Техника тройного прыжка

Содержание

Слайд 2

Тройной прыжок - один из древнейших видов легкой атлетики. Упоминание о

Тройной прыжок - один из древнейших видов легкой атлетики. Упоминание о

состязаниях в многократных прыжках относится к VIII веку до н. э., а первым чемпионом XVIII Олимпийских игр 708 года до н. э. в пентатлоне (куда входил и многократный прыжок) стал Лампис из Ланкании. В дальнейшем техника прыжка и количество элементов в упражнении все время менялись, исходя из климатических и природных условий местности стран Европы и Америки. В итоге было определено три стиля техники тройного прыжка: греческий «шаг» + «шаг» + «прыжок», ирландский «скачок» + «скачок» + «прыжок» и шотландский «скачок» + «шаг» + «прыжок». В 1908 г. был узаконен шотландский стиль прыжка, который сохранился до настоящего времени.
Первый мировой рекорд в тройном прыжке узаконенным стилем был установлен американцем Д. Ахерном 30 мая 1911 г. в Нью-Йорке и равнялся 15 м 52 см. С 1927 г. выделяется японская школа тройного прыжка, отличающаяся мягкой («кошачьей») постановкой ноги на грунт. Японские спортсмены доминировали на всех крупных соревнованиях вплоть до 1936 г. Они выиграли IX Олимпийские игры в.
Слайд 3

Амстердаме (1928 г.). На X Олимпийских играх в Лос-Анджелесе (1932 г.)

Амстердаме (1928 г.). На X Олимпийских играх в Лос-Анджелесе (1932 г.)

Ч. Намбу установил мировой рекорд - 15 м 72 см, а на XI Олимпиаде в Берлине (1936 г.) Н. Тадзима впервые преодолел 16-метровый рубеж. Лишь в 1950 г. бразилец Ф. да Силва повторил этот результат, а в 1951 г. приземлился за отметкой 16 м 01 см. XV Олимпийские игры (Хельсинки, 1952 г.) были украшены рекордом Ф. да Силва - 16 м 22 см. Следующие семь лет наблюдалась борьба двух школ тройного прыжка - европейской и латиноамериканской. В 1953 г. Л. Щербаков (СССР) преодолел 16 м 23 см, в 1955 г. Ф. да Силва (Бразилия) - 16 м 56 см, в 1958 г. О. Ряховский - 16 м 59 см, в 1959 г. он же - 16 м 70 см. 5 августа 1960 г. в г. Олынтыне поляк Ю. Шмидт приземлился за 17-метровой отметкой - 17 м 03 см. Взрыв результатов за 17-метровую отметку приходится на 1968 олимпийский год. На XIX Олимпийских играх (Мехико, 1968 г.) преодолевают 17-метровый рубеж Д. Джентиле (Италия) - 17 м 22 см, Н. Пруденсио (Бразилия) - 17 м 27 см, а В. Санеев (СССР) побеждает с результатом 17 м 39 см, устанавливая олимпийский и мировой рекорды. В 1971 г. кубинец П. Дуэньяс прыгнул на 17 м 40 см, но уже в 1972 г. В. Санеев приземлился на отметке 17 м 44 см. 15 октября на соревнованиях в Мехико бразилец Ж. Оливейра установил выдающийся мировой рекорд 17 м 89 см, который продержался почти 10 лет, и только в 1985 г. американец У. Бэнкс вплотную приблизился к 18-метровому рубежу - 17 м 97 см
Слайд 4

Слайд 5

«тройной прыжок в длину с разбега» Тройной прыжок с разбега представляет

«тройной прыжок в длину с разбега»

Тройной прыжок с разбега представляет собой

сложное легкоатлетическое упражнение. Он состоит из трех последовательно выполняемых прыжков, первый из которых носит название «скачок», второй – «шаг» и третий – «прыжок».
В «скачке» и «шаге» отталкивание выполняется одной и той же ногой, в «прыжке» – другой. Таким образом, прыгун тройным должен обладать не только высокой скоростью разбега и хорошей прыгучестью, но и значительной силой ног. Этим во многом определяется специфический характер тренировки в тройном прыжке и те физические особенности, которыми должен обладать спортсмен, желающий достигнуть высоких результатов в этом виде легкой атлетики.
Обычно прыгун тройным – это рослый и легкий спортсмен, обладающий достаточно высокой скоростью в спринтерском беге и хорошими результатами в прыжках в длину.
Слайд 6

В настоящее время выделяют три стиля: «вертикальный», «загребающий» и «беговой». «Вертикальный»

В настоящее время выделяют три стиля: «вертикальный», «загребающий» и «беговой».
«Вертикальный»

стиль» – это стиль тройного прыжка, который характеризуется сильным подтягиванием голени к бедру в полетной фазе и постановкой толчковой ноги по вертикали движением сверху–вниз навстречу дорожке. Это обычно скоростные и скоростно-силовые прыгуны.
«Загребающий» стиль – это стиль тройного прыжка, который характеризуется относительно высоким замахом бедра с последующим выпрямлением ноги в колене и активной постановкой загребающим движением прямой ноги при отталкивании.
«Беговой» стиль – это стиль тройного прыжка, который характеризуется постановкой ноги на отталкивание беговым движением, разноименной работой рук в прыжке, наклоненным вперед туловищем и сохранением скорости движения к третьему отталкиванию.
Дальность в тройном прыжке зависит от:
- горизонтальной скорости разбега;
- оптимальных углов вылета во всех трех отталкиваниях;
- максимального снижения потери горизонтальной скорости в трех отталкиваниях на протяжении всего прыжка.
Слайд 7

Техника выполнения тройного прыжка с разбега Само название «тройной прыжок» говорит

Техника выполнения тройного прыжка с разбега

Само название «тройной прыжок» говорит о

том, что выполняются три прыжка подряд.
По данным некоторых историков, этот вид прыжков (многократные прыжки) входил в состав пентатлона древних Олимпийских игр. Выполнялось пять прыжков с места, следующих друг за другом, с ноги на ногу и с гантелями в руках, символизирующих оружие. По древним записям атлеты достигали результатов около 16,80 м.
Техника тройного прыжка состоит из разбега, отталкивания и трех элементов - «скачка», «шага» и «прыжка». «Скачок» выполняется с толчковой ноги с приземлением на толчковую, «шаг» - с толчковой на маховую, «прыжок» - с маховой ноги с приземлением на обе ноги. Третий элемент («прыжок») правилами соревнований разрешается выполнять любым способом прыжка в длину (согнув ноги, прогнувшись, прогнувшись - ножницы, ножницы).
Слайд 8

Разбег Для достижения высокой скорости длина разбега может состоять из 12-24

Разбег
Для достижения высокой скорости длина разбега может состоять из 12-24 беговых

шагов. Менее подготовленные спортсмены применяют короткий разбег. Длина индивидуального разбега может изменяться в зависимости от физического состояния спортсмена, направления ветра, типа покрытия сектора (увеличивается или уменьшается на 30-60 см). Исходное положение для начала разбега такое же, как и в прыжках в длину. Равномерноускоренное начало разбега должно обеспечить стандартную длину первых шагов, поэтому туловище имеет большой наклон вперед, руки выполняют энергичные движения по большой амплитуде, бедра активно выносятся вперед, идет длинное проталкивание стопой. При равноускоренном движении темп бега увеличивается с каждым шагом. При разбеге очень важно сохранить постоянную амплитуду движения.
Слайд 9

В середине разбега туловище постепенно выпрямляется, с увеличением темпа бега при

В середине разбега туловище постепенно выпрямляется, с увеличением темпа бега

при постоянной амплитуде движений спортсмен достигает желаемой скорости и максимального накопления внутримышечной энергии перед отталкиванием. Последний шаг перед отталкиванием незначительно укорачивается, толчковая нога проносится низко над грунтом и ставится на брусок быстрым движением плоско на всю стопу под углом 68-70°. С постановкой толчковой ноги на брусок начинается активное выведение маховой ноги коленом вперед-вверх. После прохождения туловищем момента вертикали толчковая нога активно выпрямляется в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах с одновременным подъемом бедра маховой ноги и рук вперед-вверх. Угол отталкивания составляет 62-65°, а угол вылета тела спортсмена - 14-19°.
Слайд 10

Скачок После отталкивания спортсмен принимает положение в «шаге». Для увеличения фазы

Скачок
После отталкивания спортсмен принимает положение в «шаге». Для увеличения фазы полета

в «шаге» широко разводятся бедра и высоко поднимается колено маховой ноги, туловище прямое, с незначительным наклоном вперед. После этого оставленная далеко сзади толчковая нога энергичным махом выводится вперед, а маховая - также активным движением голени и бедра отводится назад (смена положения ног). Широкое разведение бедер (120°) обеспечивает энергичную постановку толчковой ноги на грунт «загребающим» движением на всю стопу как можно ближе к проекции ОЦМТ (25-35 см). Здесь важно, чтобы движение от «замаха» до отталкивания стопой проходило непрерывно. Это позволяет эффективно перейти от полета к мощному отталкиванию и снижению потери горизонтальной скорости. Угол постановки ноги 65-70°. Под действием горизонтальной скорости и динамического удара толчковая нога незначительно сгибается в коленном (40°) и тазобедренном (25°) суставах.
Слайд 11

Слайд 12

Шаг С постановкой толчковой ноги на грунт начинается второе отталкивание, в

Шаг
С постановкой толчковой ноги на грунт начинается второе отталкивание, в котором

используюся упругость мышц-разгибателей, их баллистические свойства. Параллельные маховые движения рук и маховой ноги, вертикальное положение туловища снижают тормозящие усилия динамического удара, что способствует быстрейшему продвижению тела вперед через толчковую ногу. Мощное отталкивание (угол отталкивания 60-62°) позволяет выполнить более длинный полет в «шаге» и увеличить угол вылета (11-15°). После энергичного и длинного полета в «шаге» в средней части полета спортсмен несколько группируется - наклоняет туловище вперед, отводит руки назад с еще большим разведением бедер для того, чтобы выполнить «загребающе-протягивающее» отталкивание с широким махом руками. Почти выпрямленная нога ставится на опору под углом 65-68°, а тело занимает вертикальное положение.
Слайд 13

Слайд 14

Прыжок Отталкивание производится маховой ногой. После отталкивания (угол отталкивания 58-63°) угол

Прыжок
Отталкивание производится маховой ногой. После отталкивания (угол отталкивания 58-63°) угол

вылета увеличивается до 17-22°. Толчковая нога и руки активным маховым движением выводятся вперед-вверх, плечи подаются вперед и прыгун принимает положение в «шаге». Затем прыгун, не наклоняя туловище вперед, подтягивает маховую ногу к толчковой, подтягивает обе ноги коленями к груди с одновременным отведением рук назад-вниз в стороны, не отводя колени от груди, наклоняет туловище вперед и принимает положение группировки, как в прыжке в длину, способом «согнув ноги». В момент касания пятками грунта, стопы сгибаются, как бы закапываются в песок, руки выводятся вперед. За счет этих движений колени и таз выводятся вперед, и спортсмен садится в свои следы. Спортсмены высокого класса имеют возможность выполнять третий элемент способом «прогнувшись» или «ножницы».