- Главная
- Русский язык
- Сочинение ЕГЭ (10 класс)
Содержание
- 2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный
- 3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному
- 4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского
- 5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
- 6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите
- 7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
- 8. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
- 9. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Он
- 10. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая
- 11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я ухватился
- 12. Учебная задача в формулировке задания 27.Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
- 13. Что требуется от учеников: проанализировать предложенный текст, выявив автора позицию по одной из затронутых в нем
- 14. K2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
- 15. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного
- 16. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного
- 17. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного
- 18. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного
- 19. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного
- 20. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный
- 23. При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения
- 24. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях: К7- орфографических ошибок нет (или допущена 1
- 25. 2. План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться
- 26. 3. Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учетом плана и критериев оценивания 1) Формулировка проблемы Проблема
- 27. Сформулировать проблему можно двумя способами:
- 28. Речевые формулы (клише), используемые при формулировке проблемы, затронутой автором исходного текста и выбранной пишущим для комментирования:
- 29. Пример возможного варианта начала сочинения-рассуждения: Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие
- 30. Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку Каждый год ФИПИ включает в состав КИМов ЕГЭ по русскому
- 31. 2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров: проблема влияния детства на формирование жизненной
- 32. 3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества: проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном
- 33. 4. Сложность и противоречивость человеческих поступков: проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение
- 34. 5. Человеческое благородство: проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека; проблема
- 35. 6. Честь и человеческое достоинство: проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?); проблема
- 36. 8. Восприятие человеком окружающего мира проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц;
- 37. 10. Человек и искусство проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми ( Почему одни люди погружаются в
- 38. 12. Бережное отношение человека к языку. проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в
- 39. 14. Сострадание окружающим проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь
- 40. 15. Отношение человека к войне проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять
- 41. Типы информации в тексте Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте.
- 42. Комментарий проблемы Комментарий - рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Можно выделить два типа комментария:
- 44. Примечание: Как текстуальный, так и концепционный комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться
- 45. Речевые клише для введения концепционного комментария: Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не
- 46. Типичные ошибки при написании комментария: подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование, приводящие к снижению
- 47. Комментарий Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями,
- 48. Способы отсылки к тексту Ссылка на номера предложений Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово
- 49. Структура комментария
- 50. Примеры-иллюстрации
- 51. Пояснение к примерам
- 52. Пример + пояснение «Цитата», - пишет автор, чтобы… «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть», -
- 53. Смысловая связь между примерами
- 54. Где обозначать связь между примерами? ✓Указание на связь примеров как зачин в комментарии: Размышляя над проблемой,
- 55. Фрагмент сочинения по отрывку из интервью с Ч.Т. Айтматовым «Книги, открывающие нас»
- 56. Позиция автора Позиция автора - это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет. Для
- 57. Речевые клише, используемые для выражении позиции автора
- 59. Авторская позиция может выражаться ПРЯМО (в текстах научного, а иногда публицистического стилей) или КОСВЕННО (в текстах
- 60. Для того чтобы понять позицию, задайте себе ряд вопросов: О чем говорит автор? Какие изобразительно-выразительные средства
- 61. Методические рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок, часто допускаемых при выявлении позиции автора: позицию автора следует формулировать
- 62. Формулирование собственного мнения Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните
- 63. 3) Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне увидеть проблему (далее идет формулировка
- 64. Заключение Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста.
- 66. Пример написания и оценки комментария
- 67. (1)Мальчики и девочки в свои семнадцать лет сейчас почти всегда выглядят как взрослые «дяди» и «тёти»,
- 68. Пример комментария к сочинению №1. За этот комментарий можно получить 5 баллов. Автор текста А. Лиханов
- 69. Пример комментария №2. За этот комментарий можно получить 4 балла. Автор текста А. Лиханов поднимает проблему
- 70. Пример комментария №3. За этот комментарий можно получить 3 балла Автор текста А. Лиханов поднимает проблему
- 71. Пример комментария №4. За этот комментарий можно получить 2 балла Автор текста А. Лиханов поднимает проблему
- 72. Пример комментария №5. За этот комментарий можно получить 1 балл. Автор текста А. Лиханов поднимает проблему
- 73. Образец сочинения, написанного по предложенному выше плану в соответствии с новыми критериями оценивания части С: Текст
- 74. (13)Я скажу тебе правду. - (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. - (15)Я не
- 75. Сочинение Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное
- 77. Скачать презентацию
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
упрочЕние
пломбировАть
красИвее
начАвший
углубИть
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте
На прилавках магазинов города лежат ОТБОРНЫЕ овощи и фрукты.
Художественная гимнастика — один из самых ЭФФЕКТНЫХ и красивых видов спорта.
Надо вырабатывать навыки ДИПЛОМАТИЧНОГО поведения.
После просмотра фильма у меня сложилось ДВОЯКОЕ впечатление.
ПРОДУКТИВНЫМ было творчество юных мастеров, которые работали под руководством известного художника-оформителя.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное
Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
ЛАЖУ по крышам
часовые ПОЯСА
с СЕМЬЮСТАМИ метрами
РАЗОЖГЁТ костёр
несколько ГРАММОВ
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится
1) выскочка, блистательный, замирать
2) период, уберечь, замечательный
3) расплавлять (металл), зоологический, примирить (врагов)
4) пóнятый (текст), выгорать, озарение
5) душераздирающий, (по) касательной, сложение (основ)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
1) по..пустить, о..бросить, о..стать;
2) во..местить, не..добровать, ..дание;
3) супер..гра, пред..юньский, без..скусный;
4) пр..брежный, пр..давать (значение), пр..ставить (к стене);
5) ад..ютант, с..ёжиться, меж..языковой.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
1) умо..шься, вид..мый
2) кле..шь, будораж..вший (воображение)
3) расстро..вшись, повад..шься
4) колыш..щиеся (травы), (они) леч..т
5) взлеле..вший, вер..щий (на слово)
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки
Он вышел, (не)смотря на нас.
Ответ далеко (не)всегда следовал прямой и скорый.
(Не)спавшего уже несколько ночей Алешу клонило ко сну.
Все знали, что она (не)виновна.
Все чаще шли обложные дожди, (не)прекращающиеся иной раз целые сутки.
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
На хозяине
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
На хозяине
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы)
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы)
Я ухватился одной рукой за выбоину в стене, другой упёрся в дверную ручку и (1) подтянувшись (2) сунул ноги в дыру; обеспозвоноченный страхом (3) я некоторое время висел в воздухе (4) сильно изогнувшись (5) и (6) наконец нащупав пол (7) втащил в помещение и верхнюю часть своего туловища.
Учебная задача в формулировке задания
27.Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте одну из
Учебная задача в формулировке задания
27.Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте одну из
Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру -иллюстрации.
Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Что требуется от учеников: проанализировать предложенный текст, выявив автора позицию по
Что требуется от учеников: проанализировать предложенный текст, выявив автора позицию по
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:
критерии оценивания части С (это поможет избежать типичных недочетов при написании сочинения-рассуждения; ведь творческое задание оценивается экспертами не целиком, а по критериям);
план написания сочинения-рассуждения, составленный на основе требований, предъявляемых разработчиками ЕГЭ по русскому языку к выполнению задания части С;
речевые клише, позволяющие правильно формулировать и грамотно вводить в текст сочинения-рассуждения его составные части: проблему, комментарий к ней, позицию автора, согласие/несогласие пишущего, доказательство собственной точки зрения;
типичные речевые и грамматические ошибки, которые не следует допускать в сочинении-рассуждении по данному тексту.
K2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой
K2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.
Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет
6
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее
Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.
Проанализирована, но не указана (или указана неверно)
смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет
5
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее
Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны.
Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций.
Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет
4
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее
Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны.
Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет
3
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее
Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснений к примерам-иллюстрациям нет.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет
ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к примеру-иллюстрации.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет
2
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы.
Пояснений к примеру-иллюстрации нет. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет
1
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.
ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, не приведены.
ИЛИ В комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста.
ИЛИ Прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема.
ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ текста.
ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее
Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснений к примерам-иллюстрациям нет.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет
ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к примеру-иллюстрации.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет
2
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведён 1 пример-иллюстрация
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведён 1 пример-иллюстрация
Пояснений к примеру-иллюстрации нет. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет
1
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.
ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, не приведены.
ИЛИ В комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста.
ИЛИ Прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема.
ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ текста.
ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста
0
При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице
При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7-К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7- орфографических
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7- орфографических
К8-пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 - допущено не более 2-х ошибок;
К8 - допущено 1-3 ошибки;
К9 - грамматических ошибок нет;
К10 - допущено не более 1 речевой шибки.
Высший балл по критериям К7-К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулём баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
2. План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту
Независимо от содержания текста, предлагаемого
2. План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту
Независимо от содержания текста, предлагаемого
Сформулировать проблему.
Прокомментировать проблему.
Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.
Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.
Итоговый вывод (заключение).
Примечание: наверное, вы обратили внимание на то, что в предлагаемом плане отсутствует вступление. Жанр эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки проблемы. Однако хорошо, если в вашей работе будут присутствовать и вступление, и заключение.
3. Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учетом плана и критериев
3. Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учетом плана и критериев
1) Формулировка проблемы
Проблема - вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для 1 комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть является одной I из главных, а не второстепенной;
дает выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твердо знает, какие аргументы приведет в доказательство своей точки зрения).
Сформулировать проблему можно двумя способами:
Сформулировать проблему можно двумя способами:
Речевые формулы (клише), используемые при формулировке проблемы, затронутой автором исходного текста
Речевые формулы (клише), используемые при формулировке проблемы, затронутой автором исходного текста
В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?);
Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?);
Сложная, важная, серьёзная, актуальная, злободневная, острая, философская проблема.
Примечание:
сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего?)..,
Пример возможного варианта начала сочинения-рассуждения:
Что такое война? Как военные действия и
Пример возможного варианта начала сочинения-рассуждения:
Что такое война? Как военные действия и
Избегайте типичных ошибок, которые нередко допускаются при формулировке проблемы:
• помните о том, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слова слово «тема», иначе эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут один балл по критерию К12.
Так начинать работу нельзя: «Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это тема нравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни»;
Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку
Каждый год ФИПИ включает в состав
Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку
Каждый год ФИПИ включает в состав
Ниже мы приводим некоторый их перечень, чтобы сориентировать вас в данном вопросе.
Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков:
1. Взаимоотношения отцов и детей.
проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?);
проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;
проблема предательства детьми своих родителей.
2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров:
проблема влияния детства
2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров:
проблема влияния детства
проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);
проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества:
проблема роли книги в
3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества:
проблема роли книги в
проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?);
проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).
4. Сложность и противоречивость человеческих поступков:
проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений
4. Сложность и противоречивость человеческих поступков:
проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений
проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;
проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
5. Человеческое благородство:
проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный
5. Человеческое благородство:
проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный
проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?);
проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;
проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?)
6. Честь и человеческое достоинство:
проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит
6. Честь и человеческое достоинство:
проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит
проблема защиты чести и собственного достоинства;
проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
7. Отношения человека с другими людьми:
проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;
проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;
проблема истинной дружбы;
проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?);
проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);
проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
8. Восприятие человеком окружающего мира
проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за
8. Восприятие человеком окружающего мира
проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за
проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).
9. Одиночество человека
проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);
проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?);
проблема одинокой старости.
10. Человек и искусство
проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми ( Почему одни
10. Человек и искусство
проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми ( Почему одни
проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);
проблема восприятия музыки человеком.
11. Отношение человека к миру природы
проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы;
проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;
проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека;
проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?);
проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?).
12. Бережное отношение человека к языку.
проблема экологии языка (Какие изменения происходят
12. Бережное отношение человека к языку.
проблема экологии языка (Какие изменения происходят
13. Человек и власть, которой он наделен
проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею
(Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
14. Сострадание окружающим
проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию
14. Сострадание окружающим
проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию
(Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);
проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.
15. Отношение человека к войне
проблема отношения человека к войне (Почему человеческое
15. Отношение человека к войне
проблема отношения человека к войне (Почему человеческое
проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);
проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?);
проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному чело веку в экстремальных ситуациях?);
проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях.
Типы информации в тексте
Фактуальная информация - это сообщение о фактах,
Типы информации в тексте
Фактуальная информация - это сообщение о фактах,
Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.
Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.
Комментарий проблемы
Комментарий - рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Можно выделить
Комментарий проблемы
Комментарий - рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Можно выделить
Примечание:
Как текстуальный, так и концепционный комментарий должен осуществляться с опорой на
Примечание:
Как текстуальный, так и концепционный комментарий должен осуществляться с опорой на
Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
Речевые клише для введения текстуального комментария:
Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о /повествует о ... /приводит факты ... / на примере случая из жизни великого писателя NN показывает, что ....
Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о .... Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что…
Речевые клише для введения концепционного комментария:
Эта проблема актуальна сегодня, как никогда,
Речевые клише для введения концепционного комментария:
Эта проблема актуальна сегодня, как никогда,
Действительно, проблема ... очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что ... . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к ....
Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: … Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном:… .
Типичные ошибки при написании комментария:
подробный пересказ исходного текста и его обширное
Типичные ошибки при написании комментария:
подробный пересказ исходного текста и его обширное
Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
констатация в одном предложении актуальности проблемы и характеристика ее как социальной, нравственной или философской. Помните: при комментарии необходимо показать, как автор раскрывает проблему, остановиться на микротемах данного текста;
формулируется одна проблема, а комментируется другая;
Обращение к средствам выразительности рассматривается как один из способов комментирования проблемы. Это возможно при условии, если изобразительно-выразительные средства помогают определить авторскую позицию.
Комментарий
Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой
Комментарий
Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой
Логика комментирования
Проблема 2. Комментарий 3. Позиция автора
Что такое пример-иллюстрация?
Пример-иллюстрация - это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.
Способы отсылки к тексту
Ссылка на номера предложений
Автор стремится достучаться до читателей,
Способы отсылки к тексту
Ссылка на номера предложений
Автор стремится достучаться до читателей,
Прямое цитирование
«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», - пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.
Косвенное цитирование
Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.
Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте
Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.
Структура комментария
Структура комментария
Примеры-иллюстрации
Примеры-иллюстрации
Пояснение к примерам
Пояснение к примерам
Пример + пояснение
«Цитата», - пишет автор, чтобы…
«Равнодушие - это паралич души,
Пример + пояснение
«Цитата», - пишет автор, чтобы…
«Равнодушие - это паралич души,
Смысловая связь между примерами
Смысловая связь между примерами
Где обозначать связь между примерами?
✓Указание на связь примеров как зачин в
Где обозначать связь между примерами?
✓Указание на связь примеров как зачин в
Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. <…>
✓Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:
<…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…>
✓Указание на связь примеров как итог комментирования:
Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…
Фрагмент сочинения по отрывку из интервью с Ч.Т. Айтматовым
«Книги, открывающие нас»
Фрагмент сочинения по отрывку из интервью с Ч.Т. Айтматовым
«Книги, открывающие нас»
Позиция автора
Позиция автора - это отношение автора текста к проблеме, о
Позиция автора
Позиция автора - это отношение автора текста к проблеме, о
Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев
Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. Обратите внимание: цитирование уместно только при определении авторской позиции, но не при комментарии.
Речевые клише, используемые для выражении позиции автора
Речевые клише, используемые для выражении позиции автора
Авторская позиция может выражаться ПРЯМО (в текстах научного, а иногда публицистического
Авторская позиция может выражаться ПРЯМО (в текстах научного, а иногда публицистического
В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Следовательно, необходим лингвистический и литературоведческий анализ текста, позволяющий вербализировать позицию автора.
Для того чтобы понять позицию, задайте себе ряд вопросов:
О чем говорит
Для того чтобы понять позицию, задайте себе ряд вопросов:
О чем говорит
Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию?
Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?
Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)?
Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять авторскую позицию?
Речевые клише, используемые для формулировки позиции автора исходного текста:
Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: « ». NN убежден: ....
Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что...
Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:
Методические рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок, часто допускаемых при выявлении позиции
Методические рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок, часто допускаемых при выявлении позиции
позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его;
при определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».
Формулирование собственного мнения
Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста
Формулирование собственного мнения
Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста
Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:
1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что ... (далее идет формулировка важного тезиса).
В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ... (далее идет пример-аргумент).
2) Я согласен с автором данного текста в том, что (далее идет формулировка важного тезиса).
Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова «Обломов»...
3) Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне
3) Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне
4) Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: ... (далее идет формулировка важного тезиса).
В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры.
У меня есть знакомая Марина, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она...
5) Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет ... (далее идет авторский тезис, вывод). К сожалению, в наше время часто ... (далее идет пример-аргумент).
6) Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что ...
Заключение
Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором
Заключение
Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором
Пример написания и оценки комментария
Пример написания и оценки комментария
(1)Мальчики и девочки в свои семнадцать лет сейчас почти всегда выглядят
(1)Мальчики и девочки в свои семнадцать лет сейчас почти всегда выглядят
Пример комментария к сочинению №1. За этот комментарий можно получить 5
Пример комментария к сочинению №1. За этот комментарий можно получить 5
Автор текста А. Лиханов поднимает проблему взаимопонимания, духовной близости педагога и воспитанника (проблема).
Каждый человек – современник какой-либо эпохи и представитель определенного поколения (общий тезис). А. Лиханов начинает рассуждение с того, что дает общее описание современной молодежи (предложения 1-3): «неподготовленность к взрослой жизни», «пассивность, черствость, бездушие…» (пример-иллюстрация №1). Откуда это берётся? Задает вопрос автор. Отвечая на этот вопрос, А. Лиханов убеждает читателя в том, что ни жизненные невзгоды, ни дорогие подарки и престижные школы не смогут развить лучшие нравственные качества человека (предложения 5-13). Эти качества воспитываются только близкими людьми. А если близкие люди «пытаются отгородиться от подростка», то все хорошее, что есть в маленьком человеке, может никогда не раскрыться, не будет развиваться. Пример «неразвитости» доброты, сочувствия по отношению к родным людям показан автором в предложениях 20-27 (пояснение к примеру-иллюстрации 1).
При этом автор подчеркивает еще одну мысль (связь между примерами): «доброте, сочувствию, такту, ответственности» не научит школа, какой бы она ни была. Настоящим «Человеком» подростка могут воспитать только «близкие люди» ) (пример-иллюстрация № 2). Не формально близкие, а по-настоящему, те, кому подросток доверяет (предложения 14-19) (пояснение к примеру-иллюстрации № 2).
Из текста ясно, что только человек неравнодушный, духовно близки может воспитать в ребенке доброту, сочувствие, ответственность за свои поступки. Нельзя воспитать того, чем сам не отличаешься. Такова позиция автора.
Пример комментария №2. За этот комментарий можно получить 4 балла.
Автор текста
Пример комментария №2. За этот комментарий можно получить 4 балла.
Автор текста
Каждый человек – современник какой-либо эпохи и представитель определенного поколения (тезис). А. Лиханов начинает рассуждение с того, что дает общее описание современной молодежи (предложения 1-3): «неподготовленность к взрослой жизни», «пассивность, черствость, бездушие…» Откуда это берётся? Задает вопрос автор (пример-иллюстрация № 1). (Отсутствует пояснение к примеру-иллюстрации 1.). Автор подчеркивает еще одну мысль (смысловая связь): «доброте, сочувствию, такту, ответственности» не научит школа, какой бы она ни была. Настоящим «Человеком» подростка могут воспитать только «близкие люди» (пример-иллюстрация № 2). Не формально близкие, а по-настоящему, те, кому подросток доверяет (предложения 14-19) (пояснение к примеру-иллюстрации №2).
Из текста ясно, что только человек неравнодушный, духовно близки может воспитать в ребенке доброту, сочувствие, ответственность за свои поступки. Нельзя воспитать того, чем сам не отличаешься. Такова позиция автора.
Пример комментария №3. За этот комментарий можно получить 3 балла
Автор текста
Пример комментария №3. За этот комментарий можно получить 3 балла
Автор текста
Пример комментария №4. За этот комментарий можно получить 2 балла
Автор текста
Пример комментария №4. За этот комментарий можно получить 2 балла
Автор текста
Из текста ясно, что только человек неравнодушный, духовно близки может воспитать в ребенке доброту, сочувствие, ответственность за свои поступки. Нельзя воспитать того, чем сам не отличаешься. Такова позиция автора.
Пример комментария №5. За этот комментарий можно получить 1 балл.
Автор текста
Пример комментария №5. За этот комментарий можно получить 1 балл.
Автор текста
А. Лиханов убеждает читателя в том, что ни жизненные невзгоды, ни дорогие подарки и престижные школы не смогут развить лучшие нравственные качества человека (пример-иллюстрация № 1).
Из текста ясно, что только человек неравнодушный, духовно близки может воспитать в ребенке доброту, сочувствие, ответственность за свои поступки. Нельзя воспитать того, чем сам не отличаешься. Такова позиция автора.
Образец сочинения, написанного по предложенному выше плану в соответствии с новыми
Образец сочинения, написанного по предложенному выше плану в соответствии с новыми
Текст к сочинению № 1
(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене горячо продолжал:
- (З)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике - давали сознание. (5)Главное - сознание. (б)Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (Н)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны - что же это такое, ведь это сумасшествие?
(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.
(13)Я скажу тебе правду. - (14)Брат доверчиво положил холодную руку на
(13)Я скажу тебе правду. - (14)Брат доверчиво положил холодную руку на
(19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.
(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать - об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.
- (26)Мне надо вылезать из ванны, - легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался - как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли. (27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (ЗО)Как много во всём этом ума и чувства красоты!
(По Л. Андрееву)
Сочинение
Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие
Сочинение
Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие
Приводя нравственные оценки военных действий своими героями, Л. Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны (основной тезис). Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, Л. Андреев приводит развернутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств (пример-иллюстрация №1). Называя ужасы войны сумасшествием миллионов людей, брат пытается понять, почему люди, «стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны» (пояснение к примеру-иллюстрации 1). Его собеседник (рассказчик) сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжелом времени (смысловая связь). Он заново переоценивает мир вокруг себя: «Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках» (пример-иллюстрация №2). Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, который, пройдя через тяжелые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях (пояснение к примеру-иллюстрации 2).