ученикам, чтобы они
- 34. Учебные задачи разного вида требуют своих способов проверки. В нашем примере проверка заключается в сравнении с
- 35. Дети отмечают, есть ли существенные расхождения между написанной буквой и образцом. Заметив такие расхождения, они негромко
- 36. Самостоятельно выявленные или отмеченные соседом ошибки ребенок должен учесть при написании второй буквы, которая сравнивается уже
- 37. Письмо букв — одно из первых учебных умений, поэтому важно именно на этом этапе учить детей
- 38. Уже в начале обучения первоклассников каллиграфии можно предупредить целый ряд ошибок письма. Для этого следует уделять
- 39. Подготовительный этап обучения каллиграфии
- 40. Процесс письма, как правило, сопровождается чрезмерны мышечным напряжением, поскольку для ребенка это весьма сложная и тонкая
- 41. Из-за того, что буквы являются объектом пристального рассматривания, ребенок: инстинктивно старается приблизить глаза к тетради; его
- 42. В такой позе: внутренние органы стеснены и не могут нормально функционировать, легкие лишены возможности расправиться при
- 43. Владимир Филиппович Базарный, 1942 Исследования профессора В.Ф. Базарного показали, что после 3 — 4 мин работы
- 44. Специалисты, понимая вредность согнутой позы, стремятся это исправить, но никакие напоминания о необходимости поднять голову и
- 45. Это будет продолжаться до тех пор, пока работа не станет привычной. Но, к сожалению, к этому
- 46. Галина Геннадиевна Мисаренко При работе с детьми группы риска по нарушениям письменной речи на подготовительный этап
- 47. В течение этого периода необходимо решать определенные задачи, а именно: формировать зрительное внимание и произвольность зрительного
- 48. Основное содержание подготовительного периода составляют упражнения, направленные на развитие двигательного и зрительного анализаторов и осмысление графомоторных
- 49. ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА
- 50. Развитие и коррекция моторных умений
- 51. Обведение фигур в воздухе без соприкосновения с рисунком Как уже отмечалось, к факторам, влияющим на успешное
- 52. Эффективным средством для развития этих умений является прописывание воздухе представленных на рисунке фигур.
- 54. Подготовительный период начинается с обучения детей выписыванию каждой фигуры с 1 по 7 в отдельности. Фигуры
- 55. Специалист рисует на доске образец очередной фигуры. Прежде чем приступить к воспроизведению ее очертаний, дети с
- 56. Затем дети берут карандаш или ручку и обводят нарисованную на доске фигуру по воздуху тремя способами
- 57. Дети прописывают фигуру каждым из трех способов четыре-пять раз. При этом они стоят или сидят, выпрямив
- 58. Такая работа проводится на трех - пяти занятиях, при необходимости она может продолжаться дольше, пока дети
- 59. Когда они поймут и освоят механизм действий руки, специалист исключает первый способ и оставляет только второй
- 60. Первые 2-3 мин они работают с фигурой, нарисованной на доске. Рассматривают ее, после чего ставят руку
- 61. Целью этого упражнения не является точное копирование фигуры, поэтому дети и обводят ее не по линиям,
- 62. С обведения фигур в воздухе можно начинать каждое занятие, посвящённое развитию графомоторных навыков или обучению каллиграфии,
- 63. 2. Рисование бордюров. Занятия, направленные на формирование графомоторных навыков (или уроки каллиграфии) полезно завершать рисованием цветных
- 64. Эта работа эффективно формирует и развивает умение соблюдать заданный алгоритм действий, учит распределять внимание между несколькими
- 65. И все это достигается в менее регламентированных и строгим условиях, чем условия выполнения собственно учебных упражнений.
- 66. Характерная особенность бордюров в том, что они не имеют ни начала, ни конца, их можно продолжать
- 67. Рисование бордюров также состоит из двух этапов. Первый — обучающий. Специалист объясняет детям, как рисовать разные
- 68. Второй этап основной. После того как дети усвоят технику выполнения всех видов бордюров, они могут самостоятельно
- 69. Специалист не дает никаких рекомендаций и не демонстрирует никаких образцов, предоставляя детям полную свободу самовыражения, и
- 70. Нарисовав бордюр, дети показывают свои работы друг другу. Время от времени полезно устраивать в группе выставки
- 71. Ленточный бордюр Ребенку предлагается раскрасить ряд клеточек цветными карандашами. Он: кладет перед собой все имеющиеся у
- 72. По своему желанию он может соблюдать ритмичность цветов или не соблюдать. Если возникнет необходимость прервать бордюр,
- 73. Ритмичный бордюр Количество цветов в орнаменте должно быть кратным трем (3, 6, 9 и т.д.). Но
- 74. Рассмотрим пример выполнения 6-цветного бордюра. Перед ребенком лежат семь или более цветных карандашей (все, какие у
- 75. Прервать работу, не закончив строки, или завершить ее можно только после окончания цикла из шести выбранных
- 76. Группа карандашей из руки кладется на стол или в коробку только по окончании работы как знак
- 77. Бордюр «Змейка» Для этого бордюра количество цветов выбирается так же, и в предыдущем варианте, т. е.
- 78. Бордюр «Змейка» состоит из двух рядов ритмичного бордюра. Первый ряд выполняется точно так же, как в
- 79. Ступенчатый бордюр Ребенок берет простой карандаш и, отступив от левого страницы вправо на три клеточки или
- 80. После того как все лесенки нарисованы, дети закрашивают по горизонтали разными цветами по типу ленточного бордюра
- 81. На концах строчек остаются пустые клеточки, которые придают орнаменту незаконченный вид. Специалист помогает детям представить, как
- 82. Многоярусный бордюр Работа над бордюрами этого вида ставит детей перед необходимостью решать одновременно две задачи —
- 83. В начале рисования многоярусного бордюра специалист учит детей пользоваться двумя степенями нажима: сильным нажимом, но так,
- 84. Многоярусный бордюр имеет несколько вариантов, обучение которым проходит в следующей последовательности.
- 85. А. Рисование начинается с нижнего ряда вверх. Специалист просит детей нарисовать ритмичный бордюр из трех или
- 86. Б. Бордюр выполняется сверху вниз, вторая строка ритмичного бордюра располагается под первой и т.д.
- 87. В. Состоит из строчек бордюра «Змейка» и выполняется снизу вверх.
- 88. Г. Состоит из строчек бордюра «Змейка», но строится сверху вниз.
- 89. Д. Выполнение любого из вариантов многоярусного бордюра изменением насыщенности цвета не по вертикальным строкам в горизонтальном
- 90. Полифонический бордюр Этот бордюр представляет собой тип орнамента, в котором имеется несколько элементов, расположенных со смещением
- 91. На этапе обучения дети, нарисовав первую строку ритмичного бордюра, приступают к построению второй выше или ниже
- 92. На этапе самостоятельного выбора дети могут по своему желанию смещать клетки или вправо, или влево. В
- 93. Все типы бордюров (за исключением ступенчатого) рисуются только по горизонтали слева направо или справа налево —
- 94. Развитие оптического восприятия
- 95. Ганс Юрген Айзенк, 1916-1997 Для развития пространственного восприятия и мышления, зрительного внимания и памяти, умения произвольно
- 96. Образцы упражнений построенных на базе этих тестов.
- 97. 1. Треугольник 1 поворачивается против часовой стрелки. Какая из фигур лишняя?
- 98. 2. Какую фигуру из рамки нужно вставить на свободное место
- 99. 3. Подумай, как из фигур групп А и Б образовалась группа В? Так же образом составь
- 100. 4. Подумай, как из букв первого и второго слов образовалось слово в скобках. Образуй таким же
- 101. Эффективно содействуют развитию зрительного анализатора, пространственного мышления упражнения (5 — 7), разработанные известным отечественным психологом А.3.
- 102. 5. В каком из трех указанных стрелками направлений — по диагонали по вертикали или горизонтали —
- 103. 6. Какие три передвижения следует сделать с фигурами группы чтобы получилась группа Б?
- 104. 7. Из клетки с какой фигурой (1, 2, 3 или 4) можно попасть в клетку с
- 105. По аналогии с приведенными упражнениями можно разработать и другие, также способствующие развитию зрительного анализатора, пространственного представления
- 106. 8. Из каких частей, изображенных в правой рамке, можно составить фигуры, показанные слева. Соедини нужные части
- 107. 9. В рамке даны две группы значков. Рассмотри фишки и попробуй понять, по какому правилу нужно
- 108. 10. Вставь выпавшие фигуры (буквы) так, чтобы они не повторялись по вертикали (в столбцах) и по
- 109. 11. Напиши буквы в клетках правой таблицы так, чтобы они не повторялись по вертикали (в столбцах),
- 110. Развитие двигательных ощущений
- 111. Выполняя с детьми упражнения в письме любого элемента буквы, самой буквы или короткого слова на в
- 112. Для достижения первой цели можно использовать различные прописи. Ниже представлены упражнения для достижения второй цели —
- 113. Упражнения достаточно сложны для детей группы риска, по этому вводить их необходимо постепенно, распределив на весь
- 114. Очень осторожно педагог может попробовать ввести написание элементов букв по самому простому варианту упражнения сразу отказаться
- 115. Иными словами, педагогу всегда надо помнить о степени трудности задания. Работа только тогда приносит радость и
- 116. Оценивая, подвергая пробной проверке зону ближайшего развития детей, педагог, должен всегда быть готов отступить назад, ее
- 117. 1. Усвоение общего графического образа объекта. Упражнения выполняются на листе белой нелинованной бумаги (достаточно половины стандартного
- 118. A. На листе слева вверху написан образец элемента буквы, например ь. Дети сначала воспроизводят его один
- 119. Удостоверившись в том, что дети хорошо подготовились, педагог предлагает им закрыть глаза и написать этот же
- 120. Б. Образец, подлежащий воспроизведению, написан не на листе бумаги, а на доске. Сначала дети дают его
- 121. B. Образец написан на листе бумаги. Дети выполняют упражнение по варианту А, с той разницей, что
- 122. Г. Таким же образом (т. е. два раза и с учетом конфигурации наклона) дети пишут элемент,
- 123. 2. Развитие умения чувствовать взаимосвязь между движениями руки и величиной объекта. Упражнения выполняются на белом нелинованном
- 124. А. В левом верхнем углу листа изображен образец для написания, например элемент Ф. Сначала дети воспроизводят
- 125. Б. Образец элемента буквы дается на доске. Дети на нелинованном листе пишут элемент один раз, глядя
- 126. Оба варианта упражнения обладают разными степенями сложности: сначала дети контролируют правильность конфигурации размер — два параметра
- 127. 3. Развитие умения ощущать и контролировать движение кисти вправо по строке. Упражнения выполняются на листе бумаги,
- 128. А. Ученики пишут ряд элементов буквы, глядя на образец, представленный в начале строки.
- 129. Б. Глядя на образец, данный в начале строки, дети пишут элемент буквы несколько раз, запоминая, в
- 130. Когда ребенку покажется, что он запомнил направление движения, он закрывает глаза и так продолжает писать элемент
- 131. Эти упражнения имеют разные степени сложности: сначала дети контролируют только ровность строки и конфигурацию элементов (два
- 132. Основной этап обучения каллиграфии
- 133. Со второй четверти I класса начинается основной этап обучения младших школьников каллиграфии. Учитель может использовать любую
- 134. Так, начинать уроки письма и каллиграфии целесообразно с упражнений, настраивающих зрительный анализатор на произвольное рассматривание мелких
- 135. Перед упражнениями в письме слов и предложений полезно прописать в воздухе одну-две фигуры из рекомендованных ранее,
- 136. Время от времени (не реже, чем через три урока) желательно завершать занятие рисованием одного из бордюров,
- 137. Важной частью коррекционной работы является словесное описание объекта, подлежащего записи, и связанных с ним действ» Если
- 138. Для формирования четкого представления о том, что и как надо делать, правильного выполнения задания, необходимо научить
- 139. С окончанием I класса обучение каллиграфии не прекращается. Наиболее распространено включение 5-минуток, посвящается каллиграфии, в уроки
- 141. Скачать презентацию