Органический подход к вопросу о происхождении и сущности государства едва ли
может считаться полноценной теорией, так как кроме аллегорий здесь не создается новых методов понимания происхождения государства. Хотя эти аллегории за счет своей кажущейся простоты и убедительности могут использоваться для описания государства - мы применяем такие термины «глава государства», «органы государства» или «механизм государства», рассуждаем о здоровье государства, о выжигание каленым железом язв на теле общества, не замечая того, к курьезным выводами можем прийти, дословно будем использовать аналогию между живым организмом и государством. К примеру, предлагая лечить болезни «государственного организма» теми же способами, которыми лечатся болезни живых существ. Но эти курьезы не столь опасны по сравнению с практическими выводами, которые могут следовать из этой теории для статуса и прав личности - если есть лишь орган, клетка большого организма, то решения за нее должен принимать мозг (государство), а различности в государственном (общественном) механизме должна свестись к функции, которую она в этом механизме выполняет, но при этом никак не участвует в принятии политических решений - прямой путь к тоталитаризму, когда государство решит за своих граждан, их единой воле, распоряжаясь их свободой.
Расовый подход послужил в 20 в. основой для обоснования претензий Германии на необходимое ей «жизненное пространство", а также как аргумент в спорах между колониальными державами. Жертвами подобных концепций стали десятки миллионов человек
КРИТИКА
В настоящее время данные теория отвергается подавляющим большинством учёных.
Н. Н. Алексеев пишет, что никакое общение не может быть организмом, но некоторым сложным отношением между социальными единицами, монадами или душами. То, что есть организм или личность, не есть общество, так же как и общество никогда не может быть организмом или личностью. Идеи эти могут быть применены к обществу разве только фигурально или условно, но и при этом они принесут более вреда, чем пользы, так как привнесут в социологию неограниченное количество чуждых ей понятий;
Ф. Ф. Кокошкин писал, что отношения власти и подчинения, которые существуют в государстве и зависимость частей организма от целого — различные явления. Во втором случае — это явление физиологическое, имеющее характер безусловной необходимости, а в первом — психологическое, взаимодействие между индивидуальными сознаниями, такой необходимостью не обладающее;
Немаловажным пунктом критики является статичность индивида. Согласно органической теории «Человек-клетка» является неотчуждаемой частью «государства-организма», в то время как в реальности человек может поменять государственную принадлежность;