Монастырь. Урок 25

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Монастырь Святой Екатерины основан в IV веке в центральной части Синайского полуострова у библейской горы Хорив.

Монастырь Святой Екатерины основан в IV веке в центральной части Синайского

полуострова у библейской горы Хорив.
Слайд 28

Грузия. Женский монастырь в Бодбе основан в IV веке на месте

Грузия. Женский монастырь в Бодбе основан в IV веке на месте

могилы святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
Слайд 29

Грузия. Монастырь святого Антона Марткопского основан в V—VI вв.

Грузия. Монастырь святого Антона Марткопского основан в V—VI вв.

Слайд 30

Давидо-Гареджийский монастырский комплекс грузинских пещерных монастырей VI века представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей.

Давидо-Гареджийский монастырский комплекс грузинских пещерных монастырей VI века представляет собой высеченные

в скалах около 20 монастырей.
Слайд 31

Крым. Чилтер-Мармара - древний пещерный монастырь, действовавший с VIII по XV

Крым. Чилтер-Мармара - древний пещерный монастырь, действовавший с VIII по XV

век. Отшельники появились здесь еще раньше, облюбовав естественную карстовую пещеру у верхней кромки скалы. Значительная часть монастырей возникала на месте бывших келий или захоронений почитаемых отшельников. Здесь более 50-ти пещер, кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, четыре церкви.
Слайд 32

Крым. Свято-Успенский пещерный монастырь вблизи Бахчисарая основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века.

Крым. Свято-Успенский пещерный монастырь вблизи Бахчисарая основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее

VIII века.
Слайд 33

Крым. Пещерный монастырь Качи-Кальон (Крестовый корабль) был основан в VIII-X веках

Крым. Пещерный монастырь Качи-Кальон (Крестовый корабль) был основан в VIII-X веках

в большом гроте с источником, воды которого считались целебными.
Слайд 34

Метеоры, Греция. Первые отшельники поднялись на эти каменистые и неприступные, отрезанные

Метеоры, Греция. Первые отшельники поднялись на эти каменистые и неприступные, отрезанные

от мира вершины скал задолго до X века. Они жили в пещерах и в скальных углублениях, а рядом основывали небольшие площадки, так называемые «молельные места» для совместного совершения молитв и изучения духовных текстов.
Слайд 35

Между городами Моттола, Массафра и Кастелланета в Южной Италии разбросано множество

Между городами Моттола, Массафра и Кастелланета в Южной Италии разбросано множество

скальных церквей, спрятанных от посторонних глаз в ущельях - гравинах.
Слайд 36

Сюда, в пересохшие русла древних рек, в VIII-X вв. бежали монахи-иконописцы

Сюда, в пересохшие русла древних рек, в VIII-X вв. бежали монахи-иконописцы

- в те годы, когда Византия запретила писать святые лики.
Слайд 37

Христианские живописцы прятались в пещерах и продолжали создавать божественные изображения вдали от людских глаз.

Христианские живописцы прятались в пещерах и продолжали создавать божественные изображения вдали

от людских глаз.
Слайд 38

Воронежская область. Свято-Спасский пещерный монастырь в селе Костомарово основан у подножия

Воронежская область. Свято-Спасский пещерный монастырь в селе Костомарово основан у подножия

меловых гор еще в VIII веке, до принятия христианства на Руси. Основателями первых пещерных храмов были греческие монахи. Они пришли на берега реки Дон из Византийской империи во времена иконоборческой ереси.
Слайд 39

Киево-Печерская лавра -православный мужской монастырь, древнейший и один из самых значительных

Киево-Печерская лавра -православный мужской монастырь, древнейший и один из самых значительных

монастырей на Руси. Основан в 1051 г. прп. Антонием Печерским.

Киев. Печерский монастырь и княжеская усадьба Берестово. XII в. Реконструкция Г.Н.Логвина.

Преподобный Антоний Печерский - родоначальник русских монахов.

Келия преподобного Антония в Киево-Печерской Лавре.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Афонина С.М.

Келия преподобного Феодосия Печерского в Дальних пещерах.

Преподобный Нестор-летописец. Васнецов В.М.

Блаженный Алипий, иконописец Печерский. Раев В.

Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры. Мощи прп. Марка Гробокопателя.

Илья Муромец. Васнецов В.М.

Прп. Илья Муромец в пещерной келье в Киеве.

Мощи святого Илии Муромского, хранимые в Ближних пещерах.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских.

Слайд 40

Московская область, г. Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Монастырь был основан в

Московская область, г. Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра.

Монастырь был основан в 1337

году, когда в лесной непроходимой чаще Варфоломей, в будущем преподобный Сергий Радонежский, и его родной брат, инок Стефан, поставили келью-сруб и рядом небольшую деревянную церковь Святой Троицы.

Через некоторое время Стефан ушел в Москву. Варфоломей же, оставшись на избранном месте, призвал к себе игумена Митрофана и постригся в иноки под именем Сергия. Святая и праведная жизнь Сергия привлекла к нему братию, которая избрала его в свои начальники в 1344 году.

Святой Сергий Радонежский благословляет князя Димитрия Донского на Куликовскую битву 1380 г. Лисснер Эрнст.

С войском великого князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликово поле преподобный Сергий отправил двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием - Александра Пересвета и Андрея Ослаблю. Поединком Пересвета с ордынским воином началась Куликовская битва. Александр Пересвет. Городничев А.В.

После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в «каменной палатке».
Могилы Пересвета и Осляби в Симоновом монастыре.

После упокоения прп. Сергия в 1392 году обитель была сожжена татарами в 1408 году и вновь отстроена игуменом прп. Никоном. Около 1425 - 1427 гг. над росписью в монастыре трудился прп. Андрей Рублев, бывший также учеником прп. Сергия. Для собора Святой Троицы Андрей Рублев написал икону «Троица».

В связи с созданием общей системы укреплений для защиты Русского государства монастырь превращается в первоклассную крепость. Начиная с 1540 г., в течении десяти лет были возведены мощные стены и башни, устроены запруды в окружающих башнях. Практически неприступная по тем временам крепость выдержала шестнадцатимесячную осаду польских войск с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г.
Осада Троице-Сергиевой Лавры. С. Милорадович.

Келья монаха переписчика книг

Школа при монастыре

Троице-Сергиев посад. Горбатов К.И.

Троице-Сергиева Лавра. Дубовской Н.Н.

Слайд 41

Слайд 42

«В далёкой индийской стране правил некогда могучий царь Авенир, ярый преследователь

«В далёкой индийской стране правил некогда могучий царь Авенир, ярый преследователь

христиан. Даже его любимый царедворец Варлаам, принявший новую веру, вынужден был бежать в пустынь. Когда у Авенира родился сын, 60 мудрецов, собранных к колыбели, предрекли ему богатство и славу, но самый мудрый добавил: да, он будет велик и славен, но в ином царстве – христианском. И тогда царь спрятал сына в замке, изолированном от мира, где тот жил долгие годы счастливо и беспечно со своими сверстниками. Но однажды Иоасаф случайно вышел из ворот и увидел обезображенного проказой нищего, затем дряхлого старика и похороны. Так он узнал, что всех людей подстерегают болезни, старость и смерть. Потрясённый несовершенством мира, принц впал в меланхолию. Однако аскет Варлаам по наитию свыше в своей далёкой келье узнал о трагедии принца и, переодевшись торговцем драгоценными камнями, поспешил в столицу и проник во дворец. Там он вёл с Иоасафом долгие беседы и указал ему путь к спасению: принц принял христианство. Авенир пытался вернуть сына в язычество: устраивал религиозные диспуты, подсылал к сыну прекрасных дев. Но Иоасаф выдержал все испытания. Через некоторое время он сам стал царем, правил мудро и милостиво, но, несмотря на просьбы народа, оставил трон и удалился в пустынь…».
Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Монашеское облачение КЛОБУК МАНТИЯ ЧЕТКИ ПОЯС

Монашеское облачение

КЛОБУК

МАНТИЯ

ЧЕТКИ

ПОЯС

Слайд 46

Клобук

Клобук

Слайд 47

Покрывало-наметка, надеваемое монашествующими поверх головного убора. Первоначально покрывало представляло собой целостный

Покрывало-наметка, надеваемое монашествующими поверх головного убора. Первоначально покрывало представляло собой целостный

кусок ткани черного цвета, впоследствии конец его стали разделять на три части, самая широкая из которых опускается на спину, две более узкие — на плечи и грудь. Концы получили название "наметки". К. надевается схимонахами (высшая степень пострижения) на скуфью с островерхим завершением — такой головной убор называется кукуль (кокуль) — или на первоначально мягкий, а с XVIII в. твердый колпак — камилавку, причем митрополиты наделены правом носить белый К. В настоящее время в Русской Церкви только у патриарха сохранена древняя, сферическая, форма камилавки, поверх надевается белый К., на вершине которого закреплен крест, под крестом — изображение серафима, спереди на наметках — изображают херувимов или орнамент.

КЛОБУК (от тюрского колпак - шапка, сравни русское «нахлобучивать») - головной убор монашествующего священника византийского обряда, камилавка, обтянутая кукулем черного или белого (у митрополита) цвета с бриллиантовым крестом (у архиепископа и митрополита). Клобук надевается как сословная черным духовенством; во время богослужения епископ и митрофорные священники вместо клобука пользуются митрой. Происхождением клобук связан со славянским княжеским головным убором, а также камилавкой и куколем. Символизирует шлем спасения.

Слайд 48

Мантия

Мантия

Слайд 49

Длинная, без рукавов, накидка с застежкой только на вороте. Такая накидка

Длинная, без рукавов, накидка с застежкой только на вороте. Такая накидка

из самой простой материи у первых христиан считалась символом отречения от дохристианских религий (идолопоклонничеств). Впоследствии стала принадлежностью только монашествующих. По толкованию св. Германа, патриарха Константинопольского, символизирует крылья ангелов. В средневековой Руси монахи неукоснительно должны были облачаться в М. по выходе из келий, пока в качестве верхней одежды не была учреждена ряса (взамен общегражданской одежды — однорядки с узкими рукавами). Архиерейская М. надевается поверх рясы, как и монашеская, — по покрою свободнее и длиннее монашеской. У плечей Архиерейской М. и внизу спереди М. нашиваются платы (скрижали) с крестами, на верхних скрижалях бывают и иконные изображения. На архиерейскую М. нашивается три ряда лент (во имя Святой Троицы) — т. наз. источники или струи, которыми епископ черпает мудрость и благодать, передаваемую пастве. С XVIIIв. в императорской М. с горностаевым мехом стали часто изображать Александра Невского.

МАНТИЯ, палий (греч. *, лат. pallium - верхняя одежда ) - облачение византийского обряда. Надевается cвященниками-монахами и епископами как сословная и иногда как священная одежда. Епископская мантия отличается от священнической наличием скрижалей - четырехконечных нашивок, а также имеет не черный, а лиловый (у митрополита голубой, у патриарха зеленый) цвет. Мантия происходит от гиматия (греч. ** - повседневная /одежда/ от *** - день).

Слайд 50

Четки

Четки

Слайд 51

ЧЁТКИ (от рус. считать) - нанизанные на нить бусинки (у католиков)

ЧЁТКИ (от рус. считать) - нанизанные на нить бусинки (у католиков)

или веревка (вервица) с завязанными узлами (у православных) или ребристая замкнутая лента например, из бисера или др. материала - лестовка (у старообрядцев). Православные чётки имеют обычно узлы (по 1,4,10 десятков, разделенных большими узлами), католические четки имеют 59 зерен: 5 начальных около крестика и 5 групп по десять зерен, разделенные бусинкой для молитвы розария.
Слайд 52

Пояс

Пояс