Европа в эпоху раннего средневековья. Арабский халифат

Содержание

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ Общие сведения о государстве Предпосылки для образования государства Политическое устройство,

СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения о государстве
Предпосылки для образования государства
Политическое устройство, правящие династии и

их представители
Внешняя политика государства
Социально-экономические особенности
Культура развития государства
Тестовое задание
Домашнее задание
Полезные источники
Слайд 3

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ Арабский халифат — теократическое исламское государство, возникшее в результате

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ

Арабский халифат — теократическое исламское государство, возникшее в результате мусульманских

завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся халифами. В старорусских источниках известно также под именами царство Агарянское и царство Измаильтянское, что таким образом включало его в общий список царств
Государство Сасанидов
Византийская империя
Гассаниды
Королевство вестготов
Кавказская Албания
Хорезм
Согдиана
Кордовский эмират
Идрисиды
Аглабиды
Тахириды
Тулуниды
мира, известных книжным людям на Руси того времени.
Слайд 4

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА Основной предпосылкой политического объединения Аравии был процесс

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА

Основной предпосылкой политического объединения Аравии был процесс образования

классов и роста социальных противоречий внутри племён. Ислам с его строгим монотеизмом и проповедью «братства» всех мусульман, независимо от племенного деления, оказался весьма пригодным идеологическим орудием для объединения Аравии. Между тем и мекканская знать мало-помалу изменила своё отношение к мусульманам, видя, что складывавшееся под их главенством политическое объединение Аравии может быть использовано в интересах Мекки. Начались тайные переговоры руководителей мусульман с главой мекканских курейшитов, богатейшим рабовладельцем и купцом Абу Суфьяном из рода Омейя. Наконец было достигнуто соглашение (630 г.), по которому мекканцы признали Мухаммеда пророком и политическим главой Аравии и согласились принять ислам. Этим было положено начало Арабскому государству, в котором господствующей верхушкой стали рабовладельцы Мекки и Медины, «сподвижники пророка», а также знать принявших ислам арабских племён. Сложились некоторые предпосылки для будущего объединения оседлых и кочевых арабских племён в единую народность: с VII в. у арабов — кочевых и оседлых — была единая территория и складывался единый арабский язык.
Слайд 5

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО, ПРАВЯЩИЕ ДИНАСТИИ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ Абу Бакр традиционно считается

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО, ПРАВЯЩИЕ ДИНАСТИИ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Абу Бакр традиционно считается одним

из первых мекканцев, принявших ислам. Абу Бакр не раз оказывал материальную помощь Мухаммеду, а в 623 г. выдал за пророка свою дочь Аишу. В 632 г. после смерти пророка жители Медины избрали Абу Бакра амиром – политическим вождем. Новый правитель взял титул халифа (заместителя посланника Аллаха). По свидетельствам современников, первый правитель Арабского халифата вел очень простую жизнь, продолжал заниматься торговлей и даже не сменил место жительства (остался жить в небольшом домике на окраине города).
С востока халифату стала угрожать реальная опасность – там восстали несколько воинственных племен, объединивших свои силы и создавших сильное войско. Абу Бакр разбил восставших и послал войска для подавления недовольства в отдаленных провинциях государства – юго-восточных областях Аравии.
В 633 г. с целью проповедования ислама в языческих землях Абу Бакр отправил войско в низовья Евфрата. Отряд из 2000 воинов под предводительством самого опытного арабского полководца Халида ибн Валида отправился распространять мусульманство, присоединяя к себе по пути наемников-бедуинов. В двух битвах арабам удалось разгромить войско иранского наместника Нижнего Евфрата и арабов-язычников. Позднее мусульмане разгромили войска арабов-христиан в среднем течении Евфрата. После этого все завоеванные территории признали власть могущественного мусульманского халифа.
В 634 г. арабы одержали победу над греками в Верхней Палестине. Это было последнее крупное сражение Абу Бакра, после смерти которого обнаружилось, что все его личное имущество состояло из единственного старого раба и верблюда.
Религия и внутренняя политика
В каждом исламском государстве характерной внутренней чертой было почти полное слияние религии и политики, религии и светской власти. Мусульманство никогда не было отделено от государства, а наоборот, являлось духовной основой, руководством к действию для арабских халифов.
Со временем ислам стал насаждать нетерпимость к неверным и одобрять борьбу с ними (джихад или газават).
Исламская государственность подобно конфуцианскому Китаю на протяжении столетий была нерушимой и воинственной.
Положительная роль ислама состояла в объединении кочевых племен, резко отличавшихся друг от друга в культурном и историческом плане, в единую нацию.
Ислам, став третьей мировой религией, создал одновременно и формы новой государственности. Мягкости древних культурных традиций ислам противопоставил безоговорочное подчинение верующих духовным наставникам и пяти основным символам веры, включавшим исповедание, молитву, пост, милостыню и хадж.
В период расцвета Арабского халифата правитель государства обладал всей полнотой власти – религиозной (имамат) и светской (эмират). В Дамаске во время правления Омейядов чеканились серебряные и золотые монеты с именем халифа, его имя упоминалось при пятничных торжественных богослужениях в мечетях.
Для поддержания централизованной власти халифа по всему государству были созданы почтовые станции, сформированы регулярная армия и особые полицейские отряды для разрешения внутренних дел.
Халифат был разделен на несколько наместничеств, управлявшихся эмирами, – Ирак, Аравию, Закавказье, Западную Африку, Египет. Эмиры, хотя формально и подчинялись халифу, отличались упорным стремлением к самостоятельности и имели в собственном подчинении армию, аппарат чиновников, финансы.
Слайд 6

Омейяды и Аббасиды

Омейяды и Аббасиды

Слайд 7

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Основными направлениями завоевательной политики арабских халифов стало иранское и

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Основными направлениями завоевательной политики арабских халифов стало иранское и

византийское. В ходе военных действий было покорено население Приевфратья. Затем арабы совершили марш-бросок через пустыню и оказались возле Басры (Бусры), где византийцам было нанесено серьезное поражение в 634 г. Абу Бакр, видимо, не узнал радостную весть, т.к. 9 августа того же года скончался от изнурительной лихорадки (правил 632-634). Однако он успел назначить себе преемника – Омара ибн ал-Хаттаба (634-642); это назначение было одобрено узким кругом ближайших сподвижников Мухаммеда. Между тем мусульманские войска постепенно расширяли свои набеги, а основные силы подошли к Дамаску и осадили его. После полугодовой осады жители Дамаска сдали город, подписав договор, по которому им гарантировались безопасность жизни и сохранение имущества и церквей при условии выплаты подушного налога (джизьи) и обязательства не помогать врагам мусульман (635 г.)
Важным направлением завоевательной политики арабов было египетское. В конце 639 г. началось вторжение в Египет. Захватив город, расположенный на территории современного Каира, армия двинулась к столице, Александрии. Византийцы несколько раз пытались преградить ему путь, последнее сражение перед самой Александрией длилось 10 дней и арабы понесли тяжелые потери
а востоке из основанного арабами-мусульманами города Басра в устье Тигра и Евфрата началось наступление на Юго-Западный Иран. Весной 642 г. арабы разгромили армию иранского шаха и вторглись в Западный Иран.
В разгар этих успехов мусульманская община лишилась своего главы: Омар был смертельно ранен рабом, которому он отказал в благоприятном решении его жалобы. Из двух кандидатур – Али и Усмана ибн Аффана халифом был избран второй, не отличавшийся особыми заслугами перед исламом. Али, считавший себя более достойным быть главой мусульман из-за родства с пророком, затаил глубокую обиду. декабря 656 г. Али разгромил своих противников под Басрой, старые сподвижники пали в бою, а Аишу с почетом отправили в Медину, навсегда отбив у него охоту заниматься большой политикой.
В июле следующего года в степи около Ракки в урочище Сиффин сошлись войска Муавии и Али. После этой битвы, закончившейся победой Али, от него отвернулись многие сторонники, - они осудили его, покинули и стали врагами. Они получили название хариджиты (ушедшие).
Хариджиты отражали взгляды главным образом рядовых мусульман, в значительной части новообращенных из числа жителей Ирака, недовольных усилением социальной несправедливости в мусульманской общине. В исламе они находили призывы к равенству и справедливости, которые в реальной жизни были давно забыты. Хариджиты впоследствии стали считать, что халифом может стать любой мусульманин, которого изберет община. По всему Халифату шла борьба между сторонниками и противниками Али, который сумел разгромить хариджитов в Ираке, но торжество было недолгим. 22 января 661 г. один из хариджитов нанес ему в мечети смертельную рану и через 2 дня он скончался. Единая прежде община раскололась на партию Али (шии Али), шиитов и остальных мусульман, суннитов.
Естественный наследник Али, его старший сын Хасан, сибарит и сластолюбец, легко отказался от претензий на халифат за огромную сумму отступного (по преданию, Хасан получил от Муавии пергамент, на котором ему было предложено самому поставить сумму откупного) и большой пожизненный пансион. Таким образом, к власти пришли Омейяды.
Слайд 8

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Через 4 года после начала завоеваний арабы оказались хозяевами

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Через 4 года после начала завоеваний арабы оказались хозяевами трех

богатейших стран: Месопотамии, Сирии и Палестины. Добыча и дань, поступавшие в Аравию, превосходили воображение ее жителей, но этот поток богатств быстро растекался по кошелькам, а в казне доставались небольшие средства. Многие требовали даже делить не только добычу, но и завоеванные земли и обрабатывающих ее крестьян. Чтобы разобраться в ситуации, халиф выехал в сирийскую армию, стоявшую южнее Дамаска. Услышав о его прибытии, жители осажденного арабами Иерусалима выразили желание сдаться, если договор с ними подпишет сам халиф. В начале 638 г. договор был подписан.
Завоевание Иерусалима было большой моральной победой мусульман – они становились хозяевами священного города иудеев и христиан.
В самой Александрии обстановка была чрезвычайно сложной. Там шла борьба между различными группировками горожан, усугублявшаяся преследованиями коптов-монофизитов со стороны византийской церкви. Ситуация была настолько сложной, что александрийский патриарх сам явился к Амру для переговоров о сдаче Александрии с гарантией неприкосновенности церквей при уплате 13 тыс. динаров дани, желающие могли беспрепятственно уехать. Получив оговоренную дань, арабы покинули город. Договор с Александрией подтолкнул и другие города Египта на заключение таких же соглашений. Через год, когда истек срок действия договора с Александрией, арабы вступили в нее. Этим завершилось завоевание Египта
Слайд 9

КУЛЬТУРА РАЗВИТИЯ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА Арабская культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском

КУЛЬТУРА РАЗВИТИЯ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА

Арабская культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате

в 7—10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы
Формирование собственно Арабской культуры относится к периоду возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. Основанная арабами государственно-политическая общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата. На ранних этапах формирование Арабская культура представляло собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.). В 9—10 вв. Арабская культура достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Важным фактором расцвета Арабской культуры было то, что развитие науки и литературы составляло достояние всех народов Халифата.
Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описательная география, велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы и замки халифов, украшенные круглой скульптурой, резьбой, мозаикой и стенными росписями.
В Самарре (столице Халифата в 836—892), вытянувшейся вдоль р. Тигр, преобладала прямолинейная планировка; сохранились руины построенных из кирпича огромных дворцов и домов знати, имевших прямоугольные дворы и сводчатые приёмные залы, стены которых были покрыты резным орнаментом и полихромной живописью.
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство. В арабском искусстве получил яркое воплощение свойственный художественному мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими закономерностями развития.
Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества. Красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии (центры — Ракка, Самарра); расписанные золотистым, разных оттенков люстром.
Слайд 10

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 1. Как называли Арабский халифат в старорусских источниках: А)

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

1. Как называли Арабский халифат в старорусских источниках:
А) Аглабиды
Б) Агарянское

царство
В) Государство Сасанидов
2. В каком году мекканцы признали Мухаммеда пророком и согласились принять ислам:
А) 630 г.
Б) 636 г.
В) 640 г.
3. Кто стал политическим вождём Медины после смерти Мухаммеда?
4. В каком году Халид ибн Валид отправился в Ефрат проповедовать ислам:
А) 632 г.
Б) 633 г.
В) 635 г.
5. Сколько Александрия выплатила арабам, чтобы те покинули город:
А) 10 тыс. солидов
Б) 13 тыс. дебнов
В) 13 тыс. динаров
6. Какое название носила столица Арабского Халифата в 836-892:
А) Медина
Б) Мекка
В) Самарра
7. В каком году арабы одержали победу над греками в Верхней Палестине:
А) 641 г.
Б) 620 г.
В) 634 г.
Слайд 11

ОТВЕТЫ 1. Б 2. А 3. Абу Бакр 4. А 5. В 6. В 7. В

ОТВЕТЫ

1. Б
2. А
3. Абу Бакр
4. А
5. В
6. В
7. В

Слайд 12

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Заполните таблицу:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Заполните таблицу: