Риторический канон «Путь от мысли к слову»

Содержание

Слайд 2

Риторический канон Инвенция – изобретение речи Диспозиция – расположение мыслей Элокуция

Риторический канон

Инвенция – изобретение речи
Диспозиция – расположение мыслей
Элокуция – языковое оформление

речи
Меморио – запоминание
Акцио гипокризис – исполнение речи
Слайд 3

3. Элокуция Изобразительно-выразительные средства Приемы захвата и удержания внимания аудитории

3. Элокуция

Изобразительно-выразительные средства
Приемы захвата и удержания внимания аудитории

Слайд 4

Средства выразительности

Средства выразительности

Слайд 5

Условия выразительности речи определенного человека Самостоятельность мышления Интерес автора Знание выразительных

Условия выразительности речи определенного человека

Самостоятельность мышления
Интерес автора
Знание выразительных возможностей языка
Знание особенностей

языковые стилей
Систематическая тренировка языковых навыков
Сознательное намерение говорить выразительно
Слайд 6

Клише и штамп Клише - застывшие речения, осознаваемые как несвободные (т.е.

Клише и штамп

Клише - застывшие речения, осознаваемые как несвободные (т.е. воспроизводимые

целиком) всеми носителями языка.
на сегодняшний день, на данном этапе, служба занятости, по данным из информированных источников
Штамп - это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. 
источник вдохновения, лазурь небес, черное золото, белые халаты
Слайд 7

Канцеляризм - элементы официально-делового стиля, введенные в стилистически чуждый для них

Канцеляризм

- элементы официально-делового стиля, введенные в стилистически чуждый для них контекст


наличие, за неимением, во избежание, проживать, изымать, вышеперечисленный, имеет место 
В январе-феврале происходит икрометание у налима.
Дежурная служба усиленно ведет контроль за расходованием электроэнергии.
В новом здании театра… на глазах у зрителя будет происходить подъем и опускание стола, открывание и закрывание рампы.
Слайд 8

Канцеляризм: особые приметы Отглагольные существительные (-ние) Во избежание невыполнения применения решения

Канцеляризм: особые приметы

Отглагольные существительные (-ние) Во избежание невыполнения применения решения
Отыменные предлоги в

течение, во избежание, в отсутствие, вследствие, по причине, по истечении...
Пассивный залог мной было принято решение
«Является» Февраль является зимним месяцем
Слайд 9

Загадки Сидит девица в темнице, а коса на улице. Сто одежек

Загадки

Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Сто одежек и

все без застежек.
Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
Слайд 10

Метафора - это употребление слова в переносном значении на основе сходства

Метафора

- это употребление слова в переносном значении на основе сходства в

каком-либо отношении двух предметов или явлений.
аналогия цвета, формы, размера, материала, интенсивности, функции, манеры поведения…
Дж. Лакофф, М. Джонсон
Метафоры, которыми мы живем
Слайд 11

Метафоры в науке Образ: Бабочка, взмахивающая крыльями в Бразилии, может вызвать

Метафоры в науке

Образ: Бабочка, взмахивающая крыльями в Бразилии, может вызвать торнадо

в Техасе.
Научный смысл: Незначительное воздействие на детерминированно-хаотическую систему может иметь большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время.
Образ: Кипящий на плите наваристый бульон, помешиваемый рачительной хозяйкой.
Научный смысл: Жизнь зародилась из раствора относительно простых веществ, содержавшихся в древнейших водоемах.
Слайд 12

Олицетворение — это изобразительный приём, состоящий в том, что неодушевленному предмету,

Олицетворение

— это изобразительный приём, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному

понятию или живому существу приписываются свойства или действия:
1) живого существа: океан грозно ревел;
2) человека: река смеялась, переливаясь в лучах солнца; гусь взволнованно рассказывал курам о своих приключениях
Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский);
Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. Пушкин);
… И теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчиха думала: «Пускай приучаются»(А. Чехов).
И осень огненный парик срывает ливневыми лапами (В. Егоров).
Слайд 13

М.А. Кузьмин. «Скука» Сухой рукой укажет флягу, Я выпью, на кровать

М.А. Кузьмин. «Скука»

Сухой рукой укажет флягу,
Я выпью, на кровать прилягу,
Она присядет

тут же рядом
И запоёт,
И обоймёт,
Шурша сереющим нарядом.
С друзьями стал теперь в разводе,
И не живу я на свободе.
Не знаю, как уйти из круга:
Всех гонит прочь
В глуxую ночь
Моя ревнивая подруга.
Лежу, лежу... душа пустеет.
Рука в руке закостенеет.
Сама тоска уйдёт едва ли...
И день за днём
Живём, живём,
Как пленники в слепом подвале.
Слайд 14

Эпитет - это яркое, выразительное определение явления. Авторские: пушистые ветки, сонная

Эпитет

- это яркое, выразительное определение явления.
Авторские: пушистые ветки, сонная тишина, роковые

раскаты, проворный поток, ветреная Геба, громокипящий кубок.
Постоянные: красна девица, добрый молодец, ясно солнышко.
Клише: лихие года, народная беда, полуночный час.
Стандартные: ослепительной белизны снег, лазурное небо, изумрудная листва.
Слайд 15

Метонимия - это перенос значения по смежности: Вино в хрустале, дама

Метонимия

- это перенос значения по смежности:
Вино в хрустале, дама в соболях,

зал аплодирует, трибуны замерли, съесть вазочку мороженого, Испания в последнем матче проиграла, Берлин с этим не согласен, Пастернака я не читал, добыть огнем и мечом, встретить ножами и кастетами.
Синекдоха – вид метонимии, при котором перенос происходит по количественному признаку.
Всякий зверь спит. Семье нужна крыша над головой. Беречь копейку.
Слайд 16

Перифраз(-а) - это оборот, состоящий в замене названия предмета или явления

Перифраз(-а)

- это оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием

их существенных признаков и указанием на их характерные черты.
Петра творенье, дневное светило, царь зверей, люди в белых халатах, победитель Наполеона.
Слайд 17

Эвфемизм - это замена прямого наименования косвенным для смягчения смысла Обойтись

Эвфемизм

- это замена прямого наименования косвенным для смягчения смысла
Обойтись посредством платка,

человек неглубоких познаний, объяснить собеседнику его вину на повышенных тонах
Слайд 18

Каламбур - это словесная игра, построенная на использовании разных значений одного

Каламбур

- это словесная игра, построенная на использовании разных значений одного слова

или сближении похоже звучащих слов.
Весна хоть кого с ума сведет. Лед – и тот тронулся (Э.Кроткий); Стоит ли есть поедом подчиненного, если его не перевариваешь? (Журн. «Крокодил»).
Слайд 19

Цитата - это отрывок из литературного произведения, приводимый с дословной точностью.

Цитата

- это отрывок из литературного произведения, приводимый с дословной точностью.

Слайд 20

Аллюзия и реминисценция Аллюзия – это стилистическая фигура, содержащая явное указание

Аллюзия и реминисценция

Аллюзия – это стилистическая фигура, содержащая явное указание или

отчетливый намек на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закрепленный в текстовой культуре или в разговорной речи. 
Реминисценция – это отсылка к предшествующим фактам культуры, напоминание об отдельных произведениях искусства или их группах.
Прецедентный текст
Слайд 21

«Квартирный вопрос» испортил и продолжает портить жизнь подавляющему числу россиян. В

«Квартирный вопрос» испортил и продолжает портить жизнь подавляющему числу россиян. В

улучшении жилищных условий нуждаются четыре пятых населения страны, и их надежды тают с каждым днём (В. Андреев // АиФ, 2006, №20).
Эксперты Deloitte&Touch сравнили стоимость ночёвки в равнозначных номерах в 6000 европейских отелях (три звезды и более). По их данным, только за 2005 год цены на койко-место в Москве выросли на 34,4 процента! Другим городам и не снился такой впечатляющий скачок. Причём при сохранении практически на прежнем уровне гостиничного сервиса. Возможно, цены росли в привязке к стремительно дорожающему московскому жилью? Впрочем, умом Россию не понять. Даже столь известной аудиторской компании, которая в своё время смогла просчитать суммарную стоимость ОАО «Газпром» (И. Являнский // Изв., 2006, № 107)
Слайд 22

А.П. Квятковский «Поэтический словарь»

А.П. Квятковский «Поэтический словарь»

Слайд 23

Слайд 24

Отсылки в заголовках Чем бы дитя ни тешилось Прощай, оружие! Ледовое

Отсылки в заголовках

Чем бы дитя ни тешилось
Прощай, оружие!
Ледовое побоище


Архипелаг аншлаг
Береги чин смолоду
Властелин колёс
Красота спасет Минск
Слайд 25

Лексические средства выразительности Синонимы: семантические (исполин, гигант, титан), стилистические (пришёл, прибыл,

Лексические средства выразительности

Синонимы:
семантические (исполин, гигант, титан),
стилистические (пришёл, прибыл, притащился;

глаза, очи),
семантико-стилистические (блуждать, бродить, шататься, шляться)
Неологизмы:
языковые: льготник, силовик, компьютерщик, бессобытийность, совковый, псевдорынок, суперхитовый, телемания, беспредел;
окказионально-авторские: Молоткастый, серпастый советский паспорт (В. Маяковский);…даже прознобь берет (А. Солженицын); …обсуждали с ребятами советно (А. Солженицын); Сене некогдилось с посиделками (В. Распутин).
Устаревшие слова:
Историзмы (городовой, асессор);
Архаизмы (вежды, брег, десница).
Слайд 26

Устаревшие слова Воссоздание колорита прошлого Взамен земли помещики получат жалованье. Войска

Устаревшие слова

Воссоздание колорита прошлого Взамен земли помещики получат жалованье. Войска будут

набираться из одних дворян. Даточных рекрутов из холопов и тяглых людей мы устраняем (А.Н. Толстой. «Петр Первый»).
Торжественность и возвышенность речи Навис покров угрюмой нощи… (А. Пушкин); Но угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костёр, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор (М. Лермонтов); И старец воспринял младенца из рук Марии; и три человека вокруг младенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке храма (И. Бродский).
Ироничность или комизм Сызмальства почти, от молодых ногтей, любимым словом моим было «дерзание», и — Бог свидетель — как я дерзал! Если вы так дерзнёте — вас хватит кондрашка или паралич (В. Ерофеев. «Москва — Петушки»)
Слайд 27

Саша Черный. «Солдатские сказки» Притаилась, стало быть, наша головная колонна в

Саша Черный. «Солдатские сказки»

Притаилась, стало быть, наша головная колонна в Альпах

в непроходимом ущелье. Капказ не Капказ, а горы этак с полтора Ивана Великого. Облака, которые потяжелее, поверху цыпаются, ни взад, ни вперёд. Водопадина сбоку шумит. Чего ей, дуре, больше делать? Суворов-фельдмаршал само собой в передовой части. <…> А что ущелье непроходимое, Суворову через правый рукав наплевать. Потому прочие начальники – генералы, а он – генералиссимус, никаких препятствий не признавал.
Слайд 28

4. Меморио Нужны ли записи? Запомнить основные мысли и последовательность их раскрытия Прорепетировать

4. Меморио

Нужны ли записи?
Запомнить основные мысли и последовательность их раскрытия
Прорепетировать

Слайд 29

5. Акцио Установить и поддерживать контакт с аудиторией Жесты, мимика, внешний

5. Акцио

Установить и поддерживать контакт с аудиторией
Жесты, мимика, внешний вид
Способы борьбы

со страхом и волнением
Слайд 30

Риторический канон Инвенция – изобретение речи Диспозиция – расположение мыслей Элокуция

Риторический канон

Инвенция – изобретение речи
Диспозиция – расположение мыслей
Элокуция – языковое оформление

речи
Меморио – запоминание
Акцио – исполнение речи