Русский язык и культура речи. Риторика

Содержание

Слайд 2

Риторика Риторика (от греч. rhetorike – говорю) – теория и искусство

Риторика

Риторика (от греч. rhetorike – говорю) – теория и искусство красноречия
Риторика

– филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественной выразительной речи
Риторика – учебная дисциплина, дающая проверенную опытом систему правил, упражнений, моделей, которые помогут каждому образованному человеку подготовиться и выступить с речью, участвовать в споре, написать доклад, статью, и т.п.
Слайд 3

Предмет и задачи Риторики Предмет Риторики – устная монологическая литературная речь

Предмет и задачи Риторики

Предмет Риторики – устная монологическая литературная речь
Задачи Риторики:

1) изучение теоретического материала, 2) чтение, анализ образцовых текстов, моделирование текстов, 3) изучение правил, приемов, моделей создания риторических речей, 4) выполнение разнообразных упражнений в соответствии с целями обучения риторике, 5) свободное творчество.
Слайд 4

Риторика в России Первые русские руководства по Риторике появились в 17

Риторика в России

Первые русские руководства по Риторике появились в 17 веке.

Авторами первых российских трудов по риторике были церковные деятели, ученые: вологодский епископ Макарий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович. Расцвет Риторики в России приходится на середину 18 века. Огромный вклад в развитие теории искусства красноречия внес выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов, создавший «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) и теорию «трех штилей», изложенную в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке».
Слайд 5

«Краткое руководство к красноречию» В этом труде М.В. Ломоносов обозначил основные

«Краткое руководство к красноречию»

В этом труде М.В. Ломоносов обозначил основные «средства

к приобретению красноречия»: 1) природное дарование, 2) наука, 3) подражание авторам, 4) упражнение в сочинении, 5) знание других наук.
Слайд 6

Теория трех штилей В этом труде М.В. Ломоносов впервые предлагает три

Теория трех штилей

В этом труде М.В. Ломоносов впервые предлагает три основных

принципа систематизации лексического состава языка: 1) этимологический (происхождение слова), 2) стилистический (определенные лексические единицы закреплены за определенным типом речи) и 3) функционально-стилистический ( отобранные лексические единицы закрепляются за определенным литературным жанром). В соответствии с данными принципами Ломоносов выделяет «три рода речений»: «к первому причитаются, которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны (бог, рука, слава). Ко второму принадлежат, кои хотя и общеупотребляются мало, однако всем грамотным людям вразумительны (отверзаю, господень, взывают). К третьему роду относятся, которых нет в церковных книгах (говорю, ручей, пока)». Эти группы слов Ломоносов рекомендует к употреблению в речи.
Слайд 7

Теория трех штилей (продолжение) Кроме того, Ломоносов выделяет «слова устарелые, обветшалые»,

Теория трех штилей (продолжение)

Кроме того, Ломоносов выделяет «слова устарелые, обветшалые», которые

непонятны собеседникам (обаваю – ворожу, свене – кроме, вогда – иногда). Их не следует употреблять даже в высоком стиле. И еще Ломоносов выделяет лексику, которую «ни в каком стиле употреблять непристойно, как только в подлых комедиях (таскаться, хрыч)».
За каждым стилем закреплены особые литературные жанры: высоким стилем предлагалось писать оды, поэмы, прозаические речи о высоких материях; средним – театральные сочинения, дружеские письма, сатиры, элегии, «в прозе пристойно описание достопамятных учений»; низким – комедии, эпиграммы, песни, описание обыденных дел.
Слайд 8

Современная риторика В настоящее время существенно расширилось практическое использование Риторики: она

Современная риторика

В настоящее время существенно расширилось практическое использование Риторики: она находит

применение в деловом и бытовом общении, в профессиональной и личной деятельности. Риторика стала необходимым компонентом в системе изучения родного языка, составной частью гуманитарного образования, поскольку в ней интегрируется знание языка и теории литературы, стилистики, психологии. Риторику и Культуру речи объединяет общая цель – поиск наиболее оптимальных алгоритмов общения в разных жизненных ситуациях и условиях коммуникации.
Слайд 9

Риторика подразделяется на общую и частную Общая Риторика изучает общие законы,

Риторика подразделяется на общую и частную

Общая Риторика изучает общие законы, присущие

всем письменным и устным произведениям.
Частная Риторика исследует особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе особенности ораторской речи. Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, обращенную к широкой аудитории, произносимую профессионалом (оратором) и имеющую своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения.
Слайд 10

Общая Риторика включает следующие разделы: Инвенция - работа над содержанием речи,

Общая Риторика включает следующие разделы:

Инвенция - работа над содержанием речи, т.е.

определение границ темы, ее формулировка, сбор и накопление материала, его систематизация.
Диспозиция – рекомендации к построению речи, композиции произведения.
Элокуция – изучение способов выражения мысли в тексте, «украшение» речи.
Мемория – способы запоминания подготовленной речи.
Акцио – рекомендации для проведения успешного выступления, которое зависит от трех факторов: 1) личности выступающего, его компетентности и культуры, умения держаться перед аудиторией, 2) качества всех ступеней подготовки речи – содержательной, языковой, композиционной, 3) артистизма, исполнительской готовности выступающего.
Слайд 11

Инвенция. Требование к выбору и формулировке темы речевого произведения Тема должна

Инвенция. Требование к выбору и формулировке темы речевого произведения

Тема должна быть

интересной, важной для аудитории, к которой обращается автор. В противном случае не возникнет необходимого контакта между выступающим и аудиторией.
Тема должна быть конкретной, не слишком объемной. Различают темы широкого и узкого (предметного) охвата. Сравните: Природа России – Природа Тверского края. Широкие темы могут делиться на подтемы, причем существует несколько ступеней деления: Риторика как наука – История возникновения Риторики – Риторика в России.
Тему необходимо формулировать не только четко, кратко, но и выразительно, образно, чтобы она сразу привлекла внимание аудитории: Как «читать» партнера по деловому общению.
Слайд 12

Материал для речевых произведений подразделяется на две группы: Материал из непосредственных

Материал для речевых произведений подразделяется на две группы:

Материал из непосредственных источников:

а) жизненный опыт автора речевого произведения, б) целенаправленные наблюдения, в) воображение, т.е. мысленное создание новых картин, образов, проектов.
Материал, полученный опосредованным путем, т.е. собранный, осмысленный и обобщенный другими людьми. Источники – книги, журналы, СМИ.
Слайд 13

Диспозиция. Требования к построению основных композиционных частей речевого произведения Вступление необходимо

Диспозиция. Требования к построению основных композиционных частей речевого произведения

Вступление необходимо для

установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Основное содержание вступления – введение в тему. Ему отводится 5-10% времени всего выступления. Здесь говорится о проблеме, которой посвящена речь, задачах выступления, сообщается план предстоящего выступления.
Основная часть, где раскрывается заявленная тема выступления. Способ изложения материала в основной части зависит от цели, стиля, жанра речевого произведения, от цели выступления: развлекать, воодушевлять, информировать, убеждать, переубеждать, призывать к действию и т.д.
Заключение, где делается обобщение сказанного, формулируются выводы. Заключение занимает 5% времени всего выступления. Тип заключения зависит от характера речи.
Слайд 14

Требования к заключению (продолжение) Для информационных речей характерно заключение, в котором

Требования к заключению (продолжение)

Для информационных речей характерно заключение, в котором подводится

итог сказанному. Обычно заключение предваряется словами итак, заканчивая выступление, таким образом и под. В агитационных и воодушевляющих речах концовка представляет собой формулировку основной идеи выступления. При этом главная идея должна быть сформулирована так кратко и выразительно, чтобы побудить аудиторию к действию. Концовкой агитационных речей обычно служит яркое афористическое высказывание, призыв или пожелание. Главное – заключение содержательно должно перекликаться с вступительной частью.
Слайд 15

Способы строения основной части Ступенчатый – материал очередного вопроса базируется на

Способы строения основной части

Ступенчатый – материал очередного вопроса базируется на предыдущем
Концентрический

– один и тот же вопрос рассматривается с разных точек зрения
Спиральный – переход от общего, поверхностного изложения материала к повторному, более детальному и глубокому
Дедуктивный – переход от общих положений к конкретной ситуации
Индуктивный – переход от анализа фактов к их обобщению
Слайд 16

Синтаксическое строение основной части Цепная синтаксическая связь: развитие мысли движется от

Синтаксическое строение основной части

Цепная синтаксическая связь: развитие мысли движется от

исходной, известной информации к новой, ранее неизвестной. Та информация, которая была новой в предыдущем предложении, становится известной, исходной в последующем.
Параллельная синтаксическая связь: предмет высказывания во всех предложениях один, и в каждом последующем предложении о нем сообщается какая-то новая информация.
Слайд 17

Цепная связь В день спектакля публика густо стала подходить из ближних

Цепная связь

В день спектакля публика густо стала подходить из ближних деревень

в село Огрызово. С любопытством рассматривали плакат-афишу, укрепленную на воротах школы. В школе едва-едва могло уместиться двести человек, народу же набралось с полтысячи. Спозаранку, часов с трех, зал был битком набит. Публика плевала на пол, выражалась, плакат же «Прошу не курить, с почтением автор Мохов» был сорван и пошел на козьи ножки. В комнате от табачного дыма было сизо. День был знойный, душный. В пять часов Павел Мохов стал наводить порядки. Весь мокрый, он стоял вместе с милицейским на крыльце и осаживал напиравший народ (В. Шишков).
Слайд 18

Параллельная связь Градов еще не спал, потому что шел восьмой час

Параллельная связь

Градов еще не спал, потому что шел восьмой час вечера.

Злились от скуки собаки на каждом дворе. Замечательно – потому что он был один – горел вдалеке электрический фонарь. Небо было так низко, тьма так густа, а город столь тих, невелик и благонравен, – что почти не имелось никакой природы на первый взгляд, да и нужды в ней не было (А. Платонов).
Слайд 19

Способы удержания внимания аудитории Логическая организация речи, т.е. последовательность, непротиворечивость, обоснованность

Способы удержания внимания аудитории

Логическая организация речи, т.е. последовательность, непротиворечивость, обоснованность речи.
Создание

проблемной ситуации в ходе изложения материала.
Содержательность речи, т.е. представление новой, неизвестной слушателям информации, оригинальная интерпретация известных фактов.
Доступность изложения, т.е. использование наглядных пособий, примеров, рациональное сочетание теоретических положений с фактами.
Выразительность речи, т.е. использование выразительных средств языка.
Драматизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям.
Слайд 20

Логическая организация речи достигается с помощью использования аргументов Аргумент – логический

Логическая организация речи достигается с помощью использования аргументов

Аргумент – логический довод,

служащий основанием доказательства.
Аргументация – приведение таких доводов в пользу того или иного утверждения