Презентация "Монолог. Диалог." - скачать презентации по Русскому языку

Содержание

Слайд 2

Текст монологический – это текст, поданный от первого лица или лица

Текст монологический – это текст, поданный от первого лица или лица

– наблюдателя со стороны; также текст, поданный от лица неопределенного или безличностно.
Диалогический текст обычно бывает представлен как сочетание реплик, принадлежащих разным лицам.
Слайд 3

Собственно диалог может существовать как: Самостоятельный публицистический текст Философский жанр Основная

Собственно диалог может существовать как:

Самостоятельный публицистический текст
Философский жанр
Основная форма речи в

драматических произведениях
Диалогические вкрапления в виде речи персонажей в текстах художественной прозы
Слайд 4

Классический пример включения диалога в монологическое повествование: За дверью стоял Благов.

Классический пример включения диалога в монологическое повествование:

За дверью стоял Благов. Я

удостоверил его личность. Жора впустил его в магазин и сказал, что часа через два он придет к нам погреться и попить кипятку.
– Вот что, – сказал Благов. – Я все думаю об этом рассказе Соболя. Талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала. У меня, знаете, как у старого газетного коня, привычка не выпускать из рук хорошие рассказы.
– Что же поделаешь! – ответил я.
– Дайте мне рукопись. Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. Я останусь здесь, потому что возвращаться домой, на Лонжерон, невозможно – наверняка разденут. И при вас я пройдусь по рукописи.
– Что значит «пройдусь»? – спросил я. – «Пройтись» – это значит выправить.
– Я же вам сказал, что не выброшу и не впишу ни одного слова.
– А что же вы сделаете?
– А вот увидите.
В словах Благова я почувствовал нечто загадочное. Какая-то тайна вошла в эту зимнюю штормовую ночь в магазин Альшванга вместе с этим спокойным человеком. Надо было узнать эту тайну, и поэтому я согласился. [...]
(К. Паустовский. Золотая роза).
Слайд 5

Формы диалога открытая Может использоваться в текстах научно-популяхных, для создания некоторой

Формы диалога

открытая
Может использоваться в текстах научно-популяхных, для создания некоторой сюжетности

скрытая
Может

использоваться в монологических текстах разных видов: художественный, газетный, научный, учебный
Слайд 6

Диалогичность нехудожественного текста представляется особыми средствами выражения, которые помогают автору направить

Диалогичность нехудожественного текста представляется особыми средствами выражения, которые помогают автору направить

свой текст на читателя, часто эти речевые средства служат цели установления контакта с читателем, они имитируют задушевность беседы с ним, дают возможность автору акцентировать внимание читателя на важных вопросах.
Слайд 7

Средства диалогизации : это вопросно-ответные комплексы; различные обращения к читателю; приобщение

Средства диалогизации :
это вопросно-ответные комплексы;
различные обращения к читателю; приобщение

его к совместному размышлению, действию;
вводные и вставные конструкции;
различные формы выражения побуждения;
способы выражения предписания, рекомендации, прямо направленные на читателя;
экспликации предполагаемых реакций читателя на сообщаемое автором и др.
Слайд 8

Например: Так что же представляют собой эти загадочные вещества, называемые учеными

Например:
Так что же представляют собой эти загадочные вещества, называемые

учеными по-разному – наркотиками, галлюциногенами, фантастиками, психотомиметиками, психодислептиками (у юристов, конечно, существует строгий перечень веществ, которые относятся к наркотическим).
Почему разговоры о них не умолкают в течение веков? Почему и сейчас газеты и журналы всего мира пишут о наркомании как об одном из главных социальных зол?
Вызвать нарушение поведенческих и психических процессов можно с помощью самых различных соединений, действие которых необязательно направлено строго на функцию головного мозга. Практически отравление любым ядом приводит к тем или иным изменениям в сознании, настроении, способности ориентироваться в окружающей среде. Однако особое внимание психофармакологи уделяют соединениям, которые вызывают сдвиги в психической и эмоциональной сферах (С. Титов. Сирены, поющие в мозгу).
Слайд 9

Так скрытый диалог «автор – читатель» может присутствовать в монологически построенном

Так скрытый диалог «автор – читатель» может присутствовать в монологически построенном

тексте, когда возникает желание и необходимость активно воздействовать на читателя. Автор словно рассчитывает на реакцию читателя, она нужна ему не только для того, чтобы убедить в чем-то читателя, но и для того, чтобы укрепиться самому в своем собственном мнении.
Слайд 10

С другой стороны, монологический и диалогический тексты могут совмещаться в рамках

С другой стороны, монологический и диалогический тексты могут совмещаться в рамках

иных литературных форм.
Например, драматургические тексты могут включать в себя монологи, которые встраиваются в систему реплик, являя собой своеобразный жанр в жанре (вспомним хотя бы монологи Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова).
Слайд 11

Художественный текст Прозаический Стихотворный это речь отрывистая, членение речи здесь определяется

Художественный текст

Прозаический

Стихотворный

это речь отрывистая, членение речи здесь определяется смысловым и синтаксическим

строем и автоматически из него вытекает

это речь периодическая, ритмически организованная

Слайд 12

Единицы членения стихотворного текста строка строфа четверостишие (или двустишие).

Единицы членения стихотворного текста
строка
строфа
четверостишие (или двустишие).

Слайд 13

Стиховые строки не обязательно совпадают с синтаксическими границами предложений: стих обладает

Стиховые строки не обязательно совпадают с синтаксическими границами предложений: стих обладает

метром (размером). Это упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Сильные и слабые места – это чередующиеся слоговые позиции в стихе, они образуют метр в виде двух- или трехсложной стопы. Сильные места метра занимают ударные слоги, слабые – неударные. Проза – речь, не связанная метром и рифмой.
!!!Стихотворная речь и прозаическая – не замкнутые системы, границы их могут быть размыты, переходные явления неизбежны.
Слайд 14

Особенности стихотворного текста использование фигур: анафоры, эпифоры, периоды, ретардации, стиховые переносы,

Особенности стихотворного текста

использование фигур: анафоры, эпифоры, периоды, ретардации, стиховые переносы, стыки,

параллелизмы.

Особую значимость приобретает стихотворный синтаксис. Он условен, деформирован, подчинен не структуре предложения, а ритму. В синтаксисе реализуется интонация, метрика. Стихотворная фраза – это явление ритмико-синтаксическое, ритму подчиняется и порядок слов

Ритмическая форма стиха – это закрепленные в размере эмоциональные интонации.

Смысловая сложность. Смысловая двуплановость и многоплановость. За внешним текстовым образом всегда стоит глубинный внутренний смысл.

Слайд 15

Художественная проза Классическая основана на культуре семантико-логических связей, на соблюдении последовательности

Художественная проза

Классическая
основана на культуре семантико-логических связей, на соблюдении последовательности в

изложении мыслей; преимуществу эпична, интеллектуальна.

Орнаментальная
основана на ассоциативно-метафорическом типе связи. Это проза «украшенная», с «системой насыщенной образности», с метафорическими красивостями.

Слайд 16

Стилистика орнаментальной прозы: обращение к простонародной стихии языка (Н. Лесков); чрезмерной

Стилистика орнаментальной прозы:
обращение к простонародной стихии языка (Н. Лесков);
чрезмерной

метафоричностью, образностью (ранний М. Горький);
повышенной эмоциональностью, доходящей до восторженности (некоторые части произведений Н. Гоголя);
тяготением к словотворчеству (А. Белый).
синтаксис чаще ритмизированный, воссоздающий черты поэтической речи
Слайд 17

Пример орнаментальной прозы. Н.В. Гоголь в «Повести о том, как поссорились

Пример орнаментальной прозы.
Н.В. Гоголь в «Повести о том, как поссорились Иван

Иванович с Иваном Никифоровичем» использует многочисленные повторы, поэтические определения, восклицания, призывы, выражающие восторг:
Славная бекеша у Ивана Ивановича! Отличнейшая! А какие смушки! Фу ты пропасть, какие смушки! Сизые с морозом. Я ставлю Бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните ради Бога на них, особенно если он станет с кем-нибудь говорить, взгляните сбоку: что за объедение! Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! [...] Прекрасный человек Иван Иванович! Прекрасный человек Иван Иванович!
Слайд 18

Стихотворный текст может приобретать прозаические черты. Цель прозаизации художественного текста, в

Стихотворный текст может приобретать прозаические черты.

Цель прозаизации художественного текста,

в том числе и прозаического, – достичь правдоподобия, приблизить к обыденному, земному, реальному. Правдоподобие достигается, как правило, обращением к различным отклонениям от литературной нормы в языке.
Эти отклонения :
речь диалектная,
речь неграмотная,
речь простонародная, жаргонная, социально ограниченная,
речь табуированная, обсценная.
Слайд 19

Сочетание вербальных и невербальных, изобразительных средств передачи информации образует креолизованный (смешанного типа) текст

Сочетание вербальных и невербальных, изобразительных средств передачи информации образует креолизованный (смешанного

типа) текст
Слайд 20

Креолизованные тексты с частичной креолизацией с полной креолизацией

Креолизованные тексты

с частичной креолизацией

с полной креолизацией

Слайд 21

Текст с частичной креолизацией Вербальные и иконические компоненты вступают в автосемантические

Текст с частичной креолизацией
Вербальные и иконические компоненты вступают в автосемантические отношения,

когда вербальная часть сравнительно автономна и изобразительные элементы текста оказываются факультативными. Такое сочетание находим часто в газетных, научно-популярных и художественных текстах.
Слайд 22

Текст с полной креолизацией Большая спаянность, слияние. Между вербальным и иконическим

Текст с полной креолизацией
Большая спаянность, слияние.
Между вербальным и иконическим компонентами

устанавливаются синсемантические отношения
Такая зависимость наблюдается в рекламе (плакат, карикатура, объявления и др.), а также в научных и особенно научно-технических текстах.