Содержание
- 2. Православное духовенство обладает характерным обликом отличающим его от мирян и от священников других вероисповеданий. Это своеобразие
- 3. Различается одежда черного духовенства т.е. монахов и белого духовенства служащего в храмах и тесно общающегося с
- 4. Общей для всего духовенства частью костюма является подрясник. Это длинная, до пят, суженая в талии и
- 5. Второй более распространенный и древний тип – это однорядка, суженная в талии. Застежка у такого типа
- 6. Такой покрой одежды традиционен для народов Востока и бытовал в иудейской среде времен земной жизни Спасителя,
- 7. У монашествующих лиц подрясник непременно черного цвета. У белого духовенства черный, темно синий, коричневый, серый и
- 8. Такая одежда, например, широко распространенные однорядки бытовали на Руси до 18 века. После же утверждения в
- 9. Наибольшее сходство с народной одеждой сохраняет старообрядческий подрясник.
- 10. Повседневным головным убором церковнослужителей служит скуфья – невысокая черная шапочка с округлым четырехугольным, расходящимся ребрами верхом.
- 11. Вне домашней обстановки священнослужители носят рясу. Ряса представляет из себя двубортную распашную одежду в талию, сильно
- 12. Ряса застегивается на несколько обтянутых тканью пуговиц у воротника и на талии. Полностью она застегивается на
- 13. Бытуют рясы черного и темных цветов, но могут быть и кремового, серого и даже белого цвета.
- 14. Все богослужения, кроме литургии, могут совершаться священником в подряснике и рясе, поверх которых надеваются другие предметы
- 15. У священнослужителей, при рукоположении воспринявших сан, различают три степени священства ДИАКОСКУЮ, ПРЕСВИТЕРСКУЮ И АРХИЕРЕЙСКУЮ. Каждой из
- 16. Во время богослужения священнослужителями надеваются и другие предметы облачения. Богослужебная одежда православного духовенства имеет общее название
- 17. Богослужебная одежда делится на диаконскую, иерейскую и архиерейскую. Число предметов богослужебного облачения увеличивается вместе с саном.
- 18. Первая степень священства – диаконская. Диакон или дьякон помогает священнику при богослужении, но сам не может
- 19. Общим одеянием для всех степеней священства является стихарь или подризник. По времени происхождения – это самая
- 20. Как награда стихарь может быть пожалован и церковнослужителям, а иподиаконы имеют его обязательно. Стихари церковнослужителей шьются
- 21. Стихарь – верхнее богослужебное одеяние диакона шьется из парчи, бархата и других тяжелых тканей и называется
- 22. На левом плече поверх стихаря диаконы имеют орарь. Орарь – длинная широкая полоса, обычно из парчи
- 23. Во время богослужения орарь крепится на левом плече петлей и пуговицей и именно им, а не
- 24. Традиция ношения ораря восходит к библейским преданиям. Именно таким длинным полотенцем опоясался Христос во время Тайной
- 25. Некоторые богословы видят в концах ораря символы ветхого и нового завета. Отсюда идет традиция, по которой
- 26. Диаконам же в качестве награды жалуется двойной орарь – более длинный надевающийся наискосок через левое плечо
- 27. Следующая степень священства – пресвитерская. В нее входят иереи (или священники, попы), протоиереи и протопресвитеры. Обладая
- 28. Священнослужителям полагаются также поручи – узкие нарукавники, с вышитым на них крестом, и обшитые полосами ткани
- 29. Священники на подрясник надевают подризник – длинную не приталенную одежду с круглым воротом, по сути тот
- 30. На шею священник одевает епитрахиль – длинную и широкую украшенную ленту два длинных конца которой свободно
- 31. Это означало, что вновь посвященный не теряя благодать диаконскую приобретает двойную благодать, позволяющую ему совершать шесть
- 32. Затем епитрахиль перестали делать из орарей и стали изготовлять особо, но по прежнему возлагают ее на
- 33. Сверх всего этого священник надевает ризу (или фелонь) – длинную широкую накидку с отверстием для головы,
- 34. До 11-13 веков святители не имели никаких других богослужебных одеяний. Форма ризы менялась. Для удобства ношения
- 35. Риза богато украшается. Отличием патриарших и митрополичьих риз были нашитые кресты, чего не полагалось иметь даже
- 36. Ризы патриархов и митрополитов сплошь расшивались крестами, за что их называли полиставрий ( в переводе с
- 37. Епитрахиль, поручи, пояс и фелонь составляют малое священническое облачение, в котором служат все вечерние и утренние
- 38. Для священнослужителей есть несколько видов облачения, которые они получают как отличие, награду за службу. Самая низшая
- 39. Следующий наградной элемент облачения, которым могут награждаться диаконы и священники, - это скуфья из фиолетового бархата.
- 40. Наградой является и камилавка из фиолетового бархата. Камилавка как вид культового головного убора клобука утвердилась с
- 41. Наградным элементом облачения для священников является палица – парчовый платок ромбической формы с изображением креста, укрепленный
- 42. Третья степень священства – архиерейская. В ней находятся епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи. В русской православной
- 43. Первой ступень к монашеству является послушничество. В мужских или женских монастырях, проживающие там послушники или послушницы
- 44. Монах прошедший обряд пострижения вторично называется малосхимником, а следующая ступень монашества великосхимник или просто схимник (
- 45. Монахи великосхимники под мантию надевают еще аналав - расшитый белыми нитями длинный широкий кусок ткани, подобный
- 46. Как повседневный головной убор послушники и монахи носят скуфью.
- 47. А монахини и послушницы надевают на головы апостольник – плотный платок, покрывающий голову, плечи, спину и
- 48. У послушниц апостольник белый, а у монахинь - черный.
- 49. С 1656 г. клобук имеет жесткую цилиндрическую форму, как и камилавка, и носится также с наметом.
- 50. Клобук с намётом носится в основном как праздничный богослужебный убор. Первоначально клобук был княжеским головным убором
- 51. Непременной частью костюма монаха и монахини являются чётки. Современные чётки – это замкнутая нить, состоящая из
- 52. Великосхимники носят куколь послушания – глубокий остроконечный капюшон, с длинными как у клобука воскрыльями. Воскрылья куколя
- 53. Священнослужители высшей архиерейской степени епископы, архиепископы, митрополиты и глава Российской православной церкви повседневно носят подрясники со
- 54. Возглавляют монашескую братию настоятель, игумен. Крупнейшие монастыри возглавляют настоятели, имеющие почетный сан архимандрита.
- 55. У митрополитов клобук белый. Во второй половине 19 века митрополитам, а с 1783 г. и архиепископам
- 56. У патриарха клобук белый старинной формы в виде сферического колпака с короткими и закругленными воскрыльями, боковые
- 57. Богослужебным головным убором не только патриарха, но и всех архиереев с конца 18 века стала митра.
- 58. Такие очертания митра приобрела в 18-19 веке. До этого русские православные митры были похожи на разные
- 59. При богослужении архиереи облачаются в подризник, епитрахиль, пояс, поручи. Вместо набедренника у них на правом бедре
- 60. Саккос за долгие века своего бытования несколько изменился. Так будучи вначале безрукавной одеждой он приобрел рукава.
- 61. Богослужебное облачение всех архиереев дополняется омофором – широкой украшенной крестами парчовой лентой, обвитой вокруг шеи и
- 62. В избранных случаях архиереи надевают мантию – широкую и очень длинную, со шлейфом и скрепленными верхними
- 63. Поверх мантии может одеваться, более короткий чем обычно, омофор. Темно-красные скрижали на черные мантии получили и
- 64. Православное духовенство имеет и знаки отличия или награды в виде различных предметов или ювелирных изделий. С
- 65. С первой трети 19 века им стали награждать и иеромонахов и настоятельниц женских монастырей. С 1896
- 66. Они были золотыми и выглядели так: четырехконечное распятье, украшенное орнаментом, иногда увенчанное императорской короной. Затем форма
- 67. Существовали и военные награды духовенства. Так с 1818 г. священники участвовавшие в войне 1812 года получили
- 68. Имеют духовные лица и награды, связанные с их учеными степенями. С 1808 года магистрам богословия вручали
- 69. Отличительным знаком архиереев служит панагия – небольшой круглый, овальный или ромбический образ спасителя или Богородицы, украшенный
- 70. Собором 1675 года архиереям было предоставлено право носить на выбор панагию или наперсный крест, но с
- 71. Как знак пастырской власти священникам, настоятелям и монастырей и архиереям принадлежит посох. Священнический посох представляет из
- 72. Архиерейский посох имеет навершье в виде двух змей хвосты которых переплетаются а головы обращенные друг к
- 73. ВЫКРОЙКИ
- 76. Для пошива фелони, епитрахили, поручей, пояса, набедренника и палицы нам понадобится: 3 метра обрядовой парчи или
- 77. С лентами сложнее. Обычно используется три размера - 5 см, 3,5 см и 1,5 см. Но
- 79. Скачать презентацию