Методика проверки и оценки заданий с развернутым ответом: оценивание по критериям К-1 – К-12

Содержание

Слайд 2

ИЗМЕНЕНИЯ В КРИТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2021 ГОДУ

ИЗМЕНЕНИЯ В КРИТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2021

ГОДУ
Слайд 3

1. Изменены формулировка и способ предъявления языкового материала задания№ 9. 2.

1. Изменены формулировка и способ предъявления языкового материала задания№ 9. 2. Уточнены

формулировка задания 27 и критерии оценивания. 3. Увеличен первичный балл за выполнение задания с развернутым ответом с 24 до 25. 4.Изменен первичный балл с 58 до 59.
Слайд 4

Изменения в задании 27 Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Изменения в задании 27

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте

сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
24 балла

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте ее.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора(рассказчика) по проблеме исходного текста.
25 баллов

Слайд 5

Изменения в задании 27

Изменения в задании 27

Слайд 6

Понимание исходного текста - важнейшее условие успешного выполнения задания с развернутым

Понимание исходного текста - важнейшее условие успешного выполнения задания с развернутым

ответом. Минимально достаточным считается умение адекватно воспринять проблематику текста (какие вопросы ставятся в тексте?).
При этом не допускается искажений информации, содержащейся в тексте (если автор сочинения касается ее).
Слайд 7

ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА Уровень фрагментарного понимания, при котором различаются и

ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА

Уровень фрагментарного понимания, при котором различаются и узнаются

отдельные слова и словосочетания.
Уровень общего понимания текста, при котором смысл сообщения ясен адресату, а детали нет.
Уровень детального понимания, при котором уяснение общего смысла сопровождается пониманием деталей текста.
Уровень критического понимания (ясно не только содержание текста в деталях, но и его подтекст, цели, мотивы и др. речевого произведения).
Слайд 8

Текст воспринимается выпускником не как цельное высказывание, а как совокупность изолированных

Текст воспринимается выпускником не как цельное высказывание, а как совокупность изолированных

смысловых сигналов.
Проблема должна находиться в смысловом поле проблем исходного текста.
Слайд 9

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К1 Формулировка проблем исходного текста.

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К1 Формулировка проблем исходного текста. Место в

экзаменационной работе. Ошибки экзаменуемых

Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1 - К4 оценивается 0 баллов.

Слайд 10

Методика проверки и оценивания задания с развернутым ответом по критериям К1-К4

Методика проверки и оценивания задания с развернутым ответом по критериям К1-К4

Слайд 11

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К1 Формулировка проблем исходного текста.

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К1 Формулировка проблем исходного текста. Место в

экзаменационной работе. Ошибки экзаменуемых

Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице.
Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.

Слайд 12

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К1 Формулировка проблем исходного текста).

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К1 Формулировка проблем исходного текста). Место в

экзаменационной работе. Ошибки экзаменуемых

Композиция сочинения свободная.
Композиционное оформление не оценивается.
Проблема может быть сформулирована в любой из частей сочинения (не только в первом абзаце).

Слайд 13

К1. Формулировка проблем исходного текста. 1. Начало сочинения - определение проблемы

К1.
Формулировка проблем исходного текста.
1. Начало сочинения - определение проблемы

или ряда проблем, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте.
Что такое предательство? В чем истоки этого зла? Почему в экстремальных жизненных ситуациях одни идут до конца и умирают героями, а другие забывают о том, что такое честь и достоинство? Почему именно на войне предательство особенно страшно? Об этом заставляет задуматься текст В.А.Каверина.
Слайд 14

К1. Формулировка проблем исходного текста. 1. Начало сочинения - определение проблемы

К1.
Формулировка проблем исходного текста.
1. Начало сочинения - определение проблемы

или ряда проблем, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое малая родина? Не что-то абстрактное и необъемлемое, а то место, где вы родились, где прошло ваше детство или детство ваших родителей? Где остались те люди, с которыми в вашей жизни связано что-то важное и дорогое? И почему нас так тянет снова туда вернуться? Об этом заставляет задуматься текст В.Н.Крупина.
Слайд 15

К1. Формулировка проблем исходного текста. 2. Начало сочинения – цепочка вопросов.

К1.
Формулировка проблем исходного текста.
2. Начало сочинения – цепочка

вопросов.
Подлость. Трусость, Предательство. Почему именно во время войны люди сталкиваются с этими качествами чаще всего? Почему война подталкивает человека на неблаговидные поступки? Каковы истоки предательства? Что толкает человека на предательство и почему оно так страшно? Эти вопросы рассматривает в своем тексте Вениамин Каверин.
Слайд 16

3. Начало сочинения - обоснование собственной позиции. Война – трудное испытание

3. Начало сочинения - обоснование собственной позиции.
Война – трудное испытание для

каждого человека. Она всегда выявляет истинную сущность тех, кто оказывается в ее эпицентре. Кто-то готов пожертвовать собой, чтобы спасти своего товарища по оружию, а кто-то струсит и при первой возможности сдастся врагу. На мой взгляд, все зависит от внутренних установок самого человека. Если он уже сформировался как личность, то для него дело чести сохранить в себе собственную индивидуальность. А если человек не имеет никаких нравственных установок, для него предательство – норма жизни. Текст В.Каверина о войне заставил меня еще раз задуматься, почему люди по-разному ведут себя в трудной жизненной ситуации.
Слайд 17

4. Начало сочинения - определение авторской позиции с конкретизацией и комментариями

4. Начало сочинения - определение авторской позиции с
конкретизацией и комментариями в

последующих частях.
Автор данного текста В.Н.Крупин показывает нам, как можно проникнуться любовью к малой родине, к месту, в котором вы родились, к родным тебе людям. «Немного нам было времени для общения: меня ждала работа на комбайне. Но эти счастливейшие два дня жизни на родине отца я вспоминал всю жизнь». Глубже понять нам помогает Крупин и то, что «даже спустя тридцать лет» ты продолжаешь притягиваться к этим местам. Он дает нам почувствовать, что где бы вы ни находились, вас все равно будет тянуть к месту, в котором вы жили с самого рождения. Именно об этом нам предлагает задуматься автор текста. Сильная любовь к малой родине – вот предмет его размышлений.
Слайд 18

К1. Формулировка проблем исходного текста. 5. Начало сочинения – лирическое размышление.

К1.
Формулировка проблем исходного текста.
5. Начало сочинения – лирическое размышление.


Война! Сколько горя она принесла нашему многострадальному народу! Сколько городов и сел было сожжено фашистскими захватчиками! Сколько русских людей в санитарных эшелонах вот так цинично было расстреляно немецкими танками! Но война одновременно стала и испытанием человека на прочность. На войне становилось понятно, чего стоит тот или иной человек. О героизме и предательстве размышляет в исходном тексте Вениамин Александрович Каверин.
Слайд 19

К1. Формулировка проблем исходного текста. 6. Проблема и авторская позиция сформулированы

К1.
Формулировка проблем исходного текста.
6. Проблема и авторская позиция

сформулированы в заключительной части сочинения.
Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод, что из-за своего малодушия, эгоизма и трусости люди совершают ужасные поступки, подвергая опасности жизнь других людей. Именно эта проблема волнует автора данного текста В.Каверина, который рассуждает о том, что заставляет человека пойти на предательство. Автор уверен: на войне предательство равносильно убийству.
Слайд 20

Ошибки экзаменуемых по критерию К1 1. Ошибки, обусловленные неспособностью ученика адекватно

Ошибки экзаменуемых по критерию К1 1. Ошибки, обусловленные неспособностью ученика адекватно понимать

смысл прочитанного

Суть ошибки: текст воспринимается учеником не как цельное высказывание, подчиненное реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых сигналов.
Причины: неумение выделять главное, вычленять смысловые части, исследовать развитие мысли, раскрывать соотношение и внутреннюю связь отдельных частей, их функцию в структуре целого.

Слайд 21

Ошибки экзаменуемых по критерию К1 1. Ошибки, связанные с неумением на

Ошибки экзаменуемых по критерию К1 1. Ошибки, связанные с неумением на операционном

уровне реализовать то или иное знание, т.е. с отсутствием инструментальных навыков.

Суть ошибки: экзаменуемый знает, «что» написать, но не знает, «как» написать.
Причины: ошибки этого типа вызваны либо не вполне грамотным педагогическим руководством со стороны преподавателя, либо неверной реализацией тех или иных методических рекомендаций, либо неотработанностью исполнительских действий.

Слайд 22

Ошибки экзаменуемых по критерию К1 1. Перевод проблемы в узкий план

Ошибки экзаменуемых по критерию К1
1. Перевод проблемы в узкий план (план

темы). При этом формулировка проблемы превращается не в смысловую задачу, а в сугубо грамматическую.
«Автор данного текста рассуждает о народной стихии».
«В тексте Крупин говорит о поездке на малую родину».
«В предложенном для анализа тексте автор пишет о ритмичности в жизни крестьян».
Слайд 23

Ошибки экзаменуемых по критерию К1 2. Неоправданное расширение проблемы. «Каверин рассказывает

Ошибки экзаменуемых по критерию К1
2. Неоправданное расширение проблемы.
«Каверин рассказывает о случае

на войне, таким образом он показывает борьбу добра и зла, которая всегда происходит в нашем прекрасном мире».
«В тексте Крупин говорит о родной деревне. Эта проблема нравственная и она всегда актуальна. Деревня – это место, куда всем всегда хочется вернуться».
Слайд 24

Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий: 1. Вычленение в

Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1. Вычленение в содержательном

комплексе проблемы
наиболее значимого аспекта.
2. Анализ смысловой многозначности проблемы,
адекватной сложной многомерности обозначенного явления действительности.
3. Соотнесение с другими проблемами для выявления
смысловой сущности предложенной проблемы и др.

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Слайд 25

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К2 Комментарий к сформулированной проблеме

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного

текста

6 баллов.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.
Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

Слайд 26

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К2 Комментарий к сформулированной проблеме

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного

текста

5 баллов.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.
Указана, но не проанализирована (или проанализирована неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

Слайд 27

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К2 Комментарий к сформулированной проблеме

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного

текста

5 баллов.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.
Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

Слайд 28

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К2 Комментарий к сформулированной проблеме

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного

текста

5 баллов.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций.
Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

Слайд 29

Абзац (В третьем абзаце текста ….) Номера предложений (…описание современной молодёжи

Абзац (В третьем абзаце текста ….)
Номера предложений (…описание современной молодёжи (предложения

1-3): «неподготовленность к взрослой жизни»…
Место в тексте ( … в конце текста звучит призыв….)
Любые способы цитирования
Слайд 30

Грубые (концептуальные) фактические ошибки, связанные с пониманием проблемы исходного текста. Подобные

Грубые (концептуальные) фактические ошибки,
связанные с пониманием проблемы исходного текста.
Подобные ошибки

учитываются при оценивании
работы по критерию «Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста» (К 2).
При наличии грубой фактической ошибки в комментарии проблемы исходного текста пример- иллюстрация, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.

Фактические ошибки в комментарии

Слайд 31

Негрубые фактические ошибки, не связанные с пониманием проблемы исходного текста. При

Негрубые фактические ошибки, не связанные с пониманием проблемы исходного текста.
При

подсчете таких ошибок две негрубые считаются за одну. Подобные ошибки учитываются при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности в фоновом материале» (К 12).
Если негрубая фактическая ошибка повторяется в работе экзаменуемого, то она считается за одну ошибку.

Фактические ошибки в комментарии

Слайд 32

Эту мысль подтверждает и поступок Ромашова, который оставил своего боевого товарища

Эту мысль подтверждает и поступок Ромашова, который оставил своего боевого

товарища умирать от страшного ранения в ногу. Дело осложнялось тем, что буквально в двух шагах располагался немецкий десант. Такой поступок на войне равносилен убийству, «а может быть, даже и хуже». Для таких, как Ромашов, не существует ни полевого, ни Божьего суда. Однако совесть все-таки замучила Ромашова, и он оставил своему командиру мешок с сухарями, чтобы тот не умер голодной смертью.

Статус ошибки в комментарии

Слайд 33

Нет сомнений в том, что экзаменуемый, комментируя обозначенную проблему, опирается на

Нет сомнений в том, что экзаменуемый, комментируя обозначенную проблему, опирается

на исходный текст. Он следует логике авторской мысли, пытается вслед за автором углубиться в саму суть проблемы. Однако в комментарии допущена одна фактическая ошибка: Ромашова не замучила совесть, как утверждает автор сочинения, и он не заботился о том, чтобы герой-рассказчик не умер голодной смертью. Более того, он забрал мешок с сухарями у спящего товарища.
Есть принципиальная разница в данных утверждениях – автора текста и автора сочинения.
Это концептуальная ошибка!!!
К2. Пример-иллюстрация – 0 баллов

Каков статус фактической ошибки?

Слайд 34

На войне требуется сплоченность и поддержка. Ни о каком предательстве не

На войне требуется сплоченность и поддержка. Ни о каком предательстве

не может быть и речи. Раненный в ногу герой-рассказчик как никогда нуждался в поддержке и защите со стороны своего товарища. Но Ромашов поступил как последний трус, сбежав с поля боя, да еще прихватив с собой не только свой пистолет, но и пистолет главнокомандующего. Только трус и предатель может сказать своему командиру: «Ты все равно умрешь». Впоследствии Ромашова за этот поступок осудил полевой суд и приговорил к расстрелу.

Статус ошибки в комментарии

Слайд 35

Каков статус фактической ошибки? Есть опора на исходный текст. При этом

Каков статус фактической ошибки?

Есть опора на исходный текст. При этом экзаменуемый

неоднократно искажает содержание текста («главнокомандующий»; «сбежал с поля боя»; «свой пистолет и пистолет главнокомандующего») , додумывает за автора: «Впоследствии Ромашова за этот поступок осудил полевой суд и приговорил к расстрелу».
Данные высказывания не опираются на исходный текст. Однако эти искажения приводят к оценке по критерию К12 в 0 баллов.
Концептуальные фактические ошибки отсутствуют.
Слайд 36

Определить количество примеров-иллюстраций. Верифицировать примеры-иллюстрации (подтверждают ли примеры-иллюстрации тезис? Есть ли

Определить количество примеров-иллюстраций.
Верифицировать примеры-иллюстрации (подтверждают ли примеры-иллюстрации тезис? Есть ли фактические

ошибки? Есть ли опора на прочитанный текст?).
Определить наличие пояснений к примерам-иллюстрациям и смысловой связи между примерами.
Определить, проанализирована ли смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
5. Проверить комментарий на фактическую точность.

Работа эксперта по оцениванию комментария

Слайд 37

Смысловая связь между примерами

Смысловая связь между примерами

Слайд 38

«Раскрывая проблему, автор рассказывает об одинокой пожилой женщине, торгующей букетиками полыни

«Раскрывая проблему, автор рассказывает об одинокой пожилой женщине, торгующей букетиками полыни

на шумной набережной Коктебеля. Описывая внешний вид старушки, он обращает внимание на такие детали ее одежды, которые подчеркивают бедственное положение героини, кажущейся «лишней на этом осеннем, но все же празднике на берегу моря». Испытывая чувство вины, герой-рассказчик покупает у нее букетик полыни, но «заноза», вонзившаяся в сердце, не дает ему покоя.
Что же, кроме желания прокормить себя, привело старую женщину на залитую солнцем набережную? Ответ на этот вопрос содержится в предложении 61. Герой-рассказчик говорит о том, что пожилым людям не хватает простого человеческого участия, душевного разговора. Он искренне радуется за героиню, когда видит, как она беседует с супругой бородатого мужчины. Теперь рассказчик говорит о ней без горечи и печали, потому что нашлись добрые люди, которые просто посидели рядом и поговорили».

Что такое пример-иллюстрация?

Слайд 39

Что такое пример-иллюстрация? Работа экзаменуемого заслуживает высшего балла по критерию К2.

Что такое пример-иллюстрация?

Работа экзаменуемого заслуживает высшего балла по критерию К2. В

ней грамотно представлен комментарий проблемы исходного текста (проблемы одинокой старости). Опора на текст очевидна: автором выявлены и пояснены ключевые моменты проблемы (1 пример-иллюстрация), а также высказана мысль о том, что пожилым людям не хватает простого человеческого участия (2 пример-иллюстрация).
Дано пояснение к 2 приведенным примерам. Выявлена смысловая связь между ними (посредством вопроса). Искажений смысла авторского текста (то есть фактических ошибок в понимании проблемы) нет.
К2 – 5 баллов
Слайд 40

К2. Комментарий – большая цитата. В своем тексте Каверин пишет так:

К2. Комментарий – большая цитата.
В своем тексте Каверин пишет так: «Я

увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. Открыв люки, танкисты смотрели на нас. Они были без шлемов, и мы приняли их за своих. Потом люки закрылись, и это была последняя минута, когда еще невозможно было предположить, что по санитарному эшелону, в котором находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых, другие, здоровые люди могут стрелять из пушек. Но именно это и произошло». Люди на войне становятся злыми и агрессивными.
Вторым примером злости и агрессивности людей является поступок Ромашова. «Он ушел, что было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже».
Слайд 41

К2. Комментарий – простой пересказ. В подтверждение можно привести два примера-иллюстрации.

К2. Комментарий – простой пересказ.
В подтверждение можно привести два примера-иллюстрации. Во-первых,

это эпизод, когда герой увидел немецкие танки. Люди в поездах не понимали, что сейчас по ним начнут стрелять. Но именно это и произошло. Первые раненые выскочили из теплушек разбежались по полю кто куда. Санитарка крепко взяла героя за руку и сказала: «Я никуда не пойду!».
Второй пример говорит, что герой уснул лежа на спине. В это время Ромашов украл у него сухари и пистолет и ушел в лес. Герой пригрозил ему, а Ромашов сказал, что никто ничего не узнает. Через пять минут он уже скрылся из виду, бросив всех умирать.
Слайд 42

Комментарий = простой пересказ, НО в комментарии могут быть элементы пересказа

Комментарий = простой пересказ,
НО
в комментарии могут быть элементы пересказа

Слайд 43

Приведены неудачные примеры

Приведены неудачные
примеры

Слайд 44

Не учитываются фактические ошибки в понимании текста. Засчитывается пример-иллюстрация не по

Не учитываются фактические ошибки в понимании текста.
Засчитывается пример-иллюстрация не по сформулированной

проблеме
В качестве двух примеров засчитывается смысловой повтор, выраженный разными средствами языка (один пример-иллюстрация).
В качестве комментария засчитывается авторская позиция.
Засчитывается анализ средств выразительности, который не несёт смысловой нагрузки в раскрытии проблемы исходного текста.
Засчитывается имитация смысловой связи или формально обозначенная смысловая связь.

Типичные ошибки в работе экспертов по оцениванию комментария

Слайд 45

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К2 Комментарий к сформулированной проблеме

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного

текста

2 балла (засчитан один пример-иллюстрация).
Экзаменуемый привел 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но допустил грубую фактическую ошибку в одном из примеров-иллюстраций.

Слайд 46

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К3 Отражение позиции автора исходного

Особенности проверки работы экзаменуемого по критерию К3 Отражение позиции автора исходного текста.

Ошибки

экзаменуемых по критерию К3 1. Экзаменуемые не всегда могут отличить слова автора от слов героя текста, путают позицию автора и позицию героя-рассказчика.
2. Экзаменуемые формулируют позицию автора к другой проблеме текста.
Слайд 47

К1 – К3 Какое значение имеют воспоминания о малой родине в

К1 – К3

Какое значение имеют воспоминания о малой родине в жизни

взрослого человека?

В жизни взрослого человека воспоминания о малой родине, о родине родителей имеют большое значение.

Проблема

Позиция автора

Слайд 48

Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения.


Обосновать какое-либо
суждение означает привести
другие, логически связанные
с ним и подтверждающие

его
суждения.
Слайд 49

К4: обоснование или его имитация? «Я полностью согласна с автором данного

К4: обоснование или его имитация?

«Я полностью согласна с автором данного текста.

Предательству нет оправдания. И предателю нет места среди людей. Каждый из нас, выбирая друга или спутника жизни, прежде всего думает о том, как поведет себя близкий тебе человек в трудной жизненной ситуации. Предаст тебя, спасая собственную жизнь или просто желая сохранить свое благополучие, или разделит опасность с тобой. Уверена, что нет на свете такого человека, который хотел бы, чтобы его друг или любимый сбежал от него в трудную минуту жизни. Предавая других, мы должны помнить о том, что другие тоже когда-нибудь так же предадут нас».
Слайд 50

К4: обоснование или его имитация? Вывод: в данной работе обоснование! К4

К4: обоснование или его имитация?

Вывод: в данной работе
обоснование!
К4 – 1

балл

«

«Я полностью согласна с автором данного текста. Предательству нет оправдания. И предателю нет места среди людей. Каждый из нас, выбирая друга или спутника жизни, прежде всего думает о том, как поведет себя близкий тебе человек в трудной жизненной ситуации. Предаст тебя, спасая собственную жизнь или просто желая сохранить свое благополучие, или разделит опасность с тобой. Уверена, что нет на свете такого человека, который хотел бы, чтобы его друг или любимый сбежал от него в трудную минуту жизни. Предавая других, мы должны помнить о том, что другие тоже когда-нибудь так же предадут нас».

Слайд 51

К4. Отношение к позиции автора. Обоснование. «Я разделяю позицию автора. Она

К4. Отношение к позиции автора. Обоснование.

«Я разделяю позицию автора. Она близка

моему мировоззрению, моему представлению о том, как должны жить люди. Как они не должны предавать друг друга. Мне было очень интересно читать про те события, которые описывает автор в своем рассказе. Когда читаешь художественную книгу, то узнаешь даже больше, чем когда изучаешь историю на уроках или по учебнику».
Слайд 52

К4: обоснование или его имитация? Вывод: в данной работе имитация обоснования!

К4: обоснование или его имитация?

Вывод: в данной работе
имитация обоснования!
К4 –

0 баллов

«Я разделяю позицию автора. Она близка моему мировоззрению, моему представлению о том, как должны жить люди. Как они не должны предавать друг друга. Мне было очень интересно читать про те события, которые описывает автор в своем рассказе. Когда читаешь художественную книгу, то узнаешь даже больше, чем когда изучаешь историю на уроках или по учебнику».

Слайд 53

К4. Отношение к позиции автора. Обоснование собственного мнения. Полностью согласна с


К4. Отношение к позиции автора. Обоснование собственного мнения.
Полностью согласна с

автором. Красота – это данность. Она существует независимо от человека. И если кто-то не заметил красоты окружающей его природы, то пострадал от этого он сам. Умению погружаться в прекрасное можно поучиться у японцев. Целыми семьями они едут в Национальный парк, чтобы не пропустить мгновение, когда расцветает первый лепесток сакуры. Думаю, что у них, как и у европейцев, тоже есть важные, неотложные дела, но это и отличает восточного человека от западного. В отличие от нас, они умеют ценить каждое мгновение жизни.
Слайд 54

К4. Отношение к позиции автора. Обоснование собственного мнения. Полностью согласна с


К4. Отношение к позиции автора. Обоснование собственного мнения.
Полностью согласна с автором.

Красота – это данность. Она существует независимо от человека. (ТЕЗИС) И если кто-то не заметил красоты окружающей его природы, то пострадал от этого он сам. (РАЗВИТИЕ МЫСЛИ) Умению погружаться в прекрасное можно поучиться у японцев. Целыми семьями они едут в Национальный парк, чтобы не пропустить мгновение, когда расцветает первый лепесток сакуры. (ПРИМЕР) Думаю, что у них, как и у европейцев, тоже есть важные, неотложные дела, но это и отличает восточного человека от западного. В отличие от нас, они умеют ценить каждое мгновение жизни. (МИКРОВЫВОД)
Слайд 55

К4. Отношение к позиции автора. Обоснование собственного мнения. Я согласна с


К4. Отношение к позиции автора. Обоснование собственного мнения.
Я согласна с

автором в том, что важно ценить каждое мгновение. Вокруг нас столько красоты, что нужно быть слепым и бесчувственным человеком, чтобы ей на наслаждаться. Нужно воспитывать в себе чувство прекрасного, не позволять себе жить так, словно у тебя в запасе еще пять или десять жизней. Помнить, что наше пребывание в этом мире – всего лишь короткий миг.
Слайд 56

К4. Отношение к позиции автора. Обоснование собственного мнения. Я согласна с


К4. Отношение к позиции автора. Обоснование собственного мнения.
Я согласна с

автором в том, что важно ценить каждое мгновение. Вокруг нас столько красоты, что нужно быть слепым и бесчувственным человеком, чтобы ей на наслаждаться. Нужно воспитывать в себе чувство прекрасного, не позволять себе жить так, словно у тебя в запасе еще пять или десять жизней. Помнить, что наше пребывание в этом мире – всего лишь короткий миг.

Вывод: в данной работе
обоснование!
К4 – 1 балл

Слайд 57

К4. Отношение к позиции автора. Обоснование собственного мнения. Я согласен с


К4. Отношение к позиции автора. Обоснование собственного мнения.
Я согласен с

Никляевым в том, что автором в том, что «жизнь сложна, но радость пушистого снега, синих вечерних сумерек – это то, что доступно каждому из нас, причем абсолютно бесплатно». Надо не забывать об этом, и тогда наша жизнь станет ярче и красивее.
Вывод: в данной работе
имитация обоснования!
К4 – 0 баллов
Слайд 58

К4. Отношение к позиции автора. Обоснование собственного мнения. Я полностью разделяю


К4. Отношение к позиции автора. Обоснование собственного мнения.
Я полностью разделяю

мнение автора и тоже считаю, что народный быт является огромной и важной частью нашей жизни. С детства моя бабушка рассказывала мне разные истории о том, как они жили раньше, какие были у них порядки и культурный опыт. Познавать старые обычаи очень интересно и увлекательно.
Вывод: в данной работе
имитация обоснования!
К4 – 0 баллов
Слайд 59

К4. Отношение к позиции автора. Обоснование собственного мнения. Василий Иванович Белов


К4. Отношение к позиции автора. Обоснование собственного мнения.
Василий Иванович Белов

хочет донести о читателя то, что постройки какого-либо транспорта не появились из ничего, а передавались от наших предков. Я полностью с ним согласен. Я считаю, что люди и правда должны уделять внимание древнему укладу народной жизни. Благодаря этому производится что-то новое, необычное.
Вывод: в данной работе
имитация обоснования!
К4 – 0 баллов
Слайд 60

К4. Отношение к позиции автора. Обоснование собственного мнения. Экзаменуемый не аргументирует,


К4. Отношение к позиции автора. Обоснование собственного мнения.
Экзаменуемый не аргументирует, а

разъясняет свою позицию!
Эксперт не оценивает нравственную составляющую.
Не обязательно обоснование - это отдельный фрагмент текста после позиции автора.
К3 – 0 баллов = К4 – 0 баллов
Слайд 61

Обоснование своей точки зрения не вычленяется как отдельное действие. В обосновании


Обоснование своей точки зрения не вычленяется как отдельное действие.
В обосновании

использован исходный текст.
3) Обоснование не соответствует заявленному тезису:
– приводимое обоснование заключает в себе не тот смысл, который в него вкладывает автор сочинения
– фрагмент, включенный в сочинение, не обладает доказывающей силой.
«Я же считаю, что нужно отвечать за свои поступки. Вспомним героев Великой Отечественной войны, которые до конца выполняли свой долг».

Ошибки по критерию К4

Слайд 62

Методика проверки и оценки заданий с развернутым ответом: оценивание по критериям К-7 – К-12

Методика проверки и оценки заданий с развернутым ответом: оценивание по критериям

К-7 – К-12
Слайд 63

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых

ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено одна–три ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Слайд 64

При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.

При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Подсчитывается

любая последовательность слов, написанных без пробела:
все-таки – одно слово
все же – два слова
И.А.Бунин – одно слово
Александр Николаевич Куприн – три слова
сорок семь лет – три слова
7 лет – одно слово (цифры не учитываются!)
Слайд 65

Внимание! Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

Внимание!
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту и / или по тексту из другого варианта), не проверяется и не оценивается. В протокол проставляется «X».
Слайд 66

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых

ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Слайд 67

«Автор делает небольшое отступление по поводу современных детей, у которых приходится

«Автор делает небольшое отступление по поводу современных детей, у которых приходится

сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. Его возмущают растрепанные переплеты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях. Он говорит, что в результате получается книга-калека.
К сожалению, всему этому можно допустить только одно объяснение. Именно, что нынче выходит слишком много книг. Сегодня книги значительно дешевле и как будто потеряли свою цену среди всего, что нас окружает в жизни».
(73 слова. Собственных – 16)
Слайд 68

III. ГРАМОТНОСТЬ

III. ГРАМОТНОСТЬ

Слайд 69

На оценку сочинения распространяются положения о негрубых, повторяющихся и однотипных ошибках.


На оценку сочинения распространяются положения о негрубых, повторяющихся и однотипных

ошибках.
Слайд 70

Критерии К7 – К10. Рекомендации по квалификации ошибок Эксперт при проверке

Критерии К7 – К10. Рекомендации по квалификации ошибок

Эксперт при проверке

должен учитывать следующее:
1. В школе изучаются далеко не все тонкости русской орфографии и пунктуации.
2. Некоторые правила русского правописания предоставляют пишущему возможность выбора написания и способа пунктуационного оформления синтаксической конструкции.
3. Рекомендации словарей и справочников по правописанию не всегда совпадают.
4. Существуют объективные трудности орфографии и пунктуации, связанные с переходностью языковых явлений.
5. В некоторых случаях возможно двоякое объяснение синтаксической структуры предложения и, соответственно, разная пунктуация.
Слайд 71

Не должны влиять на оценку грамотности (исправляются, но не учитываются при

Не должны влиять на оценку грамотности (исправляются, но не учитываются при

проверке):

нарушение правил, не включённых в школьную программу или обусловленных явлениями языковой переходности
выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксической конструкции, предусмотренных правилами и словарями
графические ошибки
написания, для которых менялись орфографические рекомендации, например: интернет / Интернет, первая мировая / Первая мировая
написания, регулируемые орфографическими правилами, в которые были внесены изменения
варианты пунктуационного оформления предложения, вызванные наличием в языке переходных явлений.

Слайд 72

2 негрубые ошибки = 1 ошибка в написании фамилий, имён автора

2 негрубые ошибки = 1 ошибка

в написании фамилий, имён автора

и героев произведений и автора анализируемого (исходного) текста, например: Тургеньев;
в написании прописной буквы в составных собственных наименованиях, например: Великая Отечественная Война;
в словах с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедших в списки словарных слов, например: корреляция;
в написании буквы э/е после согласных в иноязычных словах, например: рэкет, пленэр и после гласных в собственных именах, например: Мариетта;
в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например (слова даны в неискаженном написании): глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский, хлебобулочный;
Слайд 73

2 негрубые ошибки = 1 ошибка в трудных случаях разграничения сложного

2 негрубые ошибки = 1 ошибка

в трудных случаях разграничения сложного

прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: (активно)действующий, (сильно)действующий, (болезненно)тоскливый;
в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; Пушкинские стихи;
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым);
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Ошибка в инициалах и фамилии автора исходного текста и/или автора литературного произведения является фактической ошибкой. Но описка: Лиходеев (вместо Лихачёв в исходном тексте) при условии соседства с правильным написанием.
Слайд 74

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 3 грубые орфографические ошибки («мужествеНо», «осознОвая», «нЕ стало») 1

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

3 грубые орфографические ошибки («мужествеНо», «осознОвая», «нЕ стало»)
1 негрубая орфографическая

ошибка («Французского»)
К7 – 1 балл

Подпольщик вел себя мужествено, несмотря на желание палачей во что бы то не стало сломить его волю. Осозновая, что в казематах его не сломить, фашисты повезли Французского подпольщика по улицам цветущего Парижа, чтобы показать ему, что «его жертва никому не нужна».

Слайд 75

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ грубые орфографические ошибки Автору трудно понять, почему дети портят

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

грубые орфографические ошибки

Автору трудно понять, почему дети портят книги,

но одно объяснение он все-же находит.
Существует немало примеров, потверждающих значимость счастливого детства в воспитании.
Слайд 76

ГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Графическими ошибками являются различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или

ГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Графическими ошибками являются различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью

написания. Исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (мемля вместо земля).
К числу наиболее распространенных графических ошибок обычно относят:
пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится);
перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное);
добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях... (следует: даже).
Слайд 77

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - однотипные ошибки – первые три считаются за одну:

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

- однотипные ошибки – первые три считаются за одну: «исписаННа»,

«написаННа», «потеряННО»;
«незаинтересоваННо»
«незаинтересованно»
«серебряННого»
«кем бы она была не написанна»
К7 – 0 баллов

Если ты захочешь взять книгу в библиотеке, она будет обязательно исписанна каким-либо ребенком. Все больше детей незаинтересованно чтением. Детское уважение к ним (книгам) было потерянно. Книгу необходимо уважать и ценить, кем бы она была не написанна. …к известным писателям «золотого» и «серебрянного» века.

Слайд 78

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ОШИБКИ Если ошибка повторяется в одном и том же слове

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ОШИБКИ

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или

в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Все повторяющиеся ошибки – одна ошибка.
Слайд 79

ОДНОТИПНЫЕ ОШИБКИ Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора

ОДНОТИПНЫЕ ОШИБКИ
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного

написания заключены в грамматических особенностях данного слова (падежные окончания существительных, личные окончания глаголов).
Не являются однотипными ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания требуют подбора проверочного слова (безударные гласные в корне, непроизносимые и сомнительные согласные в корне).
3 однотипные ошибки засчитываются как одна, каждая последующая расценивается как самостоятельная ошибка.
Слайд 80

НЕ ОДНОТИПНЫЕ ОШИБКИ Защищая родину, он прошел Войну, потерял семью, но

НЕ ОДНОТИПНЫЕ ОШИБКИ

Защищая родину, он прошел Войну, потерял семью, но

не был сломлен и сохранил в себе человечность. Война – это испытание, которое может заколить дух человека или морально подавить его. Помимо разрушений Война несет изминение менталитета и направлений деятельности.

2 грубые ошибки (НЕ однотипные!!!)

2 негрубые ошибки (написание «родина» со строчной буквы; написание слова «Войну» с прописной буквы)

К7 – 1 балл

Слайд 81

Наблюдаются случаи отсутствия знаков препинания в конце предложения (при условии оформления

Наблюдаются случаи отсутствия знаков препинания в конце предложения (при условии оформления

следующего слова с заглавной буквы).
Не учитываются при выставлении баллов, т.к. это может быть связано с проблемами сканирования.

Ошибки в работах экзаменуемых

Слайд 82

Изменения в задании 27

Изменения в задании 27

Слайд 83

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ Могут ли быть однотипными пунктуационные ошибки? Однотипные ошибки не

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

Могут ли быть однотипными пунктуационные ошибки?
Однотипные ошибки не распространяются

на пунктуационное оформление.
Как оценивать отсутствие запятой только при «закрытии» причастного оборота?
Как полноценную ошибку.
Как поступить, если учащийся не «открыл» и не «закрыл» деепричастный оборот?
Как полноценную ошибку.
Как оценить единичные случаи отсутствия знаков препинания в конце предложений (при условии оформления следующего слова с заглавной буквы)?
Не считать за ошибку.
Как оценивать «лишний» знак препинания?
Как полноценную ошибку.
Слайд 84

Внимание! В соответствии с Методическими материалами для председателей и членов предметных

Внимание!
В соответствии с Методическими материалами для председателей и членов

предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ «понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки».
Слайд 85

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В наши дни книга, как будто потеряла свою настоящую

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

В наши дни книга, как будто потеряла свою настоящую цену…

Книга, как живая нить, автор сравнивает ее с весенним солнечным лучом… Книг стало намного больше и они стали дешевле… Нельзя не согласиться с мнением автора, насчет того, что книга теряет смысл в наши дни. Также, насчет того, что у прошлого поколения сохранилось особое отношение к книгам, как к предмету высшего духовного порядка.


две ошибки

Более пяти ошибок.
К8 – 0 баллов

Слайд 86

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ Основной период сдачи ЕГЭ по русскому языку в 2020

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

Основной период сдачи ЕГЭ по русскому языку в 2020 году

выявил тенденцию небрежного оформления прямой речи. Участники экзамена часто пренебрегают пунктуационными знаками при передаче чужих слов. Часто роль кавычек берет на себя прописная буква, сигнализирующая стык прямой и непрямой речи.
Слайд 87

СОЧЕТАЮЩИЕСЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ 1. Запятая и тире Моя шкатулка, шашка с

СОЧЕТАЮЩИЕСЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

1. Запятая и тире
Моя шкатулка, шашка с серебряной

оправой, дагестанский кинжал, подарок приятеля, - всё исчезло. (Запятая закрывает обособленное приложение, тире ставится перед обобщающим словом);
Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - первый признак скрытности характера. (Запятая закрывает придаточную часть СПП, тире выделяет приложение).
2. Вопросительные и восклицательные знаки
3. Кавычки и другие знаки
Я читаю роман А.И. Герцена «Кто виноват?».
4. Скобки и другие знаки
5. Многоточие и другие знаки
Запятые при выделении причастных и деепричастных оборотов – НЕ сочетающийся знак!
Слайд 88

ГРАММАТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Слайд 89

ГРАММАТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре

ГРАММАТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой

единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Слайд 90

К9 - ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

К9 - ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Слайд 91

К9 - ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

К9 - ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Слайд 92

К9 - ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

К9 - ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Слайд 93

Также автор обращает наше внимание на ритмичность народной жизни. «Все было

Также автор обращает наше внимание на ритмичность народной жизни. «Все было

взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно». Если же ритм нарушался, то это сказывалось на жизни целой семьи, деревни и даже государства. К9

ЧАСТОТНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Со временем лишние элементы отсекал забывались, а если чего-то не хватало, то это что-то, как говорит автор: «Постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов».

Слайд 94

К10 – РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

К10 – РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Слайд 95

К10 – РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

К10 – РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Слайд 96

К10 – РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

К10 – РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Слайд 97

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Подводя итоги, хочется сказать следующее: надо с самого детства

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Подводя итоги, хочется сказать следующее: надо с самого детства учить

детей любить и уважать книги, ибо в будущем они могут полностью обесцениться.
Книги дают нам огромное количество знаний, а дети их только портят.

Неудачное употребление местоимения.

К10 – 1 балл

Неуместное употребление местоимения.
Нарушение лексической сочетаемости.

Слайд 98

СООТНОШЕНИЕ К6 и К10

СООТНОШЕНИЕ К6 и К10

Слайд 99

К11 – ЭТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии

К11 – ЭТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ


Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии

как внешне выраженными, так и скрытыми.
Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, неоправданное употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.
Слайд 100

К11 – ЭТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ «Автор сам тщеславен… Очевидно, «домогаясь уважения» читателя

К11 – ЭТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

«Автор сам тщеславен… Очевидно, «домогаясь уважения» читателя

(которого, получается, сам не может уважать, и свято верит, что читатель идиот, не способный не поддаваться его наивным приемам), Быков в начало своей работы вставляет цитаты великих гениев мирового искусства Пушкина и Белинского…»
«Опозорился ты, Быков! Не пиши больше никогда рецензий».
«Судя по тому, что говорит автор, он маньяк».
Слайд 101

К11 Не считается этической ошибкой: написание фамилии автора без инициалов; написание

К11


Не считается этической ошибкой:
написание фамилии автора без инициалов;
написание

инициалов после фамилии;
называние автора по имени и / или имени отчеству.
Слайд 102

К12 – ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Фактическая ошибка – ошибки в фоновом материале:

К12 – ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Фактическая ошибка – ошибки в фоновом материале:


– неверное изложение фактов;
– приведение фактов, противоречащих действительности.
Незначительная ошибка в комментарии, не важная для понимания проблемы (0.5 ошибки), но если повторяется – 1 ошибка.
Мы пользуемся словами, введёнными в язык В. И. Далем.
Гёте – великий французский писатель, но знают его немногие.
Павел Петрович Кирсанов и его сын Аркадий.
Слайд 103

К12 – ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Факты, которые в принципе допустимы (в эпосе

К12 – ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ


Факты, которые в принципе допустимы (в

эпосе Толстого «Война и мир», в повести Солженицына «Матренин двор», в повести «Господин из Сан-Франциско»).
Факты, которые являются грубой ошибкой (в рассказе «Война и мир», в романе «Гроза», в пьесе «Обломов»)
Следует учитывать возможности субъективной интерпретации художественного текста (Обломов ничего не хотел. Раскольников пошел на убийство ради денег. Лопахин думает только о наживе.)
Фактические ошибки, важные для понимания проблемы исходного текста, следует учитывать в К2.
Слайд 104

К12 – ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ «Агафья Пшеницына долго не может прийти в

К12 – ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

«Агафья Пшеницына долго не может прийти в

себя после смерти Обломова. Единственным спасением для нее становится сын Ольги Ильинской и Штольца, которого они воспитывали вместе с Обломовым».
Фактическая ошибка в фоновом материале: неверная интерпретация романа И.А.Гончарова «Обломов» (После смерти мужа единственной радостью Агафьи становится Андрюша Обломов, ЕЁ сын).
К12- 0 баллов